- Главная
- Литература
- Мастер и Маргарита Михаил Булгаков
Содержание
- 2. Художественная необычность романа Сплетение различных жанровых интонаций: сатирической, фантастической, реалистической, романтической, лирической. 2. Три сюжетные линии
- 3. Центральная проблема романа — это проблема ДОБРА и ЗЛА. Почему в мире существует зло, почему оно
- 4. Сатирические сцены и образы романа Центральный для понимания этой проблемы образ в романе — это, конечно
- 5. ... Так кто ж ты наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла
- 6. Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой
- 7. ВОЛАНД - персонаж романа "Мастер и Маргарита" , возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд - это дьявол,
- 8. Иван почувствовал, что теряется. Задыхаясь, он обратился к регенту: - Эй, гражданин, помогите задержать преступника! Вы
- 9. Иван устремился за злодеями вслед ... Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. Сколько
- 10. Коровьев-Фагот - персонаж романа «Мастер и Маргарита», старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся
- 11. Кот Бегемот - персонаж романа «Мастер и Маргарита», кот-оборотень и любимый шут Воланда. У Булгакова Бегемот
- 12. Азазелло - персонаж романа «Мастер и Маргарита», член свиты Воланда , "демон безводной пустыни, демон-убийца". Булгакова
- 13. И привидение, пройдя в отверстие трельяжа, беспрепятственно вступило на веранду. Тут все увидели, что это -
- 14. ...Толкнули... секретаря МАССОЛИТа Берлиоза сегодня задавило трамваем на Патриарших. ... - Да при чем здесь «толкнул»?
- 15. На галерке произошло движение, и послышался радостный голос: - Верно! У него! Тут, тут... Стой! Да
- 16. Гелла - персонаж романа «Мастер и Маргарита», член свиты Воланда , является женщиной-вампиром. Когда Гелла вместе
- 17. Финдиректор отчаянно оглянулся, отступая к окну, ведущему в сад, и в этом окне, заливаемом луною, увидел
- 18. Нехорошая квартира ~ квартира №50 в доме 302-бис по Садовой улице в романе «Мастер и Маргарита»
- 19. Вызываю на дуэль! - проорал кот, пролетая над головами на качающейся люстре, и тут опять в
- 20. Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать —
- 21. ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА Евангельская история о Христе (Иешуа) и Понтии Пилате Первое, что поражает и раздражает
- 22. Пилат смотрел мутными глазами на арестованного ... с обезображенным побоями лицом ... - Зачем же ты,
- 23. Понтий Пилат - римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э.,
- 24. Первый из палачей поднял копье и постучал им сперва по одной, потом по другой руке Иешуа,
- 25. Иешуа Га-Ноцри - Персонаж романа "Мастер и Маргарита" , восходящий к Иисусу Христу из Евангелий. Булгаков
- 26. В романе Булгакова Иешуа противостоит Пилату как его антипод и в то же время идеал –
- 27. История любви Мастера и Маргариты Мастер и Маргарита – подлинные герои романа жизни Булгакова, воплатившие судьбу
- 28. Тут глаза гостя широко открылись, и он продолжал шептать, глядя на луну: - Она несла в
- 29. Маргарита - Персонаж романа "Мастер и Маргарита" , возлюбленная Мастера . Главным прототипом Маргариты послужила третья
- 30. Я боролся с собой как безумный. У меня хватило сил добраться до печки и разжечь в
- 31. Мастер - персонаж романа "Мастер и Маргарита", историк, сделавшийся писателем. Мастер - во многом автобиографический герой.
- 32. - Сейчас позвонит Азазелло! - воскликнула Маргарита, слушая сыплющийся в переулке вальс, - он позвонит! А
- 33. Маргарита наклонила щетку щетиной вперед, так, что хвост ее поднялся кверху, и, очень замедлив ход, пошла
- 34. Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром. Внизу, так
- 35. И Маргарита вновь вылетела из комнаты с бассейном. На эстраде за тюльпанами, где играл оркестр короля
- 36. Фрида - персонаж романа «Мастер и Маргарита», участница Великого бала у Сатаны. Фрида просит Маргариту, чтобы
- 37. Направляясь к Воланду, вступал в зал новый одинокий гость. Внешне он ничем не отличался от многочисленных
- 38. Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их
- 39. Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный
- 40. «Всё будет правильно, на этом построен мир»,- так выражается в романе глубокая вера автора в конечное
- 42. Скачать презентацию
Художественная необычность романа
Сплетение различных жанровых интонаций: сатирической, фантастической, реалистической, романтической, лирической.
