Приемы анализа художественного произведения

Содержание

Слайд 2

Прием анализа художественного произведения – это та конкретная операция, которую совершает читатель в процессе освоения идеи

Прием анализа художественного произведения – это та конкретная операция, которую совершает

читатель в процессе освоения идеи
Слайд 3

Прием анализа определяет деятельность деятельность ученика учителя

Прием анализа определяет
деятельность деятельность
ученика учителя

Слайд 4

Стилистический анализ Стиль - «эстетическое единство всех образно-экспрессивных деталей формы произведения, соответствующей его содержанию» (Г.Н.Поспелов)

Стилистический анализ

Стиль - «эстетическое единство всех образно-экспрессивных деталей формы произведения, соответствующей

его содержанию» (Г.Н.Поспелов)
Слайд 5

Частные приемы стилистического анализа Подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения

Частные приемы стилистического анализа

Подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения слова

и осознания авторского выбора.
Эвристической беседа, выявляющая функции изобразительно-выразительных средств, использованных автором.
Сопоставление черновой и окончательной редакции произведения.
Стилистический эксперимент.
Стилизация (подражание)
Слайд 6

Сказка о рыбаке и рыбке Жил старик со своею старухой У

Сказка о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой У самого синего

моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, Пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, — Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море, Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе».

Слайд 7

Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо. «Я сегодня поймал

Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо. «Я сегодня поймал было рыбку, Золотую

рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценою откупалась: Откупалась чем только пожелаю. Не посмел я взять с нее выкуп; Так пустил ее в синее море». Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю; Видит, — море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не дает старику мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше-то совсем раскололось». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто».

Слайд 8

Воротился старик ко старухе, У старухи новое корыто. Еще пуще старуха

Воротился старик ко старухе, У старухи новое корыто. Еще пуще старуха бранится: «Дурачина ты,

простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю, (Помутилося синее море.) Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Еще пуще старуха бранится, Не дает старику мне покою: Избу просит сварливая баба». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Так и быть: изба вам уж будет».

Слайд 9

Пошел он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа;

Пошел он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним

изба со светелкой, С кирпичною, беленою трубою, С дубовыми, тесовыми вороты. Старуха сидит под окошком, На чем свет стоит мужа ругает. «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой»

Пошел старик к синему морю; (Не спокойно синее море.) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Пуще прежнего старуха вздурилась, Не дает старику мне покою: Уж не хочет быть она крестьянкой, Хочет быть столбовою дворянкой». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом».

Слайд 10

Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На

Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит

его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. Перед нею усердные слуги; Она бьет их, за чупрун таскает. Говорит старик своей старухе: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна». На него прикрикнула старуха, Вот неделя, другая проходит, Еще пуще старуха вздурилась:
На конюшне служить его послала. Опять к рыбке старика посылает.

«Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей». Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, Насмешишь ты целое царство». Осердилася пуще старуха, По щеке ударила мужа. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою? — Ступай к морю, говорят тебе честью, Не пойдешь, поведут поневоле».

Слайд 11

Старичок отправился к морю, (Почернело синее море.) Стал он кликать золотую

Старичок отправился к морю, (Почернело синее море.) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к

нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой, Хочет быть вольною царицей». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом! Добро! будет старуха царицей!»
Старичок к старухе воротился. Что ж? пред ним царские палаты. В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным;

Вкруг ее стоит грозная стража, На плечах топорики держат. Как увидел старик, — испугался! В ноги он старухе поклонился, Молвил: «Здравствуй, грозная царица! Ну, теперь твоя душенька довольна». На него старуха не взглянула, Лишь с очей прогнать его велела. Подбежали бояре и дворяне, Старика взашеи затолкали. А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила. А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!»

Слайд 12

Вот неделя, другая проходит, Еще пуще старуха вздурилась: Царедворцев за мужем

Вот неделя, другая проходит, Еще пуще старуха вздурилась: Царедворцев за мужем посылает, Отыскали старика,

привели к ней. Говорит старику старуха: «Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках»
Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперек слова молвить. Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою; Чтобы жить ей в Окияне-море, Чтобы ты сама ей служила И была бы у ней на посылках». Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился — Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.

