Мир древнерусской литературы. Изучение «Слова о Законе и Благодати».

Содержание

Слайд 2

Жанр - исторически сложившийся тип литературного произведения, на основе которого создаются

Жанр - исторически сложившийся тип литературного произведения, на основе которого создаются

тексты конкретных литературных произведений.

Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве, а также под влиянием устного народного творчества.

Слайд 3

Жанры древнерусской литературы Житие Слово Поучение Повесть

Жанры древнерусской литературы


Житие
Слово
Поучение
Повесть

Слайд 4

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Образцом торжественной разновидности древнерусского

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия.

Образцом торжественной разновидности древнерусского

красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века.
1038 г. – написание “Слова о Законе и Благодати” митрополита Иллариона.
Слайд 5

Илларион, митрополит Киевский (1051-1054) Он был первым киевским митрополитом (избран в

Илларион, митрополит Киевский (1051-1054)

Он был первым киевским митрополитом (избран в 1051

г.), русским по национальности.
“Слово” представляет собой первый опыт христианского осмысления русской истории и ее места во всемирной истории. Илларион с патриотических позиций оценивал деятельность киевских великих князей и роль Руси в системе международных отношений.
Слайд 6

В первой, богословской части показывается превосходстве веры Христовой, благодати Нового Завета,

В первой, богословской части показывается превосходстве веры Христовой, благодати Нового Завета,

просвещающей все без исключения народы принявшие христианство, перед законом Моисеевым, установленным для одного лишь иудейского народа.
Илларион несколько раз возвращается к этой мысли. Для ее подтверждения приводит цитаты из Святого Писания, напоминает изречения святых отцов, разными доводами и аргументами доказывает истину о превосходстве христианства над иудаизмом, о высоком призвании христианских народов.
Слайд 7

Описывая во второй части распространение веры Христовой по Русской земле, Илларион

Описывая во второй части распространение веры Христовой по Русской земле, Илларион

восхваляет святого князя Владимира, совершившего "великое и дивное" дело — крещение Руси. Владимир — "учитель и наставник" Русской земли, благодаря которому "благодатная вера" и "до нашего языка (народа) доиде". Он равен самому Константину Великому, имеет одинаковое с тем право на титул равноапостола, а деятельность князя Владимира сравнивается с миссионерскими трудами святых апостолов.
Слайд 8

В третьей, заключительной части проповедник обращается с молитвой к Богу от

В третьей, заключительной части проповедник обращается с молитвой к Богу от

лица всей новопосвященной земли Русской, прося милости новообращенному народу и высказывая покорность Богу и надежду на Него.