Изучение творчества А.С. Пушкина в меняющемся мире

Содержание

Слайд 2

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (1823-1830) Какой вопрос, какая человеческая проблема строит его содержание,

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (1823-1830)

Какой вопрос, какая человеческая проблема строит его содержание, дает

роману его вечную жизнь? Что в нем заставляет вздрогнуть и почувствовать: это – правда, это – про меня, про нас всех?
Слайд 3

I глава «Хандра» Жизнь Онегина как непрерывное пиршество за праздничным столом.

I глава «Хандра»

Жизнь Онегина как непрерывное пиршество за праздничным столом. Стол

– символ потребления, символ образа жизни, в которой потребляется все: искусство, лакомства, отношения людей и сами люди. Несовпадение личности и ее образа жизни.
Слайд 4

Пушкин о французской материалистической философии 17-18 вв.: «Ничто не могло быть

Пушкин о французской материалистической философии 17-18 вв.:
«Ничто не могло быть

противуположнее поэзии, как та философия, которой XVIII век дал свое имя. Она была направлена противу господствующей религии, вечного источника поэзии у всех народов, а любимым орудием ее была ирония холодная и осторожная и насмешка бешеная и площадная… все высокие чувства, драгоценные человечеству, были принесены в жертву демону смеха и иронии, греческая древность осмеяна, святыня обоих заветов обругана…».
( «О ничтожестве литературы русской», 1834)
Слайд 5

II глава Миропонимание «онегинской эпохи» и Онегина: XIV Но дружбы нет

II глава

Миропонимание «онегинской эпохи» и Онегина:
XIV
Но дружбы нет и той меж

нами. Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно; Нам чувство дико и смешно. Сноснее многих был Евгений; Хоть он людей, конечно, знал И вообще их презирал, — Но (правил нет без исключений) Иных он очень отличал И вчуже чувство уважал.
Слайд 6

III, IV, V,VI главы Поступки Онегина, которые приводят его к убийству

III, IV, V,VI главы

Поступки Онегина, которые приводят его к убийству Ленского

Парадоксальным образом воля человека, живущего только «по своей воле», уважающего только себя, сводится к нулю, исчезает. И хотя Онегину не чужды «души высокие порывы» и угрызения совести, хотя он не злодей, не бесчестный человек, - его миропонимание, диктуемый им образ жизни, привычки, характер мышления, духовная лень делают из него убийцу.
Слайд 7

VII глава Идеал человека Пушкиным воплощен в Татьяне. В Татьяне он

VII глава

Идеал человека Пушкиным воплощен в Татьяне. В Татьяне он выразил

чувство тайны: тайны бытия, тайны человека, тайны России. В ней он воплотил мечту об идеальном, прекрасном человеке. Создание этого образа было огромным событием во внутренней жизни поэта.
Слайд 8

Роль культуры в жизни людей. Рождественский европейский тип культуры и Пасхальный

Роль культуры в жизни людей. Рождественский европейский тип культуры и Пасхальный

тип русской культуры.
Посещение Татьяной дома Онегина. Книги,
В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом.
Татьяна угадала драму образованного русского человека послепетровской России, усвоившего чужие нравы, чужие понятия о жизни, чужие представления о человеке.
Слайд 9

Проблема человека. Россия Татьяны и Россия Онегина

Проблема человека. Россия Татьяны
и Россия Онегина

Слайд 10

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» (1833-1836) – завещание Пушкина потомкам Эпиграф: «Береги честь смолоду». «Мысль семейная» в романе.

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» (1833-1836) – завещание Пушкина потомкам

Эпиграф: «Береги честь смолоду».
«Мысль

семейная» в романе.
Слайд 11

Смысл названия «Капитанская дочка» Русский философ П. Флоренский : «Кто вникал,

Смысл названия «Капитанская дочка»

Русский философ П. Флоренский : «Кто вникал, как

зачинаются и рождаются художественные образы и каково внутреннее отношение к ним художника, тому ясно, что объявить имена случайными кличками, а не средоточными ядрами самих образов – все равно, что обвинить в субъективности и случайности всю словесность как таковую, по самому роду ее» («Имена»).
Слайд 12

Миронова Маша «Мария, имя всеблагоуханное, лучшее из имен, не только женских,

Миронова Маша

«Мария, имя всеблагоуханное, лучшее из имен, не только женских, но

и всех вообще, совершеннейшее по красоте, а внутри равновесное. Идеал женственности... Свет его ослепляет меня, и я говорю о нем в плане высшем. Это имя, которое <повышает мысль ума всю> на план высший» (П. Флоренский)
Отец Маши Иван Кузьмич Миронов П. Флоренский: имя «Иван» по происхождению является древнееврейским и переводится как «дар или благодать Божия». « Знаю, что самое русское имя - Иван. Кротость, простоватость (или простота)». Но эта простота самая чистая, простота, в которой скрывается правда, ведь Иоанн – один из двенадцати апостолов, а самое важное то, что он – Богослов, евангелист.
Мать Маши Василиса Егоровна Миронова
Имя этой героини – женская интерпретация мужского имени Василий, которое обозначает «царский, царственный» (Флоренский П.).
Слайд 13

Петр Андреевич Гринев Имя Пётр имеет древнегреческое происхождение и переводится как

Петр Андреевич Гринев

Имя Пётр имеет древнегреческое происхождение и переводится как «скала,

камень». «На Руси оно быстро и прочно распространилось среди всех слоев населения, и стало восприниматься как исконно славянское».В христианский мир это имя вошло как имя одного из учеников Христа — апостола Петра. Петр — символ непоколебимой веры апостола. В христианской символике апостол Пётр изображается стражем Рая.
Слайд 14

Алексей Иванович Швабрин П. Флоренский: «имя Алексей родственно имени Александр, но

Алексей Иванович Швабрин

П. Флоренский: «имя Алексей родственно имени Александр, но сущности

этих имён абсолютно различны: «И в звуках, и в свойствах имени Алексей, и еще больше в подлинной церковной форме этого имени Алексий, и еще более в первоисточной греческой форме его же Αλὲξιος, содержится неравновесность, потому неустойчивость, отсутствие стояния. <…> Александр есть твердое тело, кристаллически построенное, Алексей же - тестообразное. <…> Александр стоит, Алексей же падает, всегда падает, и в нем нет ни одной вертикали».