2.
Художественная необычность романа
Сплетение различных жанровых интонаций: сатирической, фантастической, реалистической, романтической, лирической.
2.
3. Бесконечное множество действующих лиц разных эпох и профессий (около 500 персонажей)
4. Молчаливые свидетели романа – Луна и Солнце, передающие связь времен, единство истории
Центральная проблема романа — это проблема ДОБРА и ЗЛА. Почему в
Центральная проблема романа — это проблема ДОБРА и ЗЛА. Почему в
Сатирические сцены и образы романа
Центральный для понимания этой проблемы образ
Сатирические сцены и образы романа
Центральный для понимания этой проблемы образ
Если выделить в романе сцены “Жители Москвы” и “Нечистая сила”, то что хотел ими сказать писатель? Зачем ему вообще понадобился сатана и его присные? В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы: Никаноры Ивановичи, Алоизии Могарычи, Андрии Фокичи, Варенухи и Лиходеевы — они лгут, наушничают, воруют, берут взятки, и до тех пор, пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удаётся. Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера, вселяется в его квартиру. Стёпа Лиходеев, дурак и пьяница, благополучнейше работает директором Варьете. Никанор Иванович, представитель столь нелюбимого Булгаковым племени домкомов, прописывает за деньги и благоденствует. Ксенофоб и доносчик Берлиоз ...
... Так кто ж ты наконец?
- Я - часть той силы,
что
... Так кто ж ты наконец? - Я - часть той силы, что
Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то,
Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то,
И, в самом деле, - тут неизвестный повернулся к Берлиозу, - вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас... кхе .. кхе... саркома легкого...
Берлиоз с великим вниманием слушал неприятный рассказ про саркому и трамвай, и какие-то тревожные мысли начали мучить его. «Он не иностранец! Он не иностранец! - думал он, - он престранный субъект... но позвольте, кто же он такой?»
ВОЛАНД - персонаж романа "Мастер и Маргарита" , возглавляющий мир потусторонних
ВОЛАНД - персонаж романа "Мастер и Маргарита" , возглавляющий мир потусторонних
Иван почувствовал, что теряется. Задыхаясь, он обратился к регенту:
- Эй,
Иван почувствовал, что теряется. Задыхаясь, он обратился к регенту: - Эй,
Иван устремился за злодеями вслед ... Тройка мигом проскочила по переулку
Иван устремился за злодеями вслед ... Тройка мигом проскочила по переулку
Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. ... он (Иван) был поражен поведением кондукторши. Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала: - Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову! -Ни кондукторшу. ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!
Коровьев-Фагот - персонаж романа «Мастер и Маргарита», старший из подчиненных
Коровьев-Фагот - персонаж романа «Мастер и Маргарита», старший из подчиненных
Кот Бегемот - персонаж романа «Мастер и Маргарита», кот-оборотень и любимый
Кот Бегемот - персонаж романа «Мастер и Маргарита», кот-оборотень и любимый
Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота в Торгсине (магазине Торгового синдиката), когда он без разбора заглатывает все съестное. Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том числе над самим собой. На валюту, полученную от зарубежных постановщиков булгаковских пьес, драматург с женой иногда делали покупки в Торгсине. Людей будто обуял демон Бегемот, и они спешат накупить деликатесов, тогда как за пределами столиц население живет впроголодь.
Когда представители власти пытаются арестовать Бегемота в «Нехорошей квартире», тот объявляет, что кот - "древнее и неприкосновенное животное", устраивая шутовскую перестрелку... Бегемот не желает стать живой мишенью и полагает себя существом неприкосновенным.
Азазелло - персонаж романа «Мастер и Маргарита», член свиты Воланда ,
Азазелло - персонаж романа «Мастер и Маргарита», член свиты Воланда ,
Азазелло также изобрел крем, который он дарит Маргарите. Крем этот так и называется "крем Азазелло". Волшебный крем не только делает героиню невидимой и способной летать, но и одаривает ее новой, ведьминой красотой. А в Нехорошей квартире Азазелло появляется через зеркало, т.е. тоже с помощью своего собственного нововведения.
И привидение, пройдя в отверстие трельяжа, беспрепятственно вступило на веранду. Тут
И привидение, пройдя в отверстие трельяжа, беспрепятственно вступило на веранду. Тут
- Консультант! – сказал Иван, - и этот консультант сейчас убил на Патриарших Берлиоза.