Слайд 13

Частные приемы стилистического анализа Подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения

Частные приемы стилистического анализа

Подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения слова

и осознания авторского выбора.
Эвристической беседа, выявляющая функции изобразительно-выразительных средств, использованных автором.
Сопоставление черновой и окончательной редакции произведения.
Стилистический эксперимент.
Стилизация (подражание)
Слайд 14

Сопоставительный анализ иллюстраций (в группах) Проследите, как меняется колорит иллюстраций, демонстрирующих

Сопоставительный анализ иллюстраций (в группах)

Проследите, как меняется колорит иллюстраций, демонстрирующих выполнение

очередного желания старухи.
Проследите за тем, как изображена старуха: что и почему меняется – одежда, жесты, выражение лица?
Меняется ли одежда старика?
3. Как расположены фигуры старика и старухи на каждой из иллюстраций? Есть ли какая-то закономерность в их расположении?
4. Иллюстрации, изображающие старика и старуху, перемежаются с иллюстрациями, изображающими море. Как вы думаете, почему? Чью точку зрения выражает море?
Для всех
Почему на последней иллюстрации нарисовано только разбитое корыто, а ни старика, ни старухи, ни землянки нет. Понял ли старик, почему рыбка не выполнила его последнюю просьбу? Поняла ли старуха? А как считаете вы, почему рыбка не выполнила просьбу старика и ничего не сказала ему?
Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Композиционный анализ

Композиционный анализ

Слайд 22

Зимний вечер Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То

заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей.

Слайд 23

Николай Павлович Ульянов «Пушкин и Арина Родионовна в Михайловском» 1936. Петр

Николай Павлович Ульянов
«Пушкин и Арина Родионовна в Михайловском» 1936.

Петр

Петрович Кончаловский «Пушкин в Михайловском» 1932-1951
Слайд 24

Народная СКАЗКА

Народная СКАЗКА

Слайд 25

Сказка и миф

Сказка и миф

Слайд 26

Классификация сказок О животных О людях: а) волшебные, б) бытовые, Кумулятивные

Классификация сказок

О животных
О людях: а) волшебные,
б) бытовые,
Кумулятивные

Слайд 27

Наличие волшебства не является признаком волшебной сказки! Превращения могут быть и

Наличие волшебства не является признаком волшебной сказки!
Превращения могут быть и в

бытовой сказке (наказывая неверную жену, муж превращает ее в собаку и т.д.)
Слайд 28

Волшебная сказка Признаки: Характерные сюжеты (система событий: сказки о матери и

Волшебная сказка

Признаки:
Характерные сюжеты (система событий: сказки о матери и падчерице и

т.д.)
Характерные мотивы ( шаг в сюжете: перелет героя в другое царство, постройка волшебного дворца за одну ночь и т.д.)
Слайд 29

Все волшебные сказки однотипны по композиции Функция – это действие, которое

Все волшебные сказки однотипны по композиции

Функция – это действие, которое имеет

значение для развития сюжета.
Например: испытание (Морозко, медведь. Баба-Яга…), награждение (падчерица, царевич…), наказание (старухина дочь. Старшие братья…)
Слайд 30

Композиция волшебной сказки 1.Исходная ситуация (В некотором царстве. В некотором государстве

Композиция волшебной сказки

1.Исходная ситуация (В некотором царстве. В некотором государстве жили-были…)
Неопределенность

пространства и времени
Взрослые и дети
Ситуация благополучия
Возможны мотивы чудесного рождения героя, его быстрого роста
Слайд 31

2. Беда или недостача – основной элемент завязки Возможны мотивы временной

2. Беда или недостача – основной элемент завязки

Возможны мотивы
временной отлучки

из дома (Терешечка поехал рыбку ловить, царь на войну ушел) ,
смерти родителей (Хаврошечка, Сивка-бурка…),
Запрета и нарушения запрета (Не бери пера - горе узнаешь)
Похищение (змей похищает царевну, ведьма – Терешечку, Жар-птица ворует яблоки…)
Недостача ( царь глазами обнищал…, нет невесты…)
Клич (Кто выйдет из охотников…?)
Смысл этой функции – подготовить отправку героя из дома
Слайд 32

