Конкретно-историческое и универсальное в романе Тургенева Отцы и дети

Содержание

Слайд 2

Ч.I.Конкретно-историческое в романе. Действие романа 1859 г. Исторический перелом, подготовка к

Ч.I.Конкретно-историческое в романе.

Действие романа 1859 г.
Исторический перелом, подготовка к реформе

1861 г.
Усилилась общественно-историческая борьба между
революционерами-демократами (сторонниками радикальных реформ) – новые тенденции времени 1860-х гг.
Либералами (сторонники постепенных преобразований) – отражали идеи времени 1840-х гг.
Вывод: тема «отцов» – дворян, либералов и «детей» – разночинцев была актуальна, выдвинута самой жизнью, отражена временем начала 1860-х гг.
Слайд 3

Герой времени. Какой он? Моноцентрическая структура романа (в центре романа один

Герой времени. Какой он? Моноцентрическая структура романа (в центре романа один герой)

Главный

герой Евгений Базаров – НИГИЛИСТ!! (nihil – НИЧТО!)*
Представляет молодое поколение.
Носитель новых идей. Воплощает историческое движение.
Сознательная цель – служить прогрессу: уничтожать то, что тормозит его развитие.
Нигилистом называет его Тургенев, что для него все равно, что РЕВОЛЮЦИОНЕР
*философия, которая ставит под сомнение (в крайней своей форме — абсолютно отрицает) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности..
Слайд 4

Базаров – герой, воплощающий эпоху 1860-х гг. Социально и политически определен:

Базаров – герой, воплощающий эпоху 1860-х гг.

Социально и политически определен:
Принадлежит к

демократической интеллигенции (разночинец), увлекается естественнонаучными знаниями, студент медико-хирургической академии.
Убеждения основываются на философии материализма ( в частности, вульгарного материализма Малешота и Бюхнера).
Взгляды его – политический радикализм (см. гл.10, полемика с Павлом Петровичем. В чем предел его политического радикализма?)
*Роман посвящен памяти В.Г. Белинского.
В программных заявлениях отразились взгляды Чернышевского, Добролюбова, Писарева (кое-что было предугадано Тургеневым, например, писаревское «разрушение эстетики», ниспровержение Пушкина и пр.)
Слайд 5

Базаров глазами современников Полемика критиков-«реалистов»: Антонович М.А. Асмодей нашего времени //Роман

Базаров глазами современников Полемика критиков-«реалистов»: Антонович М.А. Асмодей нашего времени //Роман И.С.

Тургенева “Отцы и дети” в русской критике. – Л., 1986. Писарев Д.И. Базаров / Реалисты //Соч.: В 4-х т. – Т. 2. – М., 1956.

Представители революционно-демократического лагеря разделились в оценках:
Одни подвергли Базарова сокрушительной критике: «Злая, тенденциозная карикатура на молодое поколение», «апофеоз «отцов» (ст. Антоновича «Асмодей* нашего времени»)
*Асмодей - злой, сластолюбивый демон..
Другие, например, Писарев – напротив, увидел в Базарове своего человека, дал высокую оценку его нигилизму, смерть Базарова признал «подвигом». Привлекательность Базарова объяснял тем, что Тургенев, будучи идеалистом, создал Базарова «победителем» вопреки своим взглядам. В конце «Тургенев не смог себя перебороть и «убил» Базарова, поскольку не верил в то, что будущее принадлежит нигилистам-революционерам». (См. лекцию по Чернышевскому: «литература должна отражать жизнь»).
Т.Е. время базаровых еще не пришло!
ВЫВОД: оценки современников (да и советских литературоведов!) грешили предвзятостью, односторонностью. Сводились к вопросу: кто правы, «отцы» или «дети»?

Слайд 6

Кто прав, «отцы» или «дети»? Кто дал наиболее адекватную замыслу Тургенева

Кто прав, «отцы» или «дети»? Кто дал наиболее адекватную замыслу Тургенева интерпретацию?