Здесь из внутреннего зала повалил на веранду народ, вокруг Иванова огня сдвинулась толпа.
- Виноват, виноват, скажите точнее, - послышался над ухом Ивана Николаевича тихий и вежливый голос, - скажите, как это убил? Кто убил?
- Иностранный консультант. профессор и шпион! - озираясь, отозвался Иван.
- А как его фамилия? - тихо спросили на ухо.
- То-то фамилия! - в тоске крикнул Иван. - кабы я знал фамилию! Не разглядел я фамилию на визитной карточке... Помню только первую букву «Ве», на «Ве» фамилия!
...Толкнули... секретаря МАССОЛИТа Берлиоза сегодня задавило трамваем на Патриарших. ... -
...Толкнули... секретаря МАССОЛИТа Берлиоза сегодня задавило трамваем на Патриарших. ... -
Санитары почему-то вытянули руки по швам и глаз не сводили с Ивана.
- Да-с, - продолжал Иван, - знается! Тут факт бесповоротный. Он лично с Понтием Пилатом разговаривал. Да нечего так на меня смотреть! Верно говорю! Все видел - и балкон и пальмы. Был, словом, у Понтия Пилата, за это я ручаюсь.
На галерке произошло движение, и послышался радостный голос:
- Верно! У
На галерке произошло движение, и послышался радостный голос: - Верно! У
Запах также не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег. Всюду гудело слово «червонцы, червонцы», слышались вскрикиванья «ах, ах!» и веселый смех. Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки
В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам так толкану!» ... Вообще возбуждение возрастало, и неизвестно, во что бы все это вылилось, если бы Фагот не прекратил денежный дождь, внезапно дунув в воздух.
Гелла - персонаж романа «Мастер и Маргарита», член свиты Воланда ,
Гелла - персонаж романа «Мастер и Маргарита», член свиты Воланда ,
К тому же Гелле не в кого было бы превращаться в последнем полете, она ведь, как и Варенуха, обратившись в вампира (ожившего мертвеца), сохранила свой первоначальный облик. Когда ночь "разоблачала все обманы", Г. могла только снова стать мертвой девушкой. Возможно также, что отсутствие Г. означает ее немедленное исчезновение (за ненадобностью) после окончания миссии Воланда и его спутников в Москве.
Гелла и Бегемот
Финдиректор отчаянно оглянулся, отступая к окну, ведущему в сад, и в
Финдиректор отчаянно оглянулся, отступая к окну, ведущему в сад, и в
аромата лип в комнату ворвался запах погреба Покойница вступила на подоконник. Римский отчетливо видел пятна тления на ее груди.
И в это время радостный неожиданный крик петуха долетел из сада, из того низкого здания за тиром, где содержались птицы, участвовавшие в программах - Горластый дрессированный петух трубил, возвещая, что к Москве с востока катится рассвет.
Дикая ярость исказила лицо девицы, она испустила хриплое ругательство, а Варенуха у дверей взвизгнул и обрушился из воздуха на пол.
Нехорошая квартира ~ квартира №50 в доме 302-бис по Садовой
Нехорошая квартира ~ квартира №50 в доме 302-бис по Садовой
Прообразом Нехорошей квартиры послужила квартира №50 в доме №10 по Б. Садовой улице в г. Москве, где Булгаков жил в 1921-1924 гг. Вымышленный номер 302-бис - это зашифрованный номер 10 здания-прототипа по формуле 10=(3+2)х2. Кроме того, фантастически большой номер (ни на одной из Садовых улиц в Москве не было и нет дома с таким большим номером) должен подчеркнуть нереальность происходящего, так же как и невероятно большой номер отделения милиции, выдавшего паспорт дяде Берлиоза Максимилиану Андреевичу Поплавскому - 412.
Люди из страшных «органов» в романе (как и в тогдашней жизни) встречаются на каждом шагу, и Булгаков посмеивается над их тщетными усилиями арестовать Воланда и его свиту.
И действительно, когда чекисты явились, все их ухищрения оказались напрасными: кроме безвредной дуэли между ними и валяющим дурака Бегемотом ничего существенного не произошло.