3. Герой уходит из дома Уходят из дома всегда младшие: Герой-искатель

3. Герой уходит из дома

Уходят из дома всегда младшие:
Герой-искатель (избывает чужую

беду основное качество – бескорыстие, любовь к отцу),
Герой-жертва (похищенный или изгнанный: Терешечка, падчерица – основные качества - скромность, трудолюбие, кротость, готовность помочь…)
Слайд 33

Встреча с дарителем Герой идет «куда глаза глядят» Неопределенность пространства «Близко

Встреча с дарителем

Герой идет «куда глаза глядят»
Неопределенность пространства «Близко ли, далеко

ли…
Неопределенность времени (Скоро сказка сказывается…)
Дарители указывают путь (Баба-Яга, старый старичок…)
Слайд 34

Баба-Яга - дарительница Живет на границе двух царств Дает герою волшебное

Баба-Яга - дарительница

Живет на границе двух царств
Дает герою волшебное средство
В женской

сказке испытывает героиню домашними работами и дает материальное вознаграждение
Слайд 35

Дарители Животные дарители ( не застрелил, спас птенцов…) Хоронит мертвого и

Дарители

Животные дарители ( не застрелил, спас птенцов…)
Хоронит мертвого и получает его

в помощники
Выкупает должника…
Баба-яга
Функция – передать герою волшебное средство
Слайд 36

Баба-яга - похитительница Сказки этого типа более поздние. Обряд инициации переосмысляется

Баба-яга - похитительница
Сказки этого типа более поздние. Обряд инициации переосмысляется
Баба-Яга похищает

детей
Хочет их съесть
Дети ее всегда обманывают (Гуси-лебеди…)

Виктор Михайлович Васнецов. Баба Яга. 1917

Слайд 37

Волшебные средства Ковер-самолет Клубочек Золотое блюдечко, серебряное яблочко …

Волшебные средства

Ковер-самолет
Клубочек
Золотое блюдечко, серебряное яблочко

Слайд 38

Герой переносится в Тридесятое царство – Тридевятое государство Двоемирие – признак

Герой переносится в Тридесятое царство – Тридевятое государство
Двоемирие – признак волшебной

сказки
Тридесятое царство – царство мертвых, иной мир.
Принадлежность к иному миру передается цветовой символикой: (серебряный, белый –цвет бестелесности; золотой, красный – цвет огня)
Слайд 39

Испытание героя Смысл испытания в обряде инициации– побывать в Ином мире,

Испытание героя
Смысл испытания в обряде инициации– побывать в Ином мире, заручиться

поддержкой предков, овладеть магией.
Герой редко действует сам. Ему помогают волшебные герои и волшебные средства.
Слайд 40

Герой и антигерой Младший брат – старшие братья Падчерица – мачехина

Герой и антигерой

Младший брат – старшие братья
Падчерица – мачехина дочка
Герой проходит

испытание, антигерой – нет.

Виктор Михайлович Васнецов «Царевна-лягушка» 1918.

Слайд 41

Возвращение Герой женится и получает царство Герой возвращается неузнанным, идет в

Возвращение

Герой женится и получает царство
Герой возвращается неузнанным, идет в услужение, его

узнают по метке. Герой меняет облик. Женится и воцаряется
Антигерои наказываются
Слайд 42

Интерпретация художественного произведения. Составление киносценария

Интерпретация художественного произведения. Составление киносценария

Слайд 43

Интерпретация - (лат. interpretatio) – в широком смысле - истолкование, объяснение,

Интерпретация - (лат. interpretatio) –
в широком смысле - истолкование, объяснение,


В искусстве – творческое освоение художественных произведений, связанное с его избирательным прочтением (порой полемическим): в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении...
Слайд 44

Цель урока: помочь детям освоить художественную идею изучаемого произведения. Путь освоения

Цель урока: помочь детям освоить художественную идею изучаемого произведения.
Путь освоения

– «перевод» языка искусства слова на язык искусства кино.
Задачи:
развитие зрительской культуры, знакомство с изобразительно-выразительными средствами киноискусства;
обучение совместной творческой работе, формирование умения сформулировать и высказать свое предложение, обосновать свою позицию, услышать предложения товарищей, оценить их, выбрать наиболее интересное решение;
обучение диалогу как форме общения, в процессе которой каждый участник, включая учителя, находится в поиске, каждая сторона обогащает друг друга, конечное решение заранее неизвестно.
Слайд 45

Слайд 46

Последовательность работы Вступительная беседа. Цель: осознать функцию каждого из изобразительно-выразительных средств.