Страхов Н.Н. И.С. Тургенев “Отцы и дети” //Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” в русской критике. – Л., 1986

Ст. Тургенева «По поводу «Отцов и детей»:
«Ни «отцы», ни «дети», сказала мне одна остроумная дама по прочтении моей книги, вот настоящее заглавие вашей повести – и вы сами нигилист». «Быть может, эта дама и правду сказала», – так комментирует эти слова писатель.
Ст. Н.Н. Страхова. «Тургенев «Отцы и дети»:
Страхов отдает дань силе и цельности характера Базарова.
«В романе есть нечто, что выше героя – это жизнь – вечные начала человеческой жизни – любовь, красота, искусство, природа. Эти ценности и отстаивает Тургенев.»

Слайд 7

Как сегодня трактуется роман? Литературоведение 20-21 в. (по выбору): •П.Г. Пустовойт

Как сегодня трактуется роман? Литературоведение 20-21 в. (по выбору):

•П.Г. Пустовойт Роман

И.С. Тургенева Отцы и дети. Комментарий. «Просвещение», 1983 г.
Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”. – М., 1982.
Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. – Л., 1991.
Недзвецкий В.А., Пустовойт П.Г., Полтавец Е.Ю. И.С. Тургенев. – М., 1998.
И. Беляева «ОТЦЫ И ДЕТИ» И. С. ТУРГЕНЕВА: РОМАН О «ВЕЧНОМ ПРИМИРЕНИИ» https://cyberleninka.ru/article/n/ottsy-i-deti-i-s-turgeneva-roman-o-vechnom-primirenii
Слайд 8

Ю.В. Лебедев Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”. – М., 1982.

Ю.В. Лебедев Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”. – М., 1982.

В

основу конфликта Тургенев кладет классическую коллизию античной трагедии.*
*За полтора месяца до окончания романа Тургенев отмечает: «Со времен древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы».
Уровни конфликта:
Конфликт «нигилистов» – либералов-консерваторов.
Вечный конфликт поколений (иногда принимающий довольно резкие формы).
Конфликт «отцов» и «детей» как проблема общечеловеческая, отражающая переход от одного состояния общества к другому (как конфликт столкновения эпох!). Имеется историческая необходимость ОТРИЦАНИЯ, но и необходимость ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. Конфликт не может сводится только к противоборству. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ должна соединять поколения – это и есть объективный закон истории развития человечества
Слайд 9

Закон ОТРИЦАНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. Как работает в романе? Базаров ПРАВ в

Закон ОТРИЦАНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. Как работает в романе?

Базаров ПРАВ в своем

нигилизме: без отрицания всего отжившего не изменить мир
Но нигилизм приводит его к отрицанию всех ценностей жизни, в т.ч., гуманистической культуры, что не может подлежать отрицанию (см.гл.10)
Базаров бунтует против законов объективной необходимости, которые невозможно обойти или изменить (это закон преемственности, «вечные» эстетические и этические ценности)
Слайд 10

Базаров в 1 части романа: Уверен в себе! Убежденный противник дворян-аристократов

Базаров в 1 части романа:

Уверен в себе!
Убежденный противник дворян-аристократов и их

«принципов» (см. 1-ю лекцию, слайд 9 «Принципы западничества: гуманизм, гегельянство, свобода личности, прогресс, Конституция, отмена крепостного права путем реформ, просвещение и т.д.) – все это для Базарова пустые и бесполезные слова.
Считает свое «отрицание» отражением народного духа возмущения (отражение эпохи)
В романе есть панорама русской провинциальной жизни, картины нищеты и запустения русской деревни. Этот социальный фон очень важен, поскольку укрупняет характер Базарова, указывает на истоки его нигилизма.
Слайд 11

В романе много диалогов-споров. Конкретно-историческое отражено в этих спорах! Сталкиваются два

В романе много диалогов-споров. Конкретно-историческое отражено в этих спорах!

Сталкиваются два

целостных мировоззрения: старое и новое, идеалистическое и материалистическое, гегелисты и материалисты ( в романе нигилисты): «Раньше были гегелисты, а теперь нигилисты»
Базаров – материалист, рационалист, позитивист, атеист, нигилист.
*Русский нигилизм 1860-х гг.: "Долой ваше искусство! Долой вашу любовь! Долой ваш строй! Долой вашу религию!» (слова В.В. Маяковского точно отражают позицию))
Павел Петрович – либерал-западник 1840-х гг., аристократ, отстаивает принципы государства, Конституционные права и свободы, историю понимает как прогресс. (Об этом он заявляет во время завтрака, когда мажет ножом масло на хлеб) - прием иронии! Зачем?
Слайд 12

Какие вопросы поднимаются в спорах? Общественно и бытийно значимые! Социальные, общественные:

Какие вопросы поднимаются в спорах?