Вызываю на дуэль! - проорал кот, пролетая над головами на
Вызываю на дуэль! - проорал кот, пролетая над головами на
И тут эту речь в самом начале перебил неизвестно откуда послышавшийся тяжелый низкий голос:
- Что происходит в квартире? Мне мешают заниматься.
Другой, неприятный и гнусавый, голос отозвался:
- Ну, конечно. Бегемот, черт его возьми! Третий, дребезжащий, голос сказал:
- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора.
- Извините, не могу больше беседовать, - сказал кот с зеркала, - нам пора. - Он швырнул свой браунинг и выбил оба стекла в окне. Затем он плеснул вниз бензином, и этот бензин сам собою вспыхну л, выбросив волну пламени до самого потолка.
Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить
Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить
Человеческая позиция Булгакова - смеховая победа над злом. По мнению многих критиков, зло писатель видит всё же в людях, а нечистая сила разоблачает и наказывает это зло. В таком понимании зло — это слабость человека, его измена самому себе, отказ от чести, долга, совести ради каких-то житейских выгод; это подлость, ложь, мещанское приспособленчество.
ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА
Евангельская история о Христе (Иешуа) и Понтии Пилате
ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА
Евангельская история о Христе (Иешуа) и Понтии Пилате
Символом добра стал тот, кого Евангелие называет Иисус Христос, Булгаков называет его иудейским именем Иешуа.
Сила Добра – в самом факте его существования, несмотря на все ухищрения Зла , в его неколебимом противостоянии Злу, несгибаемой стойкости, в его отказе от подчинения Злу и компромиссов с ним, в его духовной красоте и готовности идти до конца за свои убеждения.
«Всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости...»
Пилат смотрел мутными глазами на арестованного ... с обезображенным побоями лицом
Пилат смотрел мутными глазами на арестованного ... с обезображенным побоями лицом
- Беда в том. - продолжал никем не останавливаемый связанный, - что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, - и тут говорящий позволил себе улыбнуться.
Понтий Пилат - римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х -
Понтий Пилат - римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х -
На первый взгляд, Понтий Пилат у Булгакова - человек без биографии, но на самом деле вся она в скрытом виде присутствует в тексте. Ключом здесь является упоминание битвы при Идиставизо, где будущий прокуратор Иудеи командовал кавалерийской турмой и спас от гибели окруженного германцами великана Марка Крысобоя. Идиставизо - это долина при р. Везер в Германии, где в 16 г. римский полководец Германик разбил войско Арминия предводителя германского племени херусков.
Иисус арестован по доносу Иуды, "синедрион, сановники... все требовали мщенья". А Понтий Пилат "трусости своей не может победить, Прокуратор до конца пытается спасти Иисуса, но напрасно...
У Булгакова Понтий Пилат, видит несостоятель-ность обвинения в "оскорблении величества", которое инкриминируется Иешуа, и пытается убедить иудеев отпустить его, а не Вар-равана. А после оглашения приговора надвигается туча, и Понтий Пилат чувствует приближающуюся грозу.
Первый из палачей поднял копье и постучал им сперва по одной,
Первый из палачей поднял копье и постучал им сперва по одной,
Разлепив веки, Га-Ноцри глянул вниз. Глаза его, обычно ясные, теперь были мутноваты. - Га-Ноцри! - сказал палач. Га-Ноцри шевельнул вспухшими губами и отозвался хриплым разбойничьим голосом: - Что тебе надо? Зачем подошел ко мне? - Пей! - сказал палач, и пропитанная водою губка на конце копья поднялась к губам Иешуа. Радость сверкнула у того в глазах, он прильнул к губке и с жадностью начал впитывать влагу. С соседнего столба донесся голос Дисмаса: - Несправедливость! Я такой же разбойник, как и он. Когда пыль унеслась, кентурион крикнул: - Молчать на втором столбе! Дисмас умолк. Иешуа оторвался от губки и, стараясь, чтобы голос его звучал ласково и убедительно, и не добившись этого, хрипло попросил палача: - Дай попить ему. Палач снял губку с копья. - Славь великодушного игемона! - торжественно шепнул он и тихонько кольнул Иешуа в сердце.
Кровь побежала по его животу, нижняя челюсть судорожно дрогнула, и голова его повисла.
Человек в капюшоне шел по следам палача и кентуриона, ... Остановившись у первого столба, человек в капюшоне внимательно оглядел окровавленного Иешуа, тронул белой рукой ступню и сказал спутникам: - Мертв.
