Михаил Юрьевич Лермонтов

Слайд 2

Михаил Юрьевич Лермонтов родился (3) 15 октября 1814 года в Москве,

Михаил Юрьевич Лермонтов родился (3) 15 октября 1814 года в Москве,

в доме напротив Красных ворот (сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М.Ю. Лермонтова). 23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот новорожденного крестили. Крестной матерью стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева, в чьем имении в селе Тарханы Пензенской губернии (ныне - село Лермонтово Пензенской области) и прошли детские годы будущего поэта.
Бабушка Елизавета Алексеевна страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. Раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии разочарования.
Глубокое впечатление на Михаила оказали и поездки к родственникам на Кавказ в 1818, 1820, 1825 годах, что тоже потом отразится в его творчестве. В 1827 году он переехал в Москву, здесь и начал писать стихи первые поэмы («Индианка», «Черкесы», «Кавказский пленник»). Вскоре Лермонтов был зачислен полупансионером в Московский университетский благородный пансион, именно к этому периоду сам Михаил относит начало своей поэтической деятельности.
Весной 1830 года благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его и поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение (1830-1832), где учился вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, которые уже тогда оказывали большое влияние на общий идейный уровень студенчества. В этот период Лермонтовым были написаны лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драма «Странный человек» (1831), осуждавшая власть и крепостное право, что привело к конфликту с университетским начальством. И Михаил был вынужден покинуть университет.
Он переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь урывками работал над романом «Вадим», рисующим эпизоды Пугачевского восстания. В 1834 году Лермонтов закончил школу в звании корнета и поступил на службу в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе под Петербургом, однако много времени проводил в Петербурге.
По словам современников, Михаил был очень вспыльчивым и закрытым человеком. При первом знакомстве распознать его настоящую личность удавалось далеко не каждому.
Слайд 3

Найти почитателей своему литературному таланту Лермонтову тоже удалось не сразу. Очень

Найти почитателей своему литературному таланту Лермонтову тоже удалось не сразу. Очень

долгое время его таланты были известны только в офицерских кружках. Слава пришла к Михаилу со стихотворением «Смерть поэта», которое было посвящено Пушкину. Изначально оно заканчивалось словами «и на устах его печать». Стихотворение моментально распространилось в списках и вызвало бурю самых разнообразных откликов. Многие оправдывали Дантеса. И разгневанный Лермонтов дописал ещё 14 строк, начинающихся с «А Вы, надменные потомки…». Последовали арест и ссылка на Кавказ.
Во время ссылки Лермонтов встречался с опальными декабристами, живо интересовался фольклором местных народов, их бытом, традициями и языком. Кавказские темы, впечатления от этой природы, жизни горцев, местный фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова и заняли прочное место в его творчестве.
Но ссылка длилась недолго - вскоре Михаил, хлопотами своей бабушки, был переведен в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк и с 1838 по 1840 год находился в Петербурге. Восстановив светские связи, он посещает литературные салоны, бывает на балах и приемах у аристократии, пользуется успехом у женщин. Это и время поэтического расцвета таланта Лермонтова, его творчество становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении, а произведения начали много публиковать - «Песня про царя Ивана Васильевича...», «Сашка», «Тамбовская казначейша», «Дума», «Поэт», «Бородино», «Завещание» и другие. Тогда же был создан и знаменитый сегодня роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием.
Но запальчивый и не умеющий скрывать своих чувств, Лермонтов нередко становился участником дуэлей и скандалов. Еще по возвращении с Кавказа Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой. За ней же ухаживал и сын французского посла. Результатом стала ещё одна дуэль и ещё одна ссылка на Кавказ. В этот раз поэта было приказано постоянно держать на первой линии фронта. Лермонтов на войне отличался доблестью и абсолютным хладнокровием. Некоторые его считали даже безрассудным. Но убила поэта не вражеская пуля...
Слайд 4

В Пятигорске, возвращаясь из отпуска, он повстречал своего старого знакомого по

В Пятигорске, возвращаясь из отпуска, он повстречал своего старого знакомого по

юнкерской школе, майора Николая Мартынова. Лермонтов как всегда язвил и отпускал обидные шутки в адрес Мартынова. Вспыхнула ссора.
(15) 27 июля 1841 года на дуэли Лермонтов специально промахнулся, а Мартынов выстрелил прямо в грудь поэту. Смерть наступила мгновенно.
Среди последних произведений поэта - стихи: «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк».
Похоронен Михаил Юрьевич Лермонтов был на городском кладбище в Пятигорске через два дня после дуэли, и проводить его в последний путь пришли многие - местные жители, отдыхающие, друзья и официальные лица. Позднее гроб с телом поэта, по просьбе его бабушки, был перевезен в село Тарханы, где (23 апреля) 5 мая 1842 года погребен в фамильном склепе Арсеньевых.
Имя Лермонтова носят улицы во многих российских городах, а также ряд театров и музеев, памятники поэту установлены также в разных городах России.
Слайд 5

Лучшие книги Михаила Юрьевича Лермонтова «Скажи-ка, дядя, ведь не даром...» —

Лучшие книги Михаила Юрьевича Лермонтова

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром...» —

эти слова из лермонтовского «Бородино» знакомы каждому со школьной скамьи. С них поколение за поколением вот уже почти два века начинает знакомство с творчеством Лермонтова.

"Герой нашего времени" - едва ли не первое в отечественной прозе произведение в жанре психологического реализма, неоднократно экранизированный роман, само имя главного героя которого - "Печорин" - по сей день остается нарицательным для молодых людей, относящих себя к "потерянным" поколениям.

Слайд 6

Роман «Княгиня Лиговская» объединил в себе традиционные черты «светской повести» 30-х

Роман «Княгиня Лиговская» объединил в себе традиционные черты «светской повести» 30-х

годов и «физиологизма» произведений зарождавшейся «натуральной школы». Продолжая социальную и психологическую проблематику «Маскарада» — тему нравственных пороков современного общества, тему сильной личности, роман «Княгиня Лиговская» сохранил и своеобразное сочетание сатирического и лирического начал повествования, но лирическое начало в новом произведении расширяется в своей функции. Роль главного героя как бы делится между аристократом Печориным и бедным чиновником Красинским. Возникает новая для Лермонтова тема уязвленной гордости униженного человека, активно влияющая на стилистический строй романа и предвосхищающая «Бедных людей» Достоевского.

Поэма МЦЫРИ, одна из вершин литературного наследия М.Ю.Лермонтова, относится к числу наиболее выдающихся произведений русского романтизма первой половины XIX века. С неизменным постоянством это программное произведение в творчестве Лермонтова привлекало к себе внимание художников разных поколений. Поэма МЦЫРИ, посвященная важной в творчестве М.Ю.Лермонтова теме свободы, нашла свой отклик и в творчестве Анатолия Тимофеевича Зверева, одного из ярчайших мастеров советского неофициального искусства второй половины XX века.