Общественно и бытийно значимые!
Социальные, общественные: вопросы устройства

государства, права, аристократизм, нигилизм, личность и общество (среда), народ.
Философские - онтологические (бытийные), экзистенциальные* (жизнь, смерть): природа, искусство, любовь,
*Одна из основных идей экзистенциализма - выход за пределы жизни, соприкосновение с вечностью. 
Слайд 13

Природа Базаров – материалист естественно-научного толка, все строит на выводах Бюхнера,

Природа

Базаров – материалист естественно-научного толка, все строит на выводах Бюхнера, Молешота,

Фохта*
Базаров считает, что в природе есть химические и физические процессы, признает только то, что можно увидеть в микроскоп.
«Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник».
Никаких тайн в природе, она не выше человека и человек может ею обладать, заставить служить себе.
*Вульгарные материалисты, противники немецкого идеализма, все объясняли физиологией: мозг выделяет мысль, нет мысли без фосфора; нравственные понятия зависят от физиологии, никакой души нет. Их идеи чрезвычайно популярны в середине 19 века, воспринимались как антирелигиозные, антиофициальные.
Слайд 14

Любовь – «романтизм, чепуха, гниль, художество..» Такова, как и сам человек.

Любовь – «романтизм, чепуха, гниль, художество..»

Такова, как и сам человек. Тоже

физиология влечения одного пола к другому. В отношениях мужчины и женщины нет никаких тайн: «Что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения» ( гл.5)
«Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Все придумали романтики-гегелисты
О Павле Петровиче Базаров говорит, что он «не мужчина», «не самец», «раскис от любви»
«Нравится тебе женщина – старайся добиться толку» (см. гл 17; ср. высказывания Добролюбова по поводу «лишних людей» в литературе)
Слайд 15

Искусство *Искусство выше жизни – так считали идеалисты, - ибо оно

Искусство *Искусство выше жизни – так считали идеалисты, - ибо оно воплощает

гармонию

Не признает превосходства искусства над другими сферами деятельности человека
«Рафаэль гроша медного не стоит»
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»
Наука (философия) – тот же романтизм
Базаров не признает вообще ни гармонии, ни вечных начал жизни

Слайд 16

Народ Взгляд Базарова чужд мистики, лишен идеализации, никакой патриархальности, соборности, никакой

Народ

Взгляд Базарова чужд мистики, лишен идеализации, никакой патриархальности, соборности, никакой тайны
«Русский

мужик суеверен, пьяница»
«Мой дед землю пахал»
Подкрепление своему нигилизму видит в недовольстве народа
— Стало быть, вы идете против своего народа?
— А хоть бы и так? — воскликнул Базаров. — Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом — он русский, а разве я сам не русский?
— Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали! Я вас за русского признать не могу.
— Мой дед землю пахал, — с надменною гордостию отвечал Базаров..
— А вы говорите с ним и презираете его в то же время.
— Что ж, коли он заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?
Слайд 17

Личность и среда (общество) Базаров не принимает тезиса о трагическом бессилии

Личность и среда (общество)

Базаров не принимает тезиса о трагическом бессилии человека

перед властью среды
«Каждый человек сам себя воспитать должен»
«Почему я должен зависеть от времени, пусть оно от меня зависит»
Отвергает идею жертвы «сапоги всмтяку»
Слайд 18

Философские, общественно-политические взгляды (анализ гл.10) Идея полного беспощадного отрицания, где ПРЕДЕЛ?

Философские, общественно-политические взгляды (анализ гл.10)

Идея полного беспощадного отрицания, где ПРЕДЕЛ?
— Мы

действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров.
— В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
—Всё?
— Всё.
— Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
— Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.
Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть! Сила! Да вспомните, наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиною, а тех — миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!
— Коли раздавят, туда и дорога, — промолвил Базаров.
— Только бабушка еще надвое сказала. Нас не так мало, как вы полагаете.
— Как? Вы не шутя думаете сладить, сладить с целым народом?
— От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела, — ответил Базаров.
— Так, так. Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление.
Слайд 19

Выводы из анализа «психологического» поединка П.П. и Базарова Каковы истинные цели

