Литератур а в 90-е годы

Содержание

Слайд 2

Обновление литературного пространства 90-е годы XX века - один из самых

Обновление литературного пространства

90-е годы XX века - один из самых специфических

периодов в развитии русской литературы. Главной особенностью литературы 90-х годов было ее чрезвычайное разнообразие. В результате перестройки и гласности стала возможной публикация запрещенных в годы советской власти произведений - поэтов Серебряного века, русских и советских писателей-эмигрантов, текстов культуры подполья, переводов западной литературы. В то же время продолжали издаваться официальные советские писатели. В результате к читателю одновременно попадали чрезвычайно разнообразные тексты, создававшиеся совершенно разными по стилю писателями на протяжении целого столетия.
Слайд 3

Влияние рынка Важной особенностью литературы 90-х годов стало то влияние, которое

Влияние рынка

Важной особенностью литературы 90-х годов стало то влияние, которое оказал

на ее развитие рынок. Теперь не мнение Союза писателей, а читательский спрос стал определяющим фактором, который издательства принимали в расчет при публикации того или иного произведения. В 90-е годы в России возникает множество частных издательств - от гигантов, работающих на массовый рынок («Эксмо», «Дрофа», «АСТ», «Азбука», «Вагриус»), до сравнительно небольших издательств, ориентированных на «элитарного» потребителя («Новое литературное обозрение», «Текст», «Ad Marginem»). Также основной тенденцией на протяжении десятилетия было увеличение числа названий книг при уменьшении тиражей.
Слайд 4

Ранее запрещенные выдающиеся писатели В конце 80-х – 90-х годах к

Ранее запрещенные выдающиеся писатели

В конце 80-х – 90-х годах к российскому

читателю пришли никогда не публиковавшиеся или труднодоступные в СССР книги Андрея Платонова, Михаила Булгакова, Владимира Набокова, Евгения Замятина, Василия Гроссмана, Сергея Довлатова, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Варлама Шаламова, Эдуарда Лимонова, Саши Соколова и других выдающихся писателей. 
Слайд 5

Особое место в литературном дискурсе конца 80-х - 90-х годов заняли

Особое место в литературном дискурсе конца 80-х - 90-х годов заняли

опубликованные, наконец, в России произведения двух нобелевских лауреатов - Иосифа Бродского и Александра Солженицына.
Слайд 6

Другая сторона литературы 90-х В 90-е годы увидели свет новые произведения

Другая сторона литературы 90-х

В 90-е годы увидели свет новые произведения авторов,

хорошо известных советскому читателю. Так, в журнале «Знамя» была опубликована первая часть романа Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» (его полное книжное издание вышло в 1995 году). Это исторический роман о предвоенном периоде и Второй мировой войне, главное место в котором занимают размышления автора о нравственном опыте советских людей сталинской эпохи. Другое заметное произведение 90-х годов, принадлежащее писателю «старой школы», - роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» Владимира Маканина (1998). В этих произведениях советский опыт, равно как и постсоветская действительность, осмысляются с позиций этических и эстетических норм литературы того времени. В них ощущается если не ностальгия по СССР, то дискомфорт от существования в радикально меняющемся мире.
Слайд 7

Неофициальное искусство Как и для развития российской культуры в целом, для

Неофициальное искусство

Как и для развития российской культуры в целом, для развития

литературы большое значение имел выход «из подполья» в конце 80-х годов неофициальной советской культуры, андеграунда. В частности, в печати начали появляться работы ведущих представителей московского концептуализма. Для концептуалистов характерна ироническая игра с принятыми в культуре смыслами, обнажающая пустоту официальной культуры.
Основные имена – Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Илья Кабаков, Сергей Ануфриев.

Night Talk. From the Album 'Actors’
Виктор Пивоваров

Слайд 8

Новые стилистики В то же время в литературу пришли молодые авторы,

Новые стилистики

В то же время в литературу пришли молодые авторы, некоторые

из которых начали писать еще до перестройки, но особенности их художественного стиля не позволяли им надеяться на карьеру писателя в СССР. Они строили свои тексты в рамках новой стилистики, часто шокировавшей читателя. Среди писателей нового поколения наиболее заметны Виктор Пелевин, Дмитрий Быков и Владимир Сорокин, для стиля которых характерна игра с литературным каноном. Среди наиболее заметных произведений этих авторов - роман «Чапаев и Пустота» В. Пелевина и роман «Голубое сало» В. Сорокина.
Слайд 9

Размышления о главных темах русской литературы в 90-х Попыткой осмыслить эту

Размышления о главных темах русской литературы в 90-х

Попыткой осмыслить эту тенденцию

в развитии русской литературы стала антология «Русские цветы зла» (1997), составленная писателем Виктором Ерофеевым, автором имевшего международный успех романа «Русская красавица» (1990). В антологию вошли произведения таких авторов, как Виктор Астафьев, Сергей Довлатов, Эдуард Лимонов, Виктор Пелевин, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая, Варлам Шаламов и др. Название антологии является отсылкой к сборнику стихов французского поэта Шарля Бодлера «Цветы зла» (1857). В предисловии к антологии В. Ерофеев развивает мысль о том, что зло стало главной темой русской литературы конца ХХ века.