Последовательность работы

Вступительная беседа.
Цель: осознать функцию каждого из изобразительно-выразительных средств.

Слайд 47

Изобразительно-выразительные средства, используемые при составлении киносценария, видеоклипа

Изобразительно-выразительные средства, используемые при составлении киносценария, видеоклипа

Слайд 48

Виктор Владимирович Голявкин Рисунок Алеша нарисовал цветными карандашами деревья, цветы, траву,

Виктор Владимирович Голявкин Рисунок


Алеша нарисовал цветными карандашами деревья, цветы, траву,

грибы, небо, солнце и даже зайца.
- Чего здесь не хватает? – спросил он папу.
- Всего здесь достаточно, – ответил папа.
- Чего здесь недостаточно? – спросил он брата.
- Всего хватает, - сказал брат.
Тогда Алеша перевернул рисунок и написал на обороте вот такими большими буквами:
И ЕЩЁ ПЕЛИ ПТИЦЫ.
- Вот теперь, - сказал он, - там всего хватает!
Слайд 49

Последовательность работы 2. Чтение и деление текста на кадры Цель: учить

Последовательность работы

2. Чтение и деление текста на кадры
Цель:
учить организации собственной

деятельнсти;
организовать работу «по кадрам»,
способствовать развитию воображения,
учить делить текст на части в соответствии с выдвинутыми критериями.
Слайд 50

Последовательность работы 3.Работа над отдельными кадрами. Цель: конкретизация возникшего образа, поиск

Последовательность работы

3.Работа над отдельными кадрами.
Цель: конкретизация возникшего образа, поиск адекватных

средств перевода литературного текста на язык кино.
В произведении выделяются значимые детали, определяется их функция, идет поиск кинематографических средств, которые могут создать нужное впечатление у зрителя.
Слайд 51

Последовательность работы 4. Обобщение Цель: более глубокое восприятие рассказа. Чтение произведения и «просмотр» воображаемого фильма.

Последовательность работы

4. Обобщение
Цель: более глубокое восприятие рассказа.
Чтение произведения и «просмотр» воображаемого

фильма.
Слайд 52

Методические условия реализации приема Пристальное внимание к слову, работа все время

Методические условия реализации приема

Пристальное внимание к слову, работа все время должна

сопровождаться чтением.
Формулировка вопросов и заданий связана с переводом словесного образа на язык кино.
Доля самостоятельности детей в ходе урока нарастает. К концу можно предложить им самостоятельно придумать решение кадра и «защитить» свой замысел.
Слайд 53

Стилистический анализ Почему в тексте говорится, что Алеша нарисовал «даже зайца?»

Стилистический анализ

Почему в тексте говорится, что Алеша нарисовал «даже
зайца?»

О чем говорит слово «даже»?

Составление киносценария

Каким планом вы будете снимать первый кадр?
Что должно быть на экране лицо Алеши? Его рисунок?
Нужно ли звуковое сопровождение кадра?

Слайд 54

Виктор Владимирович Голявкин Четыре цвета Первоклассник Алик нарисовал: сиреневого верблюда, зелёную

Виктор Владимирович Голявкин Четыре цвета

Первоклассник Алик нарисовал:
сиреневого верблюда,
зелёную лошадку,

синюю утку
и красного зайца.
Папа, увидев рисунок, сказал:
- Разве бывают сиреневые верблюды, зелёные лошадки, синие утки и красные зайцы?
- Не бывает, - сказал печально сын.- Но у меня было только четыре краски…
Вот что я сделаю!
И он тут же нарисовал:
красный мак,
зелёный огурец,
синее небо
и сиреневую сирень…
Слайд 55

С. Есенин ПОРОША Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу.

С. Есенин

ПОРОША  Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые

вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.