Какое влияние на развитие русской литературы оказало творчество Гёте и Шиллера

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Иоганн Вольфганг фон Гёте Иоганн Вольфганг Гёте -немецкий писатель, мыслитель, философ

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Иоганн Вольфганг Гёте -немецкий писатель, мыслитель, философ и

естествоиспытатель, государственный деятель. Гёте творил в разных жанрах: поэзия, драма, эпос, автобиография, эпистолярия. Гёте стал главным идеологом течения «Буря и натиск».
Слайд 4

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер -

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер - немецкий

поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений «Буря и натиск» и романтизма в литературе.
Слайд 5

Направления творчества «Буря и натиск» - литературное движение в истории немецкой

Направления творчества

«Буря и натиск» - литературное движение в истории немецкой

литературы 1767—1785 годов, связанное с отказом от культа разума, свойственного классицизму эпохи Просвещения, в пользу не стеснённого правилами творчества, предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, интерес к которым характерен для предромантизма.
«Веймарский классицизм» - направление в немецкой литературе и культуре, связанное с именами Иоганна Вольфганга Гёте и Фридриха Шиллера. Начало периода Веймарского классицизма определяют поездкой Гёте в Италию в 1786—1788 годах и переездом Шиллера в Веймар в 1799 году.
Слайд 6

Философия Гёте и Шиллера Гёте и Шиллер считали, что задача искусства

Философия Гёте и Шиллера

Гёте и Шиллер считали, что задача искусства

— утвердить положительные, гуманистические идеалы красоты и гармонии и тем самым содействовать духовному подъёму и пробуждению национального самосознания
Человеческие чувства по Гёте и Шиллеру – это те философские понятия, которые не могут существовать отдельно от человеческой личности.
Только напряженный духовный труд каждого человека когда-нибудь приведет к равновесию «мысли и мира», к внутренней и внешней гармонии индивида и окружающей действительности.
Слайд 7

Влияние Гёте и Шиллера на творчество Жуковского Эволюция переводческого мастерства. Заимствование

Влияние Гёте и Шиллера на творчество Жуковского

Эволюция переводческого мастерства.
Заимствование формы.

Личные отношения с Гёте и Шиллером, культурное, идейное обогащение.

«Жуковский не только переменяет внешнюю форму нашей поэзии, но даже дает ей совершенно другие свойства ... он дал германический дух нашему языку», В. Кюхельбекер

Слайд 8

Влияние на творчество Пушкина Схожесть во взглядах, восприятии мира Поэтическое перевоплощение,

Влияние на творчество Пушкина

Схожесть во взглядах, восприятии мира
Поэтическое перевоплощение,

или преображение, художническая «объективация» - основная черта творчества и Гете, и Пушкина.
Влияние через Жуковского

«Через общее влияние Жуковского — на Пушкина, несомненно, влиял и Гете. Влиял именно потому, что он по своему дух у был более, чем Шиллер, конгениален нашему великому поэту», - Струве

Слайд 9

Влияние на творчество Достоевского Гёте и Шиллер оказали влияние на культурное

Влияние на творчество Достоевского

Гёте и Шиллер оказали влияние на культурное формирование

всего поколения.
Влияние Шиллеровских идеалов в детстве и в течение жизни на мировоззрение Фёдора Михайловича.
Обращение к немецким классикам в произведениях.

«А у нас он ( О Шиллере), вместе с Жуковским, в душу русскую всосался, клеймо в ней оставил, почти период в истории нашего развития обозначил», - Ф.М. Достоевский

Слайд 10

Влияние на творчество Блока Новое осмысление поэтически-философского мира Гёте. Обращение к

Влияние на творчество Блока

Новое осмысление поэтически-философского мира Гёте.
Обращение к темам

немецкой классики, переводы.
Образ времени.

«Основные литературные влияния – Шекспир, Гете, Достоевский, Фет, Полонский, Вл.Соловьев, Вал. Брюсов», - писал А.А. Блок в «Краткой автобиографии» 1907 г.

Слайд 11

Влияние на творчество Булгакова Произведение «Мастер и Маргарита», аллюзии к «Фаусту».

Влияние на творчество Булгакова

Произведение «Мастер и Маргарита», аллюзии к «Фаусту».
Заново поставлены

вечные вопросы человечества, затронутые в произведении Гёте «Фауст».

«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.»

Слайд 12

Тезис: «Немецкая поэзия — нам родная, и мы умеем понимать ее

Тезис: «Немецкая поэзия — нам родная, и мы умеем понимать ее

без того усилия, которое условливается чуждою национальностью», - Белинский

Исследование взаимосвязи немецкой философии и русского менталитета


Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Слайд 13

Результаты опроса

Результаты опроса

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Вывод Таким образом, темы, поднятые в произведениях Гёте и Шиллера близки

Вывод

Таким образом, темы, поднятые в произведениях Гёте и Шиллера близки русскому

человеку, как в древности, так и в современности. Немецкая поэзия отражает нравственные устои, нормы морали, которые свойственны русскому народу. Именно поэтому заимствования из немецкой лирики можно встретить в русской литературе довольно часто, на протяжении нескольких веков.