Лирические отступления в поэме Н.В. Гоголя Мёртвые души

Содержание

Слайд 2

Гоголь – поэт, поэт жизни действительной. В. Г. Белинский Н.В.Гоголь начал

Гоголь – поэт, поэт жизни действительной.
В. Г. Белинский

Н.В.Гоголь начал работать


над созданием
«Мёртвых душ» в 1835 году.
Но вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью,
Гоголь уехал в Германию.
Потом он путешествует по Швейцарии и Франции,
продолжая работу над
«Мертвыми душами».
Слайд 3

Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» до 1841 г. «Мёртвые души»

Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» до 1841 г.

«Мёртвые души»

Во время

приезда в Россию в 1839 – 40-х годах он
читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ",
который был завершен в Риме в 1840 - 41.
Слайд 4

В декабре 1838 года в Рим приехал В.А.Жуковский, сопровождавший наследника Александра

В декабре 1838 года в Рим приехал В.А.Жуковский, сопровождавший наследника Александра

II.
Гоголь был чрезвычайно обрадован приездом поэта, показывал ему Рим, рисовал с ним виды, читал ему главы «Мёртвых душ».

Н.В. Гоголь на террасе виллы З.А. Волконской в Риме. Рисунок В.А. Жуковского. 22 января 1839 г.

Встреча с В.А.Жуковским в Риме

Слайд 5

При издании "Мертвых душ" Гоголь пожелал сам оформить титульный лист На

При издании "Мертвых душ" Гоголь пожелал сам оформить титульный лист

На

первом титульном листе
была изображена
коляска Чичикова,
символизирующая путь
России,
а вокруг – множество
человеческих черепов.
Слайд 6

Тема жизни и смерти, тема пути к возрождению красной нитью проходит

Тема жизни и смерти, тема пути к возрождению
красной нитью проходит

через всё
творчество Гоголя

Очень важно для Гоголя было и то,
чтобы его книга
вышла в свет
одновременно
с картиной
А.А. Иванова
"Явление
Христа народу".

Слайд 7

«Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то …какой

«Если совершу это творение так, как нужно его совершить,
то …какой

огромный, какой оригинальный сюжет!
Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»

(из письма к В. А. Жуковскому от 12 ноября 1836 г.)

Композиция «Мёртвых душ» подчинена законам логики.
Каждая глава как кольцо в цепи.
«Если кольцо будет вырвано, то цепь разрывается…»
Однако в противовес авторскому тяготению к логике
в поэме обращает на себя внимание алогизм.

Словарь:
Алогизм –
1) нелогичность, несовместимость с требованиями логики;
2) смысловой скачок в речи, попытка доказательства в обход
связности и последовательности изложения;
может использоваться как стилистический приём.

Слайд 8

Словарь Жанр и композиция: Поэма – лиро-эпический жанр большого объёма с

Словарь

Жанр и композиция:

Поэма – лиро-эпический жанр большого объёма
с развёрнутым

сюжетом и широким развитием образа
лирического героя.
2. Композиция – построение сюжета в динамической
последовательности:
Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка
Эпилог
Виды композиции: прямая, обратная.
Слайд 9

«Мёртвые души» Особенности композиции

«Мёртвые души»

Особенности композиции

Слайд 10

Сюжет – основные эпизоды литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной

Сюжет – основные эпизоды литературного произведения
в их художественной последовательности,


предусмотренной композицией произведения.

Виды сюжета:
хроникальный – определяет связь между эпизодами в определённой последовательности;
концентрический – подразумевается наличие причинно-следственных связей, т. е. одно событие влечёт за собой другое;
вставной сюжет – сюжет в сюжете.

Внесюжетные элементы:
вводные эпизоды – сюжеты, не связанные с основным действием;
лирические отступления – форма раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображаемых событий;
художественные предварения – изображение сцен, предваряющих основное действие;
художественное обрамление – сцены, которые начинают и заканчивают действие.


Слайд 11

Автор часто использует отступления, напрямую не связанные с сюжетом, в которых,

Автор часто использует отступления, напрямую не связанные с сюжетом, в

которых, оттолкнувшись от мелкой детали, уходит далеко за пределы сюжета. Все лирические отступления так или иначе развивают тему России.
Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси: от бытовых деталей, обобщений («Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, какие бывают гостиницы в губернских городах...») до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица-тройка).

Лирические отступления
в поэме «Мёртвые души»

Слайд 12

Основные темы «Мёртвых душ» Тема России Тема дороги «Не так ли

Основные темы «Мёртвых душ»

Тема России

Тема дороги

«Не так ли и ты, Русь,


что бойкая,
необгонимая тройка
несешься?
...Русь!
Куда ж несется ты?
Дай ответ.
Не дает ответа».
Слайд 13

Любовь к русскому народу, к родине, патриотические и возвышенные чувства писателя

Любовь к русскому народу, к родине,
патриотические и возвышенные чувства

писателя
выразились в образе тройки, несущейся вперед,
олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые
силы России.
Здесь автор задумывается
о будущем страны, он смотрит
в будущее и не видит его, но как
истинный патриот верит в то,
что в будущем не будет Маниловых,
Собакевичей, Ноздревых,
Плюшкиных, что Россия
поднимется к величию и славе.

Тема России в «Мёртвых душах»

Слайд 14

Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в

Дорога — образ, организующий весь сюжет,
и себя Гоголь вводит

в лирические отступления
как человека пути.
«Прежде, давно, в лета моей юности... мне было
весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту.
Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой
деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность;
но моему охлажденному взору неприютно,
мне не смешно,.. и безучастное молчание хранят
мои недвижные уста.
О моя юность! О моя совесть!»

Тема дороги в «Мёртвых душах»

Слайд 15

В лирических отступлениях Гоголь раскрывается как глубоко чувствующий, эмоциональный человек, которого

В лирических отступлениях Гоголь раскрывается
как глубоко чувствующий, эмоциональный человек,


которого волнуют вопросы о роли писателя в России.
Интересно рассуждение автора о разных типах
писателей:
«Счастлив писатель, который мимо характеров
скучных, противных, …не касаясь земли, весь повергался
в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные
образы ... Но не таков удел и другая судьба писателя,
дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно
пред очами, но чего не зрят равнодушные очи...
Сурово его поприще, и горько почувствует он
свое одиночество».

Гоголь о роли писателя в России

Слайд 16

Символичность образа дороги Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по

Символичность образа дороги


Это дорога из прошлого в будущее, дорога,

по которой
идет развитие каждого человека и России в целом. Произведение завершается гимном русскому народу:
«Эх! тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал?
Знать у бойкого народа ты могла родиться...»
Здесь лирические отступления выполняют
обобщающую функцию: служат для расширения
художественного пространства и для создания
целостного образа Руси. Они раскрывают положительный
идеал автора – России народной, которая
противопоставлена Руси помещичье-чиновной.
Слайд 17

О чём ещё размышлял Гоголь? о молодости и старости, о призвании

О чём ещё размышлял Гоголь?

о молодости и старости,
о

призвании и назначении
истинного писателя,
о его судьбе,
о сохранении живой души,
о свежести и полноте чувств,
о скоротечности жизни,
об изменении идеалов.
Слайд 18

Наставление Гоголя: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких

Наставление Гоголя:

«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких
юношеских

лет в суровое ожесточающее
мужество, забирайте с собою все человеческие
движения, не оставляйте их на дороге,
не подымете потом!..»

Все самое хорошее в жизни связано именно с юностью
и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные
в романе герои.
Они потеряли человеческое и не смогли его найти потом.