Иешуа Га-Ноцри - Персонаж романа "Мастер и Маргарита" , восходящий к
Иешуа Га-Ноцри - Персонаж романа "Мастер и Маргарита" , восходящий к
Булгаков узнал, что упоминаемое в Талмуде одно из имен Христа - Га-Ноцри означает Назарянин. Автор "Мастера и Маргариты" счел ранние свидетельства о внешности Христа достоверными, и сделал своего И. Г.-Н, худым и невзрачным со следами физического насилия на лице: представший перед Понтием Пилатом человек "был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшийся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора". Булгаков всячески подчеркивает, что Иешуа - человек, а не Бог, поэтому он и наделен самой неблагообразной, не запоминающейся внешностью.
Внешнее неблагообразие И. Г.-Н. контрастирует с красотой его души и чистотой его идеи о торжестве правды и добрых людей (а злых людей, по его убеждению, нет на свете).
В романе Булгакова Иешуа противостоит Пилату как его антипод и
В романе Булгакова Иешуа противостоит Пилату как его антипод и
Думается, это и есть идеал Булгакова и единственная наша надежда на будующее : диалог социального человека с воплощением Добра.
История любви Мастера и Маргариты
Мастер и Маргарита – подлинные герои
История любви Мастера и Маргариты
Мастер и Маргарита – подлинные герои
Персонаж, олицетворяющий любовь и милосердие, — это Маргарита.
Образ этот воспринимается весьма неоднозначно. Маргарита — ведьма, Маргарита вступает в сговор с нечистой силой. Маргарита, мстя за Мастера, разносит в пух и прах квартиру злополучного критика Латунского, Маргарита, обнажённая, принимает чудовищных гостей Воланда на балу у сатаны. И в то же время нет ни малейших сомнений, что Маргарита для Булгакова — то же, что Татьяна для Пушкина, Сольвейг для Ибсена, — это его любимейший женский образ, его женский идеал. И идеал этот может казаться довольно странным.
Есть два разных подхода к оценке поведения людей. Первый учитывает мотивы этого поведения, второй пользуется поведенческими клише (это делать всегда хорошо, это — всегда плохо) и здесь главное — добродетельность–недобродетельность поведения.
Маргарита — идеал женщины прежде всего потому, что она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Она бросает своего мужа, но только тогда, когда понимает, что нужна Мастеру, что он пропадёт без неё. Она вступает в сговор с сатаной, но это для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь. И потому она нравственно неуязвима.
Тут глаза гостя широко открылись, и он продолжал шептать, глядя на
Тут глаза гостя широко открылись, и он продолжал шептать, глядя на
Маргарита - Персонаж романа "Мастер и Маргарита" , возлюбленная Мастера .
Маргарита - Персонаж романа "Мастер и Маргарита" , возлюбленная Мастера .
Я боролся с собой как безумный. У меня хватило сил добраться
Я боролся с собой как безумный. У меня хватило сил добраться
- Ты... ты? - и голос мой прервался, и мы побежали вниз.- Я возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно. Она поднялась и заговорила.
- Боже, как ты болен. За что это, за что? Но я тебя спасу, я тебя спасу. Что же это такое? - Я тебя вылечу, вылечу, - бормотала она, впиваясь мне в плечи, - ты восстановишь его. Зачем, зачем я не оставила у себя один экземпляр!
Мастер - персонаж романа "Мастер и Маргарита", историк, сделавшийся писателем.
Мастер -
Мастер - персонаж романа "Мастер и Маргарита", историк, сделавшийся писателем. Мастер -
- Сейчас позвонит Азазелло! - воскликнула Маргарита, слушая сыплющийся в переулке
- Сейчас позвонит Азазелло! - воскликнула Маргарита, слушая сыплющийся в переулке
Маргарита наклонила щетку щетиной вперед, так, что хвост ее поднялся
Маргарита наклонила щетку щетиной вперед, так, что хвост ее поднялся
Хорошенько всмотревшись, Маргарита узнала в борове Николая Ивановича, и тогда хохот ее загремел над лесом, смешавшись с хохотом Наташи.
- Наташка! - пронзительно закричала Маргарита, - ты намазалась кремом?
- Душенька! - будя своими воплями заснувший сосновый лес, отвечала Наташа, - королева моя французская, ведь я и ему намазала лысину, и ему!
Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная
Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная
- Все должно быть готово заранее, королева. - объяснял Коровьев, поблескивая глазом сквозь испорченный монокль. - Ничего не может быть гаже, чем когда приехавший первым гость мыкается, не зная, что ему предпринять, а его законная мегера шепотом пилит его за то, что они приехали раньше всех. Такие балы надо выбрасывать на помойку, королева.
И Маргарита вновь вылетела из комнаты с бассейном. На эстраде
И Маргарита вновь вылетела из комнаты с бассейном. На эстраде
Потом Маргарита оказалась в чудовищном по размерам бассейне, окаймленном колоннадой. Гигантский черный Нептун выбрасывал из пасти широкую розовую струю. Одуряющий запах шампанского подымался из бассейна. Здесь господствовало непринужденное веселье. Дамы, смеясь, сбрасывали туфли, отдавали сумочки своим кавалерам или неграм, бегающим с простынями в руках, и с криком ласточкой бросались в бассейн. ...
Во всей этой кутерьме запомнилось одно совершенно пьяное женское лицо с бессмысленными, но и в бессмысленности умоляющими глазами, и вспомнилось одно слово - «Фрида»! Голова Маргариты начала кружиться от запаха вина ....
Маргарите показалось, что она пролетела где-то, где видела в громадных каменных прудах горы устриц. Потом она летала над стеклянным полом с горящими под ним адскими топками .... Потом где-то она, уже переставая что-либо соображать, видела темные подвалы ....И во второй раз ее силы стали иссякать. - Последний выход, - прошептал ей озабоченно Коровьев, - и мы свободны.
Фрида - персонаж романа «Мастер и Маргарита», участница Великого бала у
Фрида - персонаж романа «Мастер и Маргарита», участница Великого бала у
Направляясь к Воланду, вступал в зал новый одинокий гость. Внешне он
Направляясь к Воланду, вступал в зал новый одинокий гость. Внешне он
- А, милейший барон Майгель, - приветливо улыбаясь, обратился Воланд к гостю, у которого глаза вылезали на лоб, - я счастлив рекомендовать вам, - обратился Воланд к гостям, - почтенней-шего барона Майгеля, служащего зрелищной комиссии в долж-ности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы. Тут Маргарита замерла, потому что узнала вдруг этого Майгеля. Он несколько раз попадался ей в театрах Москвы и в ресторанах. «Позвольте...- подумала Маргарита, - он, стало быть, что ли, тоже умер?» Но дело тут же разъяснилось. - Милый барон, - продолжал Воланд, радостно улыбаясь, - был так очарователен, что, узнав о моем приезде в Москву, тотчас позвонил ко мне, предлагая свои услуги ...
В это время Маргарита видела, как Азазелло передал блюдо с черепом Коровьеву. - Да, кстати, барон, - вдруг интимно понизив голос, проговорил Воланд, - разнеслись слухи о чрезвычайной вашей
любознательности. Говорят, что она, в соединении с вашей не менее развитой разговорчивостью, стала привлекать общее внимание. Более того, злые языки уже уронили слово - наушник и шпион.
В тот же момент что-то сверкнуло в руках Азазелло, что-то негромко хлопнуло как в ладоши, барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из груди и залила крахмальную рубашку и жилет. Коровьев подставил чашу под бьющуюся струю и передал наполнившуюся чашу Воланду. Безжизненное тело барона в это время уже было на полу.
- Я пью ваше здоровье, господа, - негромко сказал Воланд и, подняв чашу, прикоснулся к ней губами.
Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников
Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников
Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла его клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.
Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и
Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и
«Всё будет правильно, на этом построен мир»,- так выражается в романе
«Всё будет правильно, на этом построен мир»,- так выражается в романе
Для Мастера , для Булгакова и для всякого понимающего человека Творчество и Любовь есть высшая цель жизненных усилий, а вовсе не средство для самоутверждения, карьеры и жизненных благ, как полагают некоторые недальновидные себялюбцы.
Мастер всегда был предан творчеству, никогда не поступался своей совестью, но был бессилен сломить страшные стены жизни. В результате он надорвался, устал. Мастер получил покой в неясной стране, куда принёс его Воланд, идя с Маргаритой к вечному их дому, ведь «тот, кто любит , должен разделить участь того, кого любит».
Мастер вдруг почувствовал, что «кто-то отпускал его на свободу, как он сам отпустил созданного им героя. Этот герой ушёл в бездну, ушёл безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье ... жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.
Так в романе звучит важная для философии Булгакова тема милосердия.