Классицизм в русской литературе

Содержание

Слайд 2

Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая,

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением

Петра.
А. С. Пушкин

Словесность наша явилась вдруг в XIII веке.
А. С. Пушкин

Слайд 3

Какое из этих зданий относится к классицизму? Докажите. Вспомните черты классицизма.

Какое из этих зданий относится к классицизму? Докажите.

Вспомните черты классицизма.

Слайд 4

А. Лосенко. Владимир перед Рогнедой

А. Лосенко. Владимир перед Рогнедой

Слайд 5

И.Никитин. Портрет напольного гетмана

И.Никитин. Портрет напольного гетмана

Слайд 6

Д.Левицкий. Портрет Демидова

Д.Левицкий. Портрет Демидова

Слайд 7

Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»: Какой ни взять сюжет, высокий

Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»:

Какой ни взять сюжет, высокий или

забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.
Коль тщательно искать, то вскоре острый разум
Привыкнет находить ее легко и разом;
Рассудка здравого покорствуя ярму,
Оправу ценную дает она ему.
Слайд 8

Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. Но строгой

Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но строгой логики от

вас в театре ждут;
В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.
Bы новое лицо ведете на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда самим собой.
Н. Буало
Слайд 9

Что характерно для классицизма: Основное свойство — обращенность к образам и

Что характерно для классицизма:

Основное свойство — обращенность к образам и формам

античного искусства как классическим и идеальным образцам.
В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе».
Слайд 10

Основной лозунг классицизма XVII-XVIII веков — подражание природе, где все, по

Основной лозунг классицизма XVII-XVIII веков — подражание природе, где все, по

мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio — разум).
Слайд 11

Черты классицизма в литературе: культ разума; художественное произведение организуется как искусственное,

Черты классицизма в литературе:

культ разума;
художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное

целое;
строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;
человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;
подчеркивается объективность повествования;
активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Слайд 12

Герои произведения классицизма Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно

Герои произведения классицизма

Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена

авторская оценка.
Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Слайд 13

Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа— стереотип характера, который переходит

Для классицистических пьес характерна «система амплуа».

Амплуа— стереотип характера, который переходит из

пьесы в пьесу.
Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»:
героиня — герой-любовник — второй любовник
В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Слайд 14

Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе: Но забывать нельзя,

Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:

Но забывать нельзя,

поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
единство времени: действие развивается не более суток;
единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;
единство действия: одна сюжетная линия, количество дей­ствующих лиц ограниченно (5—10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
Слайд 15

Требования к классицистической композиции В пьесе, как правило, 4 акта —

Требования к классицистической композиции

В пьесе, как правило, 4 акта — в

третьем кульминация, в четвертом развязка.
Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию.
Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.