Нарративные стратегии в романе В. Каверина Два капитана

Содержание

Слайд 2

Цель: выявление и анализ нарративных стратегий в романе Каверина «Два капитана»

Цель:
выявление и анализ нарративных стратегий в романе Каверина «Два капитана»
Задачи:
Изучить теоретическую

литературу по теме исследования.
Рассмотреть структурную специфику нарративных стратегий в романе.
Проанализировать текст романа «Два капитана» в русле изучаемого вопроса, выявить особенности повествования в романе.
Определить пути трансформации автором традиционных нарративных механизмов.

Ключевой исследовательский вопрос:
Как и с какой целью В.Каверин использует нарративные стратегии в романе?

Объект исследования:
Роман В.А.Каверина «Два капитана»
Предмет исследования: нарративные стратегии,
используемые в романе

Методы:
нарративный, структурный и сравнительный анализ текста

Теоретическая база:
научные труды современных учёных: В.Шмида, В.И.Тюпы, О.А.Ковалёва,
Г.А.Жиличевой, В.А.Андреевой

Слайд 3

Ключевые понятия Нарратив – особый тип дискурса, т.е. высказывание, в ходе

Ключевые понятия

Нарратив – особый тип дискурса, т.е. высказывание, в ходе которого

говорящий разворачивает перед слушателем историю (последовательность событий); являет собой событие рассказывания.
Нарратор – вымышленная роль, синонимичная «повествователю» (если повествование ведётся от третьего лица) и «рассказчику» (ведущему рассказ от первого лица), явно противопоставляемая понятию «автор произведения», «реальный автор».
Наррататор – подразумеваемый явный или неявный собеседник,
внутренний адресат, читатель или слушатель, к которому обращена речь рассказчика-нарратора.
Слайд 4

Нарративная стратегия – фундаментальная характеристика основных параметров сюжетно-повествовательного произведения, принцип взаимосвязи

Нарративная стратегия –
фундаментальная характеристика основных параметров сюжетно-повествовательного произведения, принцип взаимосвязи

событийного ряда и коммуникативного намерения (по Г.А.Жиличевой).

Взаимонаправленная коммуникативная стратегия

Всегда направлена на читателя

Может иметь коммуникативный статус: знания, убеждения или мнения

Служит реализации замысла автора

С помощью литературных техник объединяет «событие рассказа» и «событие рассказывания»

Реализуется как конфигурация интриги, модальности и картины мира

Слайд 5

Элементы нарративных стратегий в романах Стратегия провокации Стратегия агитации Стратегия откровения

Элементы нарративных стратегий в романах

Стратегия провокации

Стратегия агитации

Стратегия откровения

Идеологический «сверхтекст»
«Персонажи-агитаторы»


(политрук, доктор, учитель жизни)
«Программные речи»
Коллективное событие
(собрание, заседание, митинг)
Девизы, призывы, лозунги

Нарушения событийной последовательности
Тексты-пародии
Противоречия и алогизмы в сюжетной линии
Игра, сцена, цирк, балаган
Творчество и искусство

Обнаружение скрытого смысла, чуда
Сюжет о постижении Бога, истины, предназначения, раскрытия тайны
Образы вертепа, храма, пещеры, кладбища как сакрального места
Песнь, стихи, молитва, заклинание

Слайд 6

Каверин Вениамин Александрович (Вениамин Абелевич Зильбер) Член литгруппы «Серапионовы братья» (прозвище

Каверин Вениамин Александрович (Вениамин Абелевич Зильбер)

Член литгруппы «Серапионовы братья» (прозвище «брат

Алхимик»)
Окончил Ленинградский институт живых восточных языков (отделение арабистики, 1923) и Ленинградский государственный университет (историко-филологический факультет, 1924)
Кандидат филологических наук (1929)

Роман «Два капитана»
Написан в 1938 (1 том)—1944 (2 том) гг.
Сталинская премия второй степени (1946)
Более 100 переизданий
Переведен на многие языки
По мотивам романа поставлено 2 фильма и мюзикл «Норд-Ост»

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Образ отца Иван Григорьев отец Саньки Григорьева Иван Иваныч Павлов Доктор,

Образ отца

Иван Григорьев
отец Саньки Григорьева

Иван Иваныч Павлов
Доктор, вылечивший немоту Саньки

Иван

Павлыч Кораблев
учитель и друг главного героя

Иван Дмитриевич Климов
штурман «Святой Марии», чьи дневники и письма помогли Саньке восстановить справедливость

Иван Львович Татаринов
капитан-покоритель Севера, отец Кати и тесть Саньки

Слайд 10

Мотив искусства в произведении

Мотив искусства в произведении

Слайд 11

Эпистолярный мотив в романе Основная сюжетная линия (Санька-Катя) «Северная» сюжетная линия (И.Татаринов – Климов)

Эпистолярный мотив в романе

Основная сюжетная линия
(Санька-Катя)

«Северная» сюжетная линия
(И.Татаринов –

Климов)
Слайд 12

Нарраторы Санька Григорьев Катя Татаринова Штурман Климов Катя Татаринова ведёт повествование

Нарраторы

Санька Григорьев

Катя Татаринова

Штурман Климов

Катя Татаринова ведёт повествование так, как будто рассказывает

историю жизни какому-то близкому человеку или в подробностях сама вспоминает пережитое.

Санька-нарратор не рассказывает, а пишет свои воспоминания, его наррататор – читатель. Роль нарратора Саньки приравнивается к роли автора книги.

Записи выполнены в жанре дневника, не имеют личных обращений к кому-либо. Нарратор Климов выступает в роли летописца-жизнеописателя.

Основная сюжетная линия

«Северная» сюжетная линия

Слайд 13

Всего героев: 135 Эпизодичные герои: 58 Должностные лица: 47 Другие, в

Всего героев: 135
Эпизодичные герои: 58
Должностные лица: 47
Другие, в т.ч. основные герои:

30

В обоих томах – 20 героев
Только в 1-ом – 58
Только во 2-м - 47