Литературная сказка. Поэма А.С. Пушкина Руслан и Людмила

Содержание

Слайд 2

Пролог к поэме «У лукоморья дуб зеленый…» - пролог поэмы. Это

Пролог к поэме «У лукоморья дуб зеленый…» - пролог поэмы. Это

вступление. Оно представляет собой «собирательное» полотно сказочных мотивов. Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто несколько пушкинских строк или слов вызывают у читателя художественные образы представление о картине, героях.
Слайд 3

Пролог написан в интонации непринужденного будничного повествования, незаметно переходящего в волшебные

Пролог написан в интонации непринужденного будничного повествования, незаметно переходящего в волшебные

образы и сюжеты. Читая пушкинские строки, создается впечатление «реальности» сказки.
Слайд 4

Одна из записей Пушкина, сделанная со слов няни: «Что за чудо,

Одна из записей Пушкина, сделанная со слов няни: «Что за чудо,

говорит мачеха, вот это чудо: у моря - лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет…»
Слайд 5

Поэма ( от греч. «творение») – это крупное стихотворное произведение, для

Поэма ( от греч. «творение») – это крупное стихотворное произведение, для

которого характерны сюжетность , событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Слайд 6

Отличия поэмы от народной сказки Есть автор Сказка существует в одном

Отличия поэмы от народной сказки

Есть автор

Сказка существует в одном варианте

Вместо присказки

– «Посвящение»

Написана в стихотворной форме

Есть упоминания исторических лиц и географических названий

Образы героев усложняются, становятся индивидуализированными

Появляется авторская позиция; лирические отступления

Слайд 7

Лирические отступления О страданиях от любви (после эпизода похищения Людмилы) О

Лирические отступления

О страданиях от любви (после эпизода похищения Людмилы)

О соперничестве (в

начале Песни второй)

О предназначении поэта (после встречи с Ратмиром – Песнь пятая)

Обращение к читательницам. (начало Песни шестой)

Слайд 8

Отличия поэмы от народной сказки Есть автор Сказка существует в одном

Отличия поэмы от народной сказки

Есть автор

Сказка существует в одном варианте

Вместо присказки

– «Посвящение»

Написана в стихотворной форме

Есть упоминания исторических лиц

Образы героев усложняются, становятся индивидуализированными

Появляется авторская позиция; лирические отступления

Подробное описание жизни «волшебных помощников»

Несколько сюжетных линий

Слайд 9

Сюжетная схема Свадебный пир На поиски Людмилы Похищение Людмилы Встреча Руслана

Сюжетная схема

Свадебный пир

На поиски Людмилы

Похищение Людмилы

Встреча Руслана с финном

Рогдай – Фарлаф
Фарлаф

- Наина

Людмила у Черномора

Бой Руслана с Рогдаем

Слайд 10

Сюжетная схема (продолжение) Людмила у Черномора Бой Руслана с Рогдаем Встреча

Сюжетная схема (продолжение)

Людмила у Черномора

Бой Руслана с Рогдаем

Встреча Руслана с Головой

Чародей перехитрил

Людмилу

Бой Руслана с Черномором

Возвращение в Киев

Вторая встреча с Головой

Встреча с Ратмиром

Фарлаф

Возвращение Людмилы Фарлафом

Фарлаф похищает Людмилу

Слайд 11

Сюжетная схема (продолжение) Финн оживляет Руслана Возвращение Людмилы Фарлафом Фарлаф похищает

Сюжетная схема (продолжение)

Финн оживляет Руслана

Возвращение Людмилы Фарлафом

Фарлаф похищает Людмилу

Бой у ворот Киева

Встреча

Руслана с Людмилой
Слайд 12

Песни четвертая, пятая, шестая. Финал поэмы Почему автор не рассказывает историю

Песни четвертая, пятая, шестая. Финал поэмы

Почему автор не рассказывает историю по

порядку, а переключает внимание на разных героев?
Слайд 13

Руслан и Людмила» - это сказочная поэма. Похищение невесты, ее поиски,

Руслан и Людмила» - это сказочная поэма. Похищение невесты, ее поиски,

мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения и, наконец, счастливый конец – все это похоже на сказку. Но по ходу повествования, внутри сюжета, происходит постоянное сталкивание сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор – немощным стариком.
Слайд 14

Нулевой мир – мир Лукоморья, история Лукоморья. На границе волшебного и

Нулевой мир – мир Лукоморья, история Лукоморья. На границе волшебного и

неволшебного мира, но не внутри его, живут персонажи Лукоморья, «персонажи границы», оберегающие вход в волшебный мир: дуб, кот ученый, русалки, избушка на курьих ножках.
Лукомо́рье (устар. и поэт. лукоморие; морская лука) — морской залив, бухта, изгиб морского берега. В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега».
Слайд 15

Первый мир – мир(история Финна и Наины) Второй мир – мир

Первый мир – мир(история Финна и Наины)
Второй мир – мир

Черномора и его брата, история с мечом и головой.
Третий мир – мир Руслана и Людмилы.
Четвертый мир – мир Ратмира, мир любви и покоя