Литературный процесс конца 19 - начала 20 веков

Содержание

Слайд 2

План лекции 1.Историко-культурная ситуация. 2. Исторические события. 3. Внутриполитическая обстановка. 4.Научные

План лекции 1.Историко-культурная ситуация. 2. Исторические события. 3. Внутриполитическая обстановка. 4.Научные открытия. 5. Философские взгляды и

течения. 6. Литературные направления. 7.Заключение.
Слайд 3

Общая характеристика эпохи Первый вопрос, который возникает при обращении к теме

Общая характеристика эпохи

Первый вопрос, который возникает при обращении к теме "Русская

литература XX века" – с какого момента отсчитывать XX век. По календарю, с 1900 – 1901 гг.? Но очевидно, что чисто хронологический рубеж, хотя и значим сам по себе, почти ничего не дает в смысле разграничения эпох. Первый рубеж нового века – революция 1905 года. Но революция прошла, наступило некоторое затишье – вплоть до Первой мировой войны. Об этом времени вспоминала Ахматова в "Поэме без героя":
А по набережной легендарной
Приближался не календарный,
Настоящий двадцатый век…
Слайд 4

1. Историко-культурная ситуация (1890-1917) На рубеже веков Россия переживала перемены во

1. Историко-культурная ситуация (1890-1917)

На рубеже веков Россия переживала перемены во всех областях

жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью , трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.
Слайд 5

Важнейшие исторические события начала 20 века, произошедшие в России 1.Три революции

Важнейшие исторические события начала 20 века, произошедшие в России 1.Три революции (

1905г., Февральская и Октябрьская 1917г.,) 2. Русско-японская война 1904-1905 гг. 3. Первая мировая война 1914-1918 гг. 4. Гражданская война 1918 -1921гг.
Слайд 6

На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха

На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха

ушла безвозвратно. Совершенно по-другому стали оцениваться социально-экономические и общекультурные перспективы России. Новая эпоха определялась современниками как "пограничная".
Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово "Кризисность". Это "модное" слово кочевало по страницам публицистических и литературно-критических статей наравне с близкими по значению словами "возрождение", "перелом", "перепутье" и т. п.

Иннокентий Анненский

Слайд 7

Внутриполитическая обстановка. Три политические силы, которые противоборствовали между собой: Защитники монархизма;

Внутриполитическая обстановка.

Три политические силы, которые противоборствовали между собой:
Защитники монархизма;
Сторонники буржуазных реформ

(либеральные реформы «сверху»; «социальный переворот, какого еще не видела Россия» . П.А.Столыпин)
Идеологи пролетарской революции (перемены путем «ожесточенной кипучей войны классов, которая называется революцией». Ленин)
Слайд 8

Научные открытия перевернули представления о познаваемости мира. Естествознание, казалось, постигло все

Научные открытия перевернули представления о познаваемости мира. Естествознание, казалось, постигло все

тайны мира. Отсюда вера в силу человеческого разума, возможность покорения природы. «Природа не храм, а мастерская…»
Слайд 9

Значительные научные открытия: - открытие рентгеновских лучей; - определение массы электрона;

Значительные научные открытия: - открытие рентгеновских лучей; - определение массы электрона; - исследование радиации; -

создание квантовой теории; - изобретение беспроволочной связи; - периодическая система химических элементов…
Слайд 10

Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Это привело к

Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Это привело к

поискам объяснений новых явлений, к неудовлетворенности основами духовной жизни. «Материя исчезла….» Интерес к философии пессимизма, тяга к мистицизму (Шопенгауэр, В.Соловьев)
Слайд 11

Поэт-философ Д.Мережковский писал: « Это время самого крайнего материализма и вместе

Поэт-философ Д.Мережковский писал: « Это время самого крайнего материализма и вместе с

тем самых страстных идеальных порывов духа. ….борьба двух взглядов на жизнь, двух противоположных мировоззрений…»
Слайд 12

Философская мысль начала 20 века. В поисках объяснения происходящих в обществе

Философская мысль начала 20 века. В поисках объяснения происходящих в обществе процессов