Выводы из анализа «психологического» поединка П.П. и Базарова

Каковы истинные цели нигилистов,

как они формулируют свои цели и задачи? какова мера их ответственности за судьбы молодежи? Наконец, главный вопрос, где предел нигилизма? Все эти вопросы задает ПП, мы чувствуем , что правда на стороне ПП! А Базаров, что более усугубляет его раздражение, очевидно внутренне разозлен, почему?? Ответов у него нет!
Вопреки сложившейся практике интерпретации образа Базарова в 1 ч. романа представить его четким нигилистом, человеком без сомнений и упреков, победителем в споре с идеалистами, а именно, «отцами», в романе это Пп и Нп, мы видим, что нет однозначности в психологическом рисунке образа Базарова, мы чувствуем, что у Базарова есть слабые места!
Слайд 20

Базаров во 2-ой ч. Романа «Страстное, грешное, бунтующее сердце!» Традиционное испытание

Базаров во 2-ой ч. Романа «Страстное, грешное, бунтующее сердце!»

Традиционное испытание героя

любовью
Встреча с Одинцовой
Чувство, которое испытывает Базаров, приводят его к кризису:
«Перед героем открылись две бездны: одна загадка его собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем он предполагал; другая – загадка мира, который его окружает» (Ю.В. Лебедев)
Слайд 21

1-ое испытание – стихия жизни - любовь Не Тургенев заставил! Базаров

1-ое испытание – стихия жизни - любовь

Не Тургенев заставил!
Базаров не мог

не влюбиться! Почему?
Базаров наделен развитым чувством. Он незауряден, натура сильная, в нем самом возникла эта природная стихия
«Каким я вдруг свирепым стал»
Рационалист говорит, что влюблен глупо, безумно
“…Одинцова ему нравилась; но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил.
Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе…”
Слайд 22

Базаров чувствует в себе тайные желания, которые сильнее разума В этом

Базаров чувствует в себе тайные желания, которые сильнее разума
В этом он

живой человек
Этот «Живой человек» начинает подавлять Базарова-идеолога-материалиста
Вопреки теории открывается ему глубина жизни, что0то неведомое, то, от чего нельзя освободиться и чем нельзя овладеть
Он перестает работать, начинает скучать и даже походка его изменилась
Слайд 23

Жизнь открыла и другие свои тайные стихии Беззащитность человека перед стихийными

Жизнь открыла и другие свои тайные стихии

Беззащитность человека перед стихийными силами

природы, силой искусства, он заговорил красиво, как поэт : «Дуньте на умирающую лампаду!»
Сцена разговора с Аркадием под стогом сена:
Природа оказалась храмом!
Базаров рассуждает о беззащитности человека перед вечностью (философская категория!), временем, комическим бытием
Человек «ничто» перед этой вечностью, но он существо сознательное, хочет чего-то!
Роковое противоречие между бесконечными потребностями человека и ограниченными его материально-физическими возможностями
(ср. с концепцией человека у Тютчева)
Слайд 24

Народ все-таки тайна! Отношения народа с личностью тоже таинственные (сцена перед

Народ все-таки тайна!

Отношения народа с личностью тоже таинственные (сцена перед дуэлью

– мужик с лошадью)
– Что думает о нас этот человек? – спрашивает П.П.
– Кто его знает!
Русский мужик – таинственный незнакомец. Он сам себя не понимает..
Да и народ, которого не чуждается Базаров, как оказалось думает о Базарове иначе: «Шут гороховый» – вот что он в глазах мужика!
Народ живет другими интересами и понятиями.
Базаров чувствует пропасть между собой и народом
Слайд 25

Отношения личности и среды (общества) «Человек сам себя воспитать должен!» –

Отношения личности и среды (общества)

«Человек сам себя воспитать должен!» – гордая

позиция «лишних людей» – героев Тургенева жизнь обманывает!
Умирающий Базаров: «Нужен ли я России? – Нет. Не нужен!»
Есть некие закономерности жизни, которые оказываются сильнее личности – «жизнь обманула»
Слайд 26

Смерть – новое испытание Базарова Что стало причиной смерти? Болезнь?? Случайность?

Смерть – новое испытание Базарова Что стало причиной смерти? Болезнь?? Случайность? А

причина случайности??

