Карл Черни (21 февраля 1791, Вена — 15 июля 1857)

Содержание

Слайд 2

"Мы по достоинству еще не оценили Черни." И. Брамс.

"Мы по достоинству еще не оценили Черни." И. Брамс.

Слайд 3

К.Черни – детские годы Карл Черни родился в Вене в музыкальной

К.Черни – детские годы

Карл Черни родился в Вене в музыкальной семье

чешского происхождения. Его дед был скрипачом, его отец Венцель (Вацлав) Черни был гобоист, органист и пианист, также он был преподавателем игры на фортепиано и настройщиком этого инструмента.

Семья переехала в Вену из Нимбурк, Чехия, и Карл не говорил по-немецки до десяти лет. Черни начал играть на фортепиано в возрасте трех лет и сочинять в возрасте семи лет.

Вена на рубеже 18-19 веков

Слайд 4

К.Черни - ученик Его первым учителем на фортепиано был отец, основой

К.Черни - ученик

Его первым учителем на фортепиано был отец, основой для

обучения были, в основном, произведения Баха, Моцарта и Клементи.

Черни начал выступать с сольными концертами на фортепиано в доме своих родителей.
Бетховен, присутствующий на одном из таких концертов, был настолько впечатлен исполнением

Потрет Л. Ван Бетховена. Миниатюра Горнемана. 1803 г.

его Патетической сонаты, что он взял учеником 10-летнего Карла Черни, который оставался под опекой Бетховена в течение следующих трех лет (1800 – 1803).

Слайд 5

Также Черни брал уроки у Иоганна Непомука Гуммеля и Антонио Сальери,

Также Черни брал уроки у Иоганна Непомука Гуммеля и Антонио Сальери,

посещал курсы, которые Муцио Клементи проводил в Париже, Вене, Санкт-Петербурге, Берлине, Праге, Риме и Милане.

И.Н. Гуммель
(1778 – 1837)

М. Клементи
(1752 – 1832)

Слайд 6

К.Черни - исполнитель Первое публичное выступление Черни состоялось в 1800 году,

К.Черни - исполнитель

Первое публичное выступление Черни состоялось в 1800 году, он

играл на фортепиано концерт № 24 до минор Моцарта.
Бетховен доверил Черни первое исполнение в Вене своего Третьего фортепианного концерта (1806).
В возрасте 21 года, в феврале 1812 года, он вернулся к исполнительской

Рояль Л. Ван Бетховена

деятельности, чтобы представить в Вене фортепианный концерт № 5 Бетховена, "Император".
Несмотря на такое вдохновляющее признание его пианистического таланта, Черни вскоре прекратил концертные выступления и после 1815 целиком посвятил себя педагогике и композиции.

Слайд 7

К.Черни - педагог В возрасте пятнадцати лет (уникальный случай в истории

К.Черни - педагог

В возрасте пятнадцати лет (уникальный случай в истории музыкальной

педагогики!) Черни начал очень успешную преподавательскую карьеру. Опираясь на метод преподавания Бетховена и Клементи, Черни давал до двенадцати уроков в день в домах венской знати. Его учениками были Сигизмунд Тальберг, Стивен Хеллер, Альфред Яель, Теодор Лешетицкий, Теодор Куллак, Теодор Делер и Анна Каролина Ури.

Ференц Лист
(1811 – 1886)

Самым известным учеником Черни был Ференц Лист, который начал заниматься с ним в возрасте девяти лет. Черни был единственным учителем Листа.

Слайд 8

К.Черни - педагог Аспекты педагогической деятельности: стремление раскрыть индивидуальность учеников; сформировать

К.Черни - педагог

Аспекты педагогической деятельности:
стремление раскрыть индивидуальность учеников;
сформировать их всесторонне развитыми

музыкантами, обладающими самостоятельной

К. Черни в кругу друзей (за роялем – Ф.Лист)

творческой волей и безукоризненным пианистическим

мастерством;
развитие в учениках умения серьезно, планомерно работать, воспитание дисциплины мыслей и чувств.

Слайд 9

К.Черни - композитор Черни написал очень большое количество музыкальных произведений (мессы,

К.Черни - композитор

Черни написал очень большое количество музыкальных произведений (мессы, панихиды,

симфонии, концерты, сонаты и струнные квартеты и др.)
Основной и самой востребованной частью репертуара Черни является большое количество этюдов, например, "Школа беглости" (Schule der Gelufigkeit, ор.299), "Искусство беглости пальцев" (Schule der Fingerfertigkeit, ор.740). Они охватывают практически все серьезные проблемы техники и интерпретации, с которыми сталкиваются пианисты на всех уровнях.

"Школа беглости" (Schule der Gelufigkeit, ор.299)

Слайд 10

К.Черни - композитор Он написал также учебник композиции "Полное теоретико-практическое учение

К.Черни - композитор

Он написал также учебник композиции "Полное теоретико-практическое учение о

композиции" (Vollstndige theoretisch-praktische Kompositionslehre, 1849), "Очерк истории музыки" (Umriss der ganzen Musik-Geschichte, 1851), эссе о технике исполнения фортепианных сонат Бетховена, автобиографический очерк "Воспоминания из моей жизни" (1842), мемуары.

Избранные этюды для фортепиано.
Редакция Г. Гермера

Слайд 11

К.Черни - мнения Творчество К.Черни неоднозначно оценивалось музыкантами: оно получило высокое

К.Черни - мнения

Творчество К.Черни неоднозначно оценивалось музыкантами: оно получило высокое признание

Ф.Листа, С.Тальберга, позже Й.Брамса, в нашем веке — И.Стравинского; Р.Шуман придерживался противоположного мнения, отрицательные отзывы о работах Черни давал Ф.Шопен, — но при всем этом сейчас трудно назвать национальную пианистическую школу, не включающую в свою практику произведения К.Черни.
Слайд 12

К. Черни в жизни В жизни Черни был человеком скорее умеренным,

К. Черни в жизни

В жизни Черни был человеком скорее умеренным, рассудительным,

уравновешенным, нежели порывистым и эмоциональным. Он не жаждал ни славы ни денег.
Не богатая внешними событиями вся жизнь Черни прошла в Вене: лишь в 1836 году он посетил Лейпциг, в 1837 - Лондон и Париж, в 1846 - Ломбардию. Последние два десятилетия творческой деятельности он посвятил исключительно композиции, аранжировке и занятиям лишь с талантливыми учениками, причем бесплатно. За 10 дней до смерти, в июне 1857 года были закончены две увертюры и три сонаты. Музыка была единственной радостью Черни, делом всей его жизни.
Он умер в Вене в возрасте 66 лет. К.Черни никогда не был женат и у него не было близких родственников.

Беспрецедентная работоспособность принесла ему материальный достаток, незадолго до смерти он завещал большую часть своего состояния различным благотворительным учреждениям Вены.