М. Е. Салтыков-Щедрин 1826 - 1889

Содержание

Слайд 2

Сегодня на уроке мы рассмотрим биографию М.Е.Салтыкова - Щедрина, раскроем тематику, своеобразие жанра сказок писателя.

Сегодня на уроке мы рассмотрим биографию М.Е.Салтыкова - Щедрина, раскроем тематику,

своеобразие жанра сказок писателя.
Слайд 3

Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии

Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии

Слайд 4

Московский дворянский институт Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет

Московский дворянский институт

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был

принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года.
Слайд 5

Царскосельский лицей В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать

Царскосельский лицей

В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи,

испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.
Слайд 6

В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства.

В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства.

"...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," — такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.
Слайд 7

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной

проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848.
Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...".
В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении.
Слайд 8

Слайд 9

Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков

Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков

Слайд 10

В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где

В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где

пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 — 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.
В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной.
Слайд 11

Елизавета Аполлоновна - жена Константин - сын Елизавета - дочь

Елизавета Аполлоновна - жена

Константин - сын

Елизавета - дочь

Слайд 12

В 1858 — 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери.

В 1858 — 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери.

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала «Современник». Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу.
Слайд 13

Дом в Петербурге, где жил М.Е.Салтыков

Дом в Петербурге, где жил М.Е.Салтыков

Слайд 14

Салтыков-Щедрин с картой города Глупова. Художник А. Долотов. 1869 В 1865

Салтыков-Щедрин с картой города Глупова. Художник А. Долотов. 1869

В 1865

— 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку. Переехав в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 — 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 пишет "Историю одного города" — вершину своего сатирического искусства.
Слайд 15

Обложка журнала «Стрекоза» — первая попытка иллюстрирования произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина * Круглова И. А.

Обложка журнала «Стрекоза» — первая попытка иллюстрирования произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина

*

Круглова

И. А.
Слайд 16

М.Е. Салтыков-Щедрин. Художник В. Матэ. 1889 За несколько дней до смерти

М.Е. Салтыков-Щедрин. Художник В. Матэ. 1889

За несколько дней до смерти

он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...".
Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге.
Слайд 17

Сказки «для детей изрядного возраста» Из 32 сказок 28 созданы в течение четырёх лет: 1882-1886

Сказки «для детей изрядного возраста»

Из 32 сказок 28 созданы в

течение четырёх лет: 1882-1886
Слайд 18

Подумаем: Нравственность- Пороки- Родина- Гражданин-

Подумаем:

Нравственность-
Пороки-
Родина-
Гражданин-

Слайд 19

Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы

Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы

поведения. (Словарь Ожегова) Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства Родина – 1) отечество, родная страна; 2) место рождения Гражданин- лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой, наделенное правами и обязанностями

Словарь

Слайд 20

" Сказки " - это своеобразный итог художественной деятельности Салтыкова -

" Сказки " - это своеобразный итог художественной деятельности Салтыкова - Щедрина


В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя.
Таков герой сказки " Премудрый пискарь " - от слова " писк ", т.к. рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк.

Слайд 21

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова- Щедрина сходны с русской

Жанровое своеобразие

В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова- Щедрина сходны с русской

народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их.
Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова- Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Слайд 22

Аллегория – иносказание Зачин – ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в

Аллегория – иносказание
Зачин – ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках.

«Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).
Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»).
Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «добрый молодец»).
Слайд 23

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова- Щедрина объединяет не только жанр, но и

Основные темы

Сказки М.Е.Салтыкова- Щедрина объединяет не только жанр, но и

общие темы.
Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
Тема интеллигенции, смысла жизни («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

Орел-меценат

Слайд 24

Проблематика Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в

Проблематика

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в

котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

Премудрый пискарь

Слайд 25

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина являются ирония, гипербола.

Художественные особенности

Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина являются ирония, гипербола.

Большую роль в сказках играет также прием «философские рассуждения» (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

«Медведь на воеводстве»

Слайд 26

«Премудрый пискарь»

«Премудрый пискарь»