Лирические отступления в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души

Содержание

Слайд 2

Известно, что писатель планировал создание большой поэмы, подобной «Божественной комедии» Данте.

Известно, что писатель планировал создание большой поэмы, подобной «Божественной комедии» Данте.
Первая

часть (1 том) ее должна была соответствовать «Аду», вторая (2 том) — «Чистилищу», третья (3 том) — «Раю».
Писатель думал о возможности духовного возрождения Чичикова.
Слайд 3

Что такое поэма? Поэ́ма — литературный жанр. Крупное или среднее по

Что такое поэма?

Поэ́ма — литературный жанр. Крупное или среднее по объёму многочастное

стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую, чаще стихотворную повествовательную форму.
Слайд 4

Что такое лирическое отступление? Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический

Что такое лирическое отступление?

Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения;
композиционно-стилистический приём, заключающийся

в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования;
авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение.
Слайд 5

Лирические отступления в поэме «Мертвые души» Глава 1 О «толстых» и

Лирические отступления в поэме «Мертвые души»

Глава 1 О «толстых» и «тонких».
Глава

2 О том, какие характеры легче изображать писателю.
Глава 3 О различных оттенках и тонкостях обращения на Руси.
Глава 4 О господах большой и средней руки; о живучести ноздрёвых.
Глава 5 О «замашистом, бойком русском слове».
Глава 6 Об уходящей жизни, молодости, утраченных «юности и свежести»; «грозной», «бесчеловечной» старости.
Глава 7 О двух типах писателей и судьбе писателя-сатирика; судьбе крестьян, купленных Чичиковым.
Глава 11 Обращение к Руси; размышления о дороге, о том, почему автор не мог взять в герои добродетельного человека; «Русь — птица-тройка».
Слайд 6

«О толстых и тонких чиновниках» (1гл.) Автор прибегает к обобщению образов

«О толстых и тонких чиновниках» (1гл.)

Автор прибегает к обобщению образов государственных

служащих.
Корысть, взяточничество, чинопочитание – характерные их черты.
Кажущееся на первый взгляд противопоставление толстых и тонких на самом деле выявляет общие отрицательные черты и тех и других.
Слайд 7

«Об оттенках и тонкостях нашего обращения» (3 гл.) Здесь говорится о

«Об оттенках и тонкостях нашего обращения» (3 гл.)

Здесь говорится о

заискивании перед богатыми, чинопочитании, самоунижении чиновников перед начальством и высокомерном отношении к подчиненным.
Слайд 8

Идейно-тематический анализ лирического отступления о «замашистом, бойком русском слове» О чём

Идейно-тематический анализ лирического отступления о «замашистом, бойком русском слове»

О чём свидетельствует

«замашистое, бойкое русское слово»?
Как оно характеризует народ?
Почему Гоголь помещает это отступление в конце пятой главы, посвящённой Собакевичу?

Вывод.
«Замашистое» русское слово раскрывает живой и бойкий ум народа, его наблюдательность, умение метко и точно одним словом охарактеризовать всего человека.
Оно — свидетельство живой, не убитой гнётом души народа, залог его созидательных сил и способностей.

Слайд 9

«О двух типах писателей, об их уделах и судьбах» (7 гл.)

«О двух типах писателей, об их уделах и судьбах» (7

гл.)

Автор противопоставляет писателя-реалиста и писателя романтического направления, указывает характерные черты творчества писателя-романтика, говорит о прекрасном уделе этого писателя.
С горечью Гоголь пишет об уделе писателя-реалиста, который рискнул изобразить правду. Размышляя о писателе-реалисте, Гоголь определил значение своего творчества.

Слайд 10

«Много свершилось в мире заблуждений» (10 гл.) Лирическое отступление о всемирной

«Много свершилось в мире заблуждений» (10 гл.)

Лирическое отступление о всемирной

летописи человечества, о его заблуждениях является проявлением христианских взглядов писателя.
Все человечество ушло от прямой дороги и стоит на краю пропасти.
Гоголь указывает всем, что прямой и светлый путь человечества состоит в следовании нравственным ценностям, заложенным в христианском учении.
Слайд 11

Слайд 12

Идейно-тематический анализ лирического отступления «Русь — птица-тройка» (11 гл.) О чём

Идейно-тематический анализ лирического отступления «Русь — птица-тройка» (11 гл.)

О чём говорят

выражения «певучим голоском», «лошадки расшевелились», «лёгонькую бричку»?
Как раскрыта широта русской души, её стремление к быстрому движению? Какими изобразительными средствами передаётся писателем это движение, больше похожее на полёт?
О чём говорит сравнение тройки с птицей? Составьте ассоциативный ряд к слову «птица».
Раскройте метафорический образ дороги. Какие ещё образы имеют метафорический смысл?
Почему Гоголь на свой вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты?» — не получает ответа?
Что имеет в виду Гоголь, говоря: «…косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»?

Вывод.
Две важнейшие темы авторских размышлений – тема России и тема дороги – сливаются в лирическом отступлении, которое завершает первый том поэмы.
«Русь-тройка», «вся вдохновенная Богом», предстает в нем как видение автора, который стремится понять смысл ее движения; «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

Слайд 13

Лирические отступления не только расширяют и углубляют её смысл, раскрывая грандиозный

Лирические отступления не только расширяют и углубляют её смысл, раскрывая грандиозный

облик «всей Руси», но и помогают отчётливее представить образ её автора — подлинного патриота и гражданина. Именно лирический пафос утверждения великих созидательных сил народа и вера в счастливое будущее родины дали ему основание назвать своё произведение поэмой.