лермонтов пророк

Содержание

Слайд 2

М. Врубель «Голова Пророка» Пророк-англ. prophet; нем. Weissager/Prophet. Прорицатель, говорящий от

М. Врубель «Голова Пророка»

Пророк-англ. prophet; нем. Weissager/Prophet.
Прорицатель, говорящий от имени

Бога и предсказывающий будущее, вдохновленный божеством.
(Социологический словарь)

словарь

Слайд 3

Пророк (гр. profhths, лат. propheta), разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской церковью

Пророк

(гр. profhths, лат. propheta), разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской церковью как

провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа.
Это лицо, говорящее от имени Бога, сообщает народу Божий слова; эти слова могут быть как пророчеством в узком смысле, т.е. предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением.
В Св. Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, т.е. пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе.
(Исторический словарь)
В 1826 году А.С. Пушкин написал стихотворение «Пророк»
Слайд 4

«Пророк» 1841 «Пророк» Лермонтова явился «полемическим ответом на одноименное стихотворение А.С. Пушкина» (Краткая Литературная Энциклопедия)

«Пророк»
1841

«Пророк» Лермонтова явился «полемическим ответом на одноименное стихотворение А.С. Пушкина»

(Краткая Литературная Энциклопедия)
Слайд 5

История создания стихотворения В июле 1841 года поэт внезапно осознает в

История создания стихотворения

В июле 1841 года поэт внезапно осознает в своей

душе перемену: «Если он прежде был как бы пророком любви-убийцы, то теперь не должен ли он стать пророком любви к ближнему».
Он вспоминает свои беседы с А.И. Одоевским, погружается в чтение Евангелия, сосредоточивается на истории апостола Павла, вчитывается в его высказывания о судьбе пророка.
«Пророк», написанный в 1841 году,— одно из самых последних стихотворений Лермонтова, его поэтическое прощание и завещание. 
Слайд 6

Как вы поняли смысл стихотворения «Пророк»? Поэт, наделенный божественным даром, осознает

Как вы поняли смысл стихотворения «Пророк»?

Поэт, наделенный божественным даром, осознает

всю тяжесть своего предназначения. Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам. И он продолжает свое дело. Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:  С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
Слайд 7

Иллюстрация И.Е. Репина к стихотворению «Пророк» Провозглашать я стал любви И

Иллюстрация И.Е. Репина к стихотворению «Пророк»

Провозглашать я стал любви  И правды чистые

ученья:  В меня все ближние мои  Бросали бешено каменья.
Слайд 8

Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот

Посыпал пеплом я главу,  Из городов бежал я нищий,  И вот в пустыне

я живу,  Как птицы, даром божьей пищи;
Фразеологизм «Посыпать голову пеплом»
Когда вас охватывает горе или отчаяние, вы, как и все окружающие вас, начинаете плакать, «ломать руки», тяжело вздыхать. Иногда дело доходит до громких рыданий…
Древние люди выражали свое горе гораздо более бурно. По ритуальному обычаю, глубоко скорбя о несчастье, принято было раздирать на себе одежды, рвать волосы, посыпать голову землею или пеплом.
Слайд 9

Тема: противостояние поэта и толпы Идея : «Лермонтов пишет о печальной

Тема: противостояние поэта и толпы Идея :

«Лермонтов пишет о печальной судьбе поэта,

о ненужности его миссии, трагическом уделе презираемого и гонимого певца». И. Каплан
«Ошибочно думать, что в конце жизни Лермонтов пришел к заключению о ненужности поэтического слова» (И. Каплан. - Литература, 1994, №18).
В библейском смысле пустыня— это символ страдания и очищения.. Именно в пустыне пророк, живя, «как птицы, даром божьей пищи», тоже получает своеобразное утоление жажды — того, чего он был лишен в городе, — общения. Его не слушали люди в городе, но в пустыне, пространстве, где сохраняется «завет предвечного», ему не только «тварь покорна ... земная», но его слушают звезды, «лучами радостно играя». Одиночеству поэта в мире людей противостоит единение со всем мирозданием. 
Слайд 10

Лермонтовский пророк У Лермонтова есть портрет пророка. Мы видим его со

Лермонтовский пророк

У Лермонтова есть портрет пророка. Мы видим его со

стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Лермонтов описывает бытовые детали, черты его характера , внешности:
«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами. Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм и худ и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»
Слайд 11

Художественные особенности: Эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолюбивой»), метафора

Художественные особенности:

Эпитеты
(«чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолюбивой»),
метафора
(«В

очах людей читаю я Страницы злобы и порока»),
Сравнение
(«И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»),
Инверсия(обратный порядок слов)
(«Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»).
Библейские слова, выражения высокого стиля —
«пророк», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», они придают речи торжественность, взволнованные интонации. В стихотворении церковно-славянская лексика сочетается со словами из современного языка, это переносит в настоящее.
В лермонтовском «Пророке» много взрывных согласных («посыпал пеплом», «бежал», «в пустыне»), что создаст определенную напряженность и прерывистость звучания, а акцентировка на гласном «у» создает печальную, тоскливую интонацию: «и вот в пустыне я живу», «как он угрюм и худ и бледен»