М.Ю.Лермонтов – поэт критического познания и действительности

Содержание

Слайд 2

Цель: познакомить с биографией поэта; особенностями его поэзии; выявить истоки противоречивости

Цель: познакомить с биографией поэта; особенностями его поэзии; выявить истоки противоречивости

и трагичности поэзии; заинтересовать личностью Лермонтова, воспитывать чувств и понимание поэзии

План
1.подготовка к восприятию темы (чтение стих-я)
2.Создание проблемной ситуации
3.Знакомство с этапами жизненного пути
4.Основные направления лирики
5.Обобщения, выводы

Слайд 3

Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он,

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром

странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или бог - или никто! 1832

Вопрос: Кто же этот неведомый избранник, гонимый миром, с русскою душой, с разбитыми надеждами, проживший короткую жизнь?

Слайд 4

Природа наделила его талантами. Он был одарен удивительной музыкальностью — играл

Природа наделила его талантами. Он был одарен удивительной музыкальностью —

играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. В последний год жизни он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником.
Слайд 5

Он владел французским, немецким, английским, читал по-латыни, впоследствии, на Кавказе, примется

Он владел французским, немецким, английским, читал по-латыни, впоследствии, на Кавказе,

примется изучать «татарский», то есть азербайджанский язык, в Грузии будет записывать слова грузинские и одной из своих поэм даст грузинское название — «Мцыри». Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, иностранных и русских, но из обширного круга его чтения нужно выделить двух авторов: Байрона и — особенно — Пушкина.
Слайд 6

Лермонтов был противоречивой личностью: мог быть холодно-сдержанным и страстно откровенным, бунтующим

Лермонтов был противоречивой личностью: мог быть холодно-сдержанным и страстно откровенным, бунтующим

и усталым, доверчивым и презрительным

Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

Слайд 7

Прочитайте строки из стихотворений поэта: 1) «Я жить хочу, хочу печали»

Прочитайте строки из стихотворений поэта:

1) «Я жить хочу, хочу печали»
«И

скучно и грустно, и некому руку подать»
2) «Я не унижусь пред тобою»
«Я думаю о ней, я плачу и люблю»
3) «Москва! Москва! Люблю тебя как сын!
«Прощай, немытая Россия»

Вопрос: Есть ли противоречие в лирике Лермонтова?

Слайд 8

Какую бы сторону жизни мы ни взяли – всюду у Лермонтова

Какую бы сторону жизни мы ни взяли – всюду у Лермонтова

видна эта полярность отношения, почти взаимоисключающие друг друга чувства. Как же это совмещалось в одном человеке? Как сложился и жил Лермонтов?
Слайд 9

Противоречия с детства окружали Лермонтова и обнаруживали трагические разлады жизни. На

Противоречия с детства окружали Лермонтова и обнаруживали трагические разлады жизни.

На

чуткую душу ребенка обрушилась жестокая семейная драма: после смерти матери начались распри между отцом и бабушкой. Воспитанием мальчика занялась бабушка, т.к. обещала сделать его своим наследником
Тарханы
(Пензенская губерния)
Слайд 10

Легенды о Пугачеве, песни о Стеньке Разине, горная красота Кавказа. Вот

Легенды о Пугачеве, песни о Стеньке Разине, горная красота Кавказа.

Вот истоки мечты о вольности. И в то же время он видит рядом униженных крепостных («Бабинька! Это же что такое – бить людей? Я запрещаю!»
Слайд 11

Лермонтов рос болезненным. Это обострило ощущение трагического несовершенства мира.

Лермонтов рос болезненным. Это обострило ощущение трагического несовершенства мира.

Слайд 12

Учился в Благородном пансионе при Московском университете, где читал Пушкина и

Учился в Благородном пансионе при Московском университете, где читал Пушкина

и Шиллера, писал стихи, мечтал о героическом. Но все порывы прихлопнуты одним движением руки императора: Николай 1 приказал закрыть пансион из-за непочтительности воспитанников.
Слайд 13

За участие в литературном кружке выгнан из университета. 2 года школы

За участие в литературном кружке выгнан из университета. 2 года

школы гвардейских подпрапорщиков были настоящей каторгой: жесткий контроль, строгая дисциплина
Слайд 14

В обществе пугала одинаковость людей и безмыслие. Отсюда одиночество. Но презрение

В обществе пугала одинаковость людей и безмыслие. Отсюда одиночество. Но

презрение к обществу и одиночество его страшат. Боится разрыва связей.
Слайд 15

Ссылки на Кавказ 1) за стихотворение «Смерть поэта» 2) за дуэль с французским посланником Место дуэли

Ссылки на Кавказ

1) за стихотворение «Смерть поэта»
2) за дуэль
с французским

посланником
Место дуэли
Слайд 16

Нет, я не Байрон, я другой… Характерная особенность лирики Лермонтова –

Нет, я не Байрон, я другой…

Характерная особенность лирики Лермонтова –

тематика одиночества, противопоставление себя обществу и миру в целом, разочарованность жизнью. Эти же черты характерны и литературному течению «байронизма», которое было популярно во времена Лермонтова, но Михаил Юрьевич придал этому течению черты свои собственные, раскрасил красками своей души, хоть и сохранив единый тематический набор.
Слайд 17

Основные направления лирики Лермонтова: 1. О себе-поэте 2. Презрение к обществу

Основные направления лирики Лермонтова:

1.    О себе-поэте 2.    Презрение к обществу 3.    Разочарование

жизнью 4.    Тема одиночества 5.    Страдальческая любовь 6.    Демон Лермонтова 7.    О своей душе
Слайд 18

Лермонтов о себе как о поэте «Что без страданий жизнь поэта?