Смерть Базарова героическая, как смерть трагического героя, апофеоз героя!
Случайность (болезнь) – рок! преследующий носителей исторического прогресса, людей, призванных воплощать новое в жизни общества
Научные знания – заражение при вскрытии трупа – не было адова камня (средства для обеззараживания)– жертвенное стремление служить народу. ( как смерть Рудина, Инсарова)
Умирающий Базаров прост и человечен, он думает о своих родителях, прощается с любимой женщиной, не стыдясь «романтизма»
Могила Базарова освещена светом и миром «Над нею поют птицы, и на нее льются слезы..(Н.Н. Страхов)
Герой оставляет миру позитивное, творческое, исторически ценное, что стояло за его «нигилизмом» (не только одно разрушение!) Опыт осознания тайны мира и самой жизни!

Слайд 27

Второй уровень конфликта – главный! Философско-психологический Личность и вечные стихии жизни

Второй уровень конфликта – главный! Философско-психологический

Личность и вечные стихии жизни (ценности)
С этими

стихиями неизбежно сталкивается любая личность*
Обыкновенные люди (Фенечка, Аркадий, Николай Петрович, Павел Петрович) могут довольствоваться обычными радостями, не задумываясь о трагедии бытия.
Базаров – трагическая личность, трагический герой. Он обречен как герой, восставший против жизненной закономерности.
*Личность понимается в литературном и философско-религиозном контексте
Слайд 28

Скрытый пласт романа, вербально не выразимый в своих глубинах Христианский подтекст

Скрытый пласт романа, вербально не выразимый в своих глубинах Христианский подтекст «О

вечном примирении и жизни бесконечной…» (Алла Новикова-Строганова)

Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер.
Отец Алексей совершил над ним обряды религии. Когда его соборовали, когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся, и, казалось, при виде священника в облачении, дымящегося кадила, свеч перед образом что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице. (тайный психологизм!)
Тургенев остановился на пороге не постижимой земным разумом загадки души и Духа, человека и мира, вечной неумирающей жизни
Базаров испытал не страх, а неописуемый ужас!
Современные исследователи теряются в догадках. Что это? Запоздалое раскаяние? Или, наоборот, бунт атеистической души? Мистицизм? Или предчувствие ИНОБЫТИЯ? Переход героя в вечность?
Был ли он поражен величием непостижимой тайны, встретил ли он чего не ждал, о чем не думал, что отвергал и во что не верил?
Соборование подвигло его на какое-то громадное открытие О ЖИЗНИ ДУХОВНОЙ, ужаснувшее его самого?

Слайд 29

Роман о «жизни вечной и бесконечной» Таинство окончательно выводит Базарова из

Роман о «жизни вечной и бесконечной»

Таинство окончательно выводит Базарова из конкретно-чувственного,

вульгарно-материалистического, обыденно-бытийного состояния в план ИНОБЫТИЯ
Это не «темнота», как думалось Базарову-атеисту-нигилисту
Тургенев дает почувствовать, что душа сопряжена с бесконечностью; в это мгновение с героем происходит нечто невидимое , таинственное и великое.
Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...
Слайд 30

Есть ли предел нигилизма Базарова? Концепция В.В. Марковича Нигилизм Базарова бросает

Есть ли предел нигилизма Базарова? Концепция В.В. Марковича

Нигилизм Базарова бросает вызов непреходящим

духовным ценностям. В этом трагическая вина героя и причина его неизбежной гибели.
Современная общественно-историческая ситуация представляется трагической, потому что может обернуться нарушением закона отрицания/преемственности: дети утратят наследие отцов, связь с прошлым, с корнями своего бытия. Отцы утратят любовь к своим детям. Общественные противоречия могу разорвать основания самой жизни. Эти противоречия есть в самой натуре Базарова (гл.10)
Слайд 31

Где предел нигилизма Базарова? Пережив любовь, страдания, он уже не может

Где предел нигилизма Базарова?

Пережив любовь, страдания, он уже не может быть

«разрушителем», «нигилистом»
Но и смириться, подчинив свою жизнь идее самоотречения, либо искать утешения в искусстве, в любви к женщине, в чувстве долга Базаров тоже не может – он слишком горд, свободен
Единственным возможным разрешением этого противоречия оказывается смерть