Михаил Васильевич Ломоносов. Оды

Содержание

Слайд 2

Цели урока: знакомство с биографией и творчеством М.В.Ломоносова; раскрытие роли вклада

Цели урока:

знакомство с биографией и творчеством М.В.Ломоносова;
раскрытие роли вклада Ломоносова в

развитие русской науки, поэзии и литературы:
раскрытие понятия «оды».
Слайд 3

М.В.Ломоносов. Эпиграф Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне и пожалеют…

М.В.Ломоносов.

Эпиграф

Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне и

пожалеют…
Слайд 4

«Ода на день восшествия…» Почему ХVIII век считается веком просвещения в

«Ода на день восшествия…»

Почему ХVIII век считается веком просвещения в России?


На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова, великого ученого, общественного деятеля и поэта-реформатора, познакомитесь с жанром оды, занимающим большое место в его творчестве, и прочитаете одну из них - «Оду на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

Слайд 5

Пётр I

Пётр I

Слайд 6

Фигура Петра I всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был

Фигура Петра I всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был

прежде всего работником на благо России. Он ценит в царе то, что он «царствуя служил», «свои законы сам примером утвер­дил», «монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки» (Петр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу); так же Ломоносов относит к великим деяниям то, что царь «строил град», «художников сбирал и обучал солдат». В многочис­ленных надписях, одах, посвященных Петру 1, поэт наделяет импе­ратора такими эпитетами, как «премудрый герой» «Отечества отец». Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было не только результатом открытий Ломоносова, но и было ярким художественным произведением. Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746, когда была сооружена статуя царя.
Слайд 7

Слайд 8

В 1746 году граф Воронцов привёз из Рима образцы итальянской мозаики.

В 1746 году граф Воронцов привёз из Рима образцы итальянской мозаики.

Ломоносов живо заинтересовался этим, явилось желание воспроизвести эти образцы. Однако итальянцы строго хранили секрет изготовления цветных стёкол. Ломоносов решил , что сам разработает свою теорию. Он поставил 4000 опытов, прежде чем добился успеха. Он создаёт мастерскую по изготовлению мозаичных картин. В 1761 г. он вместе с помощниками приступил к работе над картиной «Полтавская баталия». На­бор этой грандиозной мозаики проходил в мозаичной мастерской при доме Ломоносова. Смальты для этого панно изготовлялись в Усть-Рудице. К сере­дине 1764 г. мозаика «Полтавская баталия» была закончена.
Слайд 9

Елизавета Петровна

Елизавета Петровна

Слайд 10

В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами

В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами

Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки, ремесла, промышленность России. В это верил также и Ломоносов.
Слайд 11

Ода (греч.ode – песня) – торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

Ода (греч.ode – песня) – торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию

или герою.
Слайд 12

Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся "на случай" -

Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся "на случай" -

в связи с заметными событиями в жизни государства, например, к восшествию на престол императриц Елизаветы и Екатерины II. Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Оды изобилуют метафорами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами и другими тропами, создающими внутреннюю динамику и звуковое богатство стиха, проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России. В "Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны" (1747) воспевая Елизавету, Ломоносов поет гимн своей Родине, величию её пространства, богатству недр, красоте природы:
Слайд 13

АНАЛИЗ ОДЫ Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным

АНАЛИЗ ОДЫ

Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом,

состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.
Слайд 14

Ода — наиболее важный жанр в литературе XVIII в. Тогда счита­лось,

Ода — наиболее важный жанр в литературе XVIII в. Тогда счита­лось,

что поэзия должна прежде всего участвовать в общих государ­ственных делах, а не выражать чувства и мысли отдельного челове­ка. Для одического стиля Ломоносова характерны высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов (обращение, риторический вопрос). Так и «Ода на день восшествия...» — не столько прославление Екатерины, сколько из­ложение программы действий идеального монарха. Ломоносов ве­рил в то, что новая императрица действительно будет продолжа­тельницей дел своего великого отца — Петра .
Оды обычно были очень длинными произведениями, предна­значались для громкого и торжественного чтения в зале.
Слайд 15

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих, И видеть таковых

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет

от стран чужих!
Дерзайте, ныне ободрены,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
В этих строках поэт также обращает наше внимание на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!». Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды.
Слайд 16

Естественным продолжением оды становятся строки: Науки юношей питают, Отраду старым подают,

Естественным продолжением оды становятся строки:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни

украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде, –
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и на едине,
В покое сладки и в труде.
Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.
Слайд 17

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это

послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.
Слайд 18

Словарь. Невтонов — Ньютонов, раченье (раденье) — старание, усердие; от недр

Словарь.
Невтонов — Ньютонов,
раченье (раденье) — старание, усердие;
от недр — из глубин.
К

кому обращается автор в первых строках отрывка?
(К молодым соотечественникам).
К чему он их призывает?
(К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращи­вать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра.)
- Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю».
(Отечество, благословенны, ободренны, отраду)
Слайд 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ На этом уроке вы узнали: что М.В.Ломоносов был гениальным русским

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этом уроке вы узнали:
что М.В.Ломоносов был гениальным русским ученым, писателем

и поэтом;
о жанре оды и правилах, по которым она строилась;
о «теории трех стилей», которая позволяет отнести художественное произведение к низкому, среднему или высокому стилю.
Слайд 20

ТЕСТ 1. Творчество Ломоносова относится к… а) классицизму б) сентиментализму в)

ТЕСТ

1. Творчество Ломоносова относится к…

а) классицизму б) сентиментализму в) романтизму

2. В

Москве М.В.Ломоносов поступил в…

а) в Духовную семинарию
б) Славяно-греко-латинскую Академию
в) Навигационную школу

Слайд 21

3. Для обучения горному делу Ломоносова отправляют в… а) Кембриджский университет

3. Для обучения горному делу Ломоносова отправляют в…

а) Кембриджский университет
б) Итонский

университет
в) Марбургский университет

4. В России Ломоносов служил в…

а) Академии Наук
б) Академии Искусств
в) Военной Академии