Лермонтов о себе как о поэте

«Что без страданий жизнь поэта?


И что без бури океан?» 
Сравнивая поэта с океаном, Лермонтов подчёркивает: поэт – это прежде всего душа, способная выражать манипуляции, происходящие с ней, словами, а потому поэт с гладкой кожей на лбу , лишённой морщин, вовсе не поэт. Но всё же он гордится, что способен «холодной буквой…объяснить боренье дум», ведь «нет звуков у людей довольно сильных, чтоб изобразить желание блаженства».
Слайд 19

Презрение к обществу «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее

Презрение к обществу

«Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее —

иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно».

Общество – это скопище людей, равнодушных к  добру и злу, преклоняющиеся без малейших слов перед властью, уставшие от борьбы в самом начале своего пути, а перед лицом опасности пугаются, не смея ничего вымолвить. Эти люди, не успев узнать жизни, устают от неё, а тот остаток чувственности скрывают за семью печатями, а на обозрение ближним выставляют страсти, а потому уже не способны они любить и даже ненавидеть по-настоящему – самопожертвенно.

Слайд 20

Тема одиночества «Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить.

Тема одиночества

«Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье

все готовы: Никто не хочет грусть делить».

«Никто моим словам не внемлет» ,- неоднократно повторяет поэт. Непонимание – и это непонимание и становится синонимом одиночества лирического героя Лермонтова.

Слайд 21

Страдальческая любовь «Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для

Страдальческая любовь

«Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня

красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою».

Любовь лирического героя Лермонтова – эта не та любовь, то светлое чувство самопожертвования и самоотречения во имя своего возлюбленного, это всепоглощающее чувство скорби. Герой кидается в гущу любовный страстей, заранее зная, что удел любви – разочарование, смерть, забвение. И всё время, будучи сжигаемый от страсти, он корчится в муках, страдает от собственной любви!

Слайд 22

Демон Лермонтова «Собранье зол его стихия. … Сидит уныл и мрачен

Демон Лермонтова

«Собранье зол его стихия. … Сидит уныл и мрачен он. -

Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает, Он равнодушно видит кровь, И звук высоких ощущений Он давит голосом страстей…»

Слово «демон» - лишь метафора, обозначающая чувство личной непохожести на остальных, чувство, угнетающее человека, за которое он себя укоряет, но без коего не может быть и индивидуальности человека. Демон Лермонтова – это его злоба, появившаяся вследствие презрения к светскому обществу, вызванный его одиночеством.

Слайд 23

О своей душе «Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый

О своей душе

«Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как

он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум не много совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я — или бог — или никто!»

Данное стихотворение в полноценном объёме отображает грани души Лермонтова, хотя оно и было написано в ранние годы. В нём провозглашения себя самостоятельной личностью, которой хоть и пророчат лишь подражание великому гению, она, личность Лермонтова, является иным.

Слайд 24

На примере следующего стихотворения сделайте вывод о том, какое любимое поэтическое

На примере следующего стихотворения сделайте вывод о том, какое любимое поэтическое

средство Лермонтова и его излюбленный поэтический прием
Слайд 25

Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной

правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой;
Клянуся сонмищем духов,
Судьбою братий, мне подвластных,
Мечами ангелов бесстрастных,
Моих недремлющих врагов;
Клянуся небом я и адом,
Земной святыней и тобой;
Клянусь твоим последним взглядом,
Твоею первою слезой,
Незлобных уст твоих дыханьем,
Волною шелковых кудрей;
Клянусь блаженством и страданьем,
Клянусь любовию моей...
Слайд 26

Как много говорит самый стих о личности его творца, о его

Как много говорит самый стих о личности его творца, о его

характере, о его страсти!

Любимым поэтическим средством являются антитезы — столкновение противоположных понятий: «день первый» — «день последний», «позор» — «торжество», «паденье» — «победа», «свиданье» — «разлука», «демоны» — «ангелы», «небо» — «ад», «блаженство» — «страданье»... И другой, излюбленный, поэтический прием — анафора, настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова.

Слайд 27

В чем особенность названий стихотворений? «Нет, я не Байрон» «Я не

В чем особенность названий стихотворений?

«Нет, я не Байрон»
«Я не могу не

произнесть»
«Я не люблю тебя, страстей…»
«Я не достоин, может быть…»
«Не играй моей тоской»
«Я не унижусь пред тобою»
Слайд 28

Эти стихи открываются возражением. Поэт противопоставляет себя окружающему. В строках чувствуется

Эти стихи открываются возражением. Поэт противопоставляет себя окружающему. В строках

чувствуется мучительная противоречивость чувств. Вот истоки тональности поэзии Лермонтова – тоски, печали, грусти, одиночества.
Слайд 29

Так почему же в душе Лермонтова, «как в океане, надежд разбитых

Так почему же в душе Лермонтова, «как в океане, надежд разбитых

груз лежит»?

Состоянию общественной жизни отвечала его собственная трагическая судьба: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы... Все это свершалось словно затем, чтобы усилить трагический характер его поэзии. И при всем том он не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.