все чаще становились обращения к религиозной мысли: «Всё живёт теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни…»( А.Волынский)
Слайд 13

Болезненная реакция на социальную борьбу, на призывы к насилию породила неорелигиозные

Болезненная реакция на социальную борьбу, на призывы к насилию породила неорелигиозные

искания эпохи. Проповедям классовой ненависти были противопоставлены христианские заветы Добра, Любви, Красоты. Учение Христа – путь к спасению трагически разобщенного и отчужденного человечества. «Религиозный ренессанс». Философы нового времени ( Бердяев, Розанов, Мережковский и др.) говорили о приобщении слабого, заблудшего человека к божественной истине.
Слайд 14

Идеи Ницше. Обличал христианство как помеху на пути личности к её

Идеи Ницше. Обличал христианство как помеху на пути личности к её

сверхчеловеческому состоянию. «Бог умер!» Ницше утверждал, что вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует «старая мораль»: «нищих надо бы совсем уничтожить», «падающего толкни»…
Слайд 15

Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература

Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература

призвана была стать способом постижения истины, установления мировой гармонии.
Слайд 16

Темы и герои реалистической литературы Тематический спектр произведений реалистов рубежа веков,

Темы и герои реалистической литературы

Тематический спектр произведений реалистов рубежа веков, несомненно,

шире, в отличие от их предшественников. Для большинства писателей в это время нехарактерно тематическое постоянство. Быстрые перемены в России заставляли их по иному подходить к тематике, вторгаться в ранее заповедные пласты тем.
Заметно обновилась в реализме и типология характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти легко узнаваемые типы "маленького человека" или интеллигента, пережившего духовную драму. Характеры избавлялись от социологической усредненности, становились разнообразнее по психологическим особенностям и мироощущению. "Пестрота души" русского человека - постоянный мотив прозы И. Бунина. Он одним из первых в реализме стал использовать в своих произведениях иностранный материал ("Братья", "Сны Чанга", "Господин из Сан-Франциско"). Это же самое стало характерным и для М. Горького, Е. Замятина и других.
Творчество А. И. Куприна (1870-1938) необычайно широко по разнообразию тематики и человеческих характеров. Герои его повестей и рассказов солдаты, рыбаки, шпионы, грузчики, конокрады, провинциальные музыканты, актеры, циркачи, телеграфисты
Слайд 17

А. Куприн И.А. Бунин Евгений Замятин

А. Куприн

И.А. Бунин

Евгений Замятин

Слайд 18

Жанры и стилевые особенности реалистической прозы Значительно обновились в начале XX

Жанры и стилевые особенности реалистической прозы

Значительно обновились в начале XX века

жанровая система и стилистика реалистической прозы. Главное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк. Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма, уступив место повести. Начиная с творчества А. Чехова, в реалистической прозе заметно выросла значимость формальной организации текста. Некоторые приемы и элементы формы получили в художественном строе произведения большую самостоятельность. Так, например, разнообразнее использовалась художественная деталь. В то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного композиционного средства и начинал играть подчиненную роль.
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления
Слайд 19

Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Внутри него

Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Внутри него

можно выделить несколько течений, отличных по своей эстетике и программным установкам (символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубизм, супрематизм и т.д.).
Но в целом по философско- эстетическим принципам модернистское искусство противостояло реализму, особенно реалистическому искусству ХГХ в.
Однако искусство модернизма по своей художественно-нравственной ценности составляет наше богатейшее культурное наследие и прежде всего вопло.щает в себе серебряный век русской культуры.
Слайд 20

Заключение. Модернисты и реалисты не принимали друг друга и вступали в

Заключение. Модернисты и реалисты не принимали друг друга и вступали в острую

полемику между собой. Но имея разные принципы они обогатили литературу талантливыми произведениями.
Слайд 21

Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и

Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и

поисков эпохи, получила название Серебряного века. - развитие реализма ( авторские раздумья о судьбах человека и мира; обращение к библейским мотивам и образам) - модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм).Верили в божественную, преобразующую, творящую роль искусства, а поэтов, художников отождествляли с пророками. Охватил все рода искусств.