Михаил Васильевич Ломоносов

Содержание

Слайд 2

Открытия Ломоносова в области физической химии. Среди всех наук, которыми занимался

Открытия Ломоносова в области физической химии.
Среди всех наук, которыми занимался

энциклопедист Ломоносов, первое место объективно принадлежит химии: 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии.
В 1748 году он построил первую в России химическую лабораторию, впервые в ней был осуществлён принцип интеграции науки и практики. Ломоносов особо выделил новую область химического знания – физическую химию. Ломоносов открыл основной закон химической науки – закон постоянства массы вещества.

химическая лаборатория
М.В. Ломоносова. Разрез. 1748

М. В. Ломоносов
в химической лаборатории

Слайд 3

Ломоносов разрабатывал теорию трёх цветов, исходя из своего понимания физической природы

Ломоносов разрабатывал теорию трёх цветов, исходя из своего понимания физической природы

света. Он считал, что белый свет состоит из трёх основных цветов – красного, желтого и голубого. Он стал на эту точку зрения, потому, что хорошо видел, что на практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных.

Результатом опытов по цветам и краскам явилось “Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее”

М.В. Ломоносов. Титульный лист
“Слова о происхождении света”

Слайд 4

В 1750-х годах на Ломоносова произвел сильное впечатление мозаичный портрет Елизаветы

В 1750-х годах на Ломоносова произвел сильное впечатление мозаичный портрет

Елизаветы Петровны, известного мастера Алессандро Кокки, привезенный из Италии. Ломоносов сам неплохо рисовал, а здесь ещё в нём заговорил учёный-химик: он решил разгадать секрет изготовления смальты, разноцветных стеклянных брусочков. В своей химической лаборатории Ломоносов приступает к опытам, мечтая создать смальту не хуже итальянской. Работа продолжалась три года, прежде чем удалось получить стекло самых разных цветов и оттенков.

Императрица Елизавета Петровна
мозаика Алессандро Кокки, 1750

Образцы цветного стекла, изготовленные
на Усть-Рудницкой фабрике

Слайд 5

Ломоносова увлекала мысль, что мозаики гораздо долговечней всякой живописи, картины из

Ломоносова увлекала мысль, что мозаики гораздо долговечней всякой живописи, картины из

мозаики сохраняются тысячелетиями. Ломоносов решил возродить мозаичное дело, которое в X—XII веках стояло в России так высоко. Ломоносов, идя строго научным путем, после множества опытных плавок стекла с минеральными красителями, выработал богатейшую палитру окрасок стекла. Тут было цветное стекло, необходимое для оптических приборов, для посуды и для мозаики.
Слайд 6

Мозаичный портрет Петра I. Работа сложена из крупных, неправильной формы, кусков

Мозаичный портрет Петра I.
Работа сложена из крупных, неправильной формы, кусков

колотой смальты. Портрет Петра Первого, человека, всегда привлекавшего Ломоносова своей силой и широким размахом деятельности, сделан самим Ломоносовым с большой любовью и вдохновением. Это было произведение настоящего художника, опередившего свой век по краскам и технике выполнения.

М. Ломоносов. «Портрет Петра I». Смальта. 1754.

Слайд 7

В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у деревни Усть-Рудицы

В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у деревни Усть-Рудицы

в 25 км от Ораниенбаума, Ломоносов сразу же приступил к постройке Усть-Рудицкой фабрики.
Усть-Рудицкая фабрика была передовым художественно-промышленным предприятием России XVIII в. Здесь применялись созданные по проекту Ломоносова станки, приводимые в действие гидросиловой установкой. На фабрике изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи.

Бисерные панно с видом фабрики
Ломоносова в Усть-Рудице.
Ломоносовская мозаичная мастерская

Слайд 8

Особенно широко развернулась на фабрике выработка разноцветных мозаичных составов с 1761

Особенно широко развернулась на фабрике выработка разноцветных мозаичных составов с 1761

г. Составы вырабатывались Ломоносовым не обычными в то время ремесленными приёмами, а с учётом химических особенностей отдельных веществ, применявшихся для создания того или иного вида мозаики. Вот почему последующие специалисты по мозаике, работавшие в конце XVIII и в XIX в., не могли создать стёкол, подобных ломоносовским.

Екатерина II. Мозаика.
Мастерская М. В. Ломоносова.

Александр Невский. Мозаика.
Мастерская М. В. Ломоносова.

Святой апостол Пётр. Мозаика.
Мастерская М. В. Ломоносова

Слайд 9

В 1756-м году Ломоносов отстроил на Мойке двухэтажный каменный дом и

В 1756-м году Ломоносов отстроил на Мойке двухэтажный каменный дом и

перенёс в него мозаичную мастерскую, где было создано много замечательных мозаичных картин и портретов, среди которых выделялась картина “Полтавская баталия”. Картина имела 8,5 м в длину и около 8 м в высоту. На картине изображён был переломный момент Полтавской битвы. Русские переходят в наступление. Петр I и его ближайшие соратники возглавляют неудержимый порыв русских войск.

“Полтавская баталия”. Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук Санкт-Петербург. 1762-1764