Тонический стих

Содержание

Слайд 2

СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ Стих, основанный на равносложии (равном количестве слогов в строке).

СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

Стих, основанный на равносложии (равном количестве слогов в строке). Для

силлабических стихов характерна парная рифма:
Не так мила птице холя в роскошном питании, Как приятна своя воля в свободном летании. (15 слогов)
Дела господня Господа вси благословите, пойте Его во вся веки и превозносите. Ангели господни, Бога вси благословите, небеса Господа пойте и превозносите. (14 слогов)
Слайд 3

СИЛЛАБО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ — буквально слогоударное стихосложение, одно из названий системы русского классического

СИЛЛАБО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ — буквально слогоударное стихосложение, одно из названий системы русского классического

стиха, введенной реформой Тредиаковского — Ломоносова.
Слайд 4

3-стопный хорей ( – v – v – v ) В

3-стопный хорей ( – v – v – v ) В /дымке-/неви/димке/ /Выплыл

/месяц /вешний,/ /Цвет са/довый /дышит/ /Яблонь/ю, че/решней./ (А. Фет)
Слайд 5

4-стопный хорей ( – v – v – v – v

4-стопный хорей ( – v – v – v – v

) /Сквозь вол/нисты/е ту/маны/ /Проби/рает/ся лу/на,/ /На пе/чальны/е по/ляны/ /Льет пе/чально/ свет о/на. / (А.Пушкин)
Слайд 6

5-стопный хорей ( – v – v – v – v

5-стопный хорей ( – v – v – v – v

– v ) /Фини/ша ле/тяща/я ми/нута,/ /Моло/дость лег/ка и /горя/ча —/ /Сило/ю на/дута, /как на/дута/ /Каме/ра фут/больно/го мя/ча./ (Б. Корнилов)
Слайд 7

6-стопный хорей ( – v – v – v – v

6-стопный хорей ( – v – v – v – v

– v – v ) /Долго /не сда/валась /Любуш/ка со/седка./ /Нако/нец шеп/нула: /«Есть в са/ду бе/седка,/ /Как тем/нее /станет — /пони/маешь /ты?..»/ /Ждал я, /исстра/дался, /ночки-/темно/ты!/ (Н. Некрасов)
Слайд 8

7-стопный хорей ( – v – v – v – v

7-стопный хорей ( – v – v – v – v

– v – v – v ) /Ули/ца бы/ла — как /буря. /Толпы /прохо/дили,/ /Словно /их пре/следо/вал не/отвра/тимый /рок./ /Мчались /о́мни/бусы, /кебы /и ав/томо/били,/ /Был не/исчер/паем /ярост/ный люд/ской по/ток. (В. Брюсов)
Слайд 9

2-стопный ямб ( v – v – ) /Где на/ша ро/за,

2-стопный ямб ( v – v – ) /Где на/ша ро/за, /Друзья /мои

?/ /Увя/ла ро/за, /Дитя /зари./ (А. Пушкин)
Слайд 10

3-стопный ямб ( v – v – v – ) /Стул

3-стопный ямб ( v – v – v – ) /Стул вет/хий,

не /оби/тый, /И шат/кая /постель/, /Сосуд/, водой/ нали/тый, /Соло/менна /свирель/ – Вот все, что пред собою Я вижу, пробужден. Фантазия, тобою Одной я награжден. (А.Пушкин)
Слайд 11

4-стопный ямб ( v – v – v – v –

4-стопный ямб ( v – v – v – v –

) /Кто жил/ и мыс/лил, тот/ не мо/жет /В душе/ не пре/зирать /людей;/ /Кто чув/ствовал/, того /трево/жит /Призрак /невоз/врати/мых дней/. (А.Пушкин)
Слайд 12

5-стопный ямб ( v – v – v – v –

5-стопный ямб ( v – v – v – v –

v – ) /Под ель/ю из/нурен/ной и /громозд/кой, /Что вы/росла/, не пла/ча ни /о ком,/ /Меня /корми/ли мя/кишем/ и сос/кой, /Парным/ голу/бова/тым мо/локом./ (Б. Корнилов)
Слайд 13

6-стопный ямб ( v – v – v – v –

6-стопный ямб ( v – v – v – v –

v – v – ) /Поэт!/ не до/рожи/ любо/вию/ народ/ной: /Востор/женных/ похвал/ пройдет/ минут/ный шум;/ /Услы/шишь суд/ глупца/ и смех/ толпы/ холод/ной, /Но ты/ остань/ся тверд,/ споко/ен и/ угрюм./ (А. Пушкин)
Слайд 14

Вольный ямб — ямбический рифмованный стих с неравным (не более шести)

Вольный ямб — ямбический рифмованный стих с неравным (не более шести)

количеством стоп в строках, без строфы. Вольным ямбом в 18 – 19 вв. писались басни, эпиграммы, комедии («Горе от ума» Грибоедова).
Слайд 15

Сергей Сергеич, это вы ли! 4 Нет! я перед родней, где

Сергей Сергеич, это вы ли! 4 Нет! я перед родней, где встретится,

ползком; 6 Сыщу ее на дне морском. 4 При мне служащие чужие очень редки; 6 Все больше сестрины, свояченицы детки; 6 Один Молчалин мне не свой, 4 И то затем, что деловой. 4
Слайд 16

3-стопный дактиль ( – v v – v v – v

3-стопный дактиль ( – v v – v v – v

v ) /Буря на/небе ве/чернем,/ /Моря сер/дитого/ шум,/ /Буря на /море и/ думы,/ /Много му/чительных / дум./ (А. Фет)
Слайд 17

4-стопный дактиль ( – v v – v v – v

4-стопный дактиль ( – v v – v v – v

v – v v ) /Славная/ осень! Здо/ровый, я/дреный/ /Воздух у/ста лые/ силы бо/дрит;/ /Лед нео/крепший на/ речке сту/деной/ /Словно как/ тающий/ сахар ле/жит./ (Н. Некрасов)
Слайд 18

5-стопный дактиль ( – v v – v v – v

5-стопный дактиль ( – v v – v v – v

v – v v – v v ) /Страстно про/сил я бес/смертных бо/гов олим/пийских/ /Дать мне ми/нуту, од/ну лишь ми/нуту сви/даться/ /С чудно-пре/красною | смертною/ девой. На/стало/ /Это мгно/венье. У/видев е/е у бес/смертных/ /Начал про/сить я, чтоб/ миг вожде/ленный сви/данья/ /В вечность про/длили о/ни...
Слайд 19

6-стопный дактиль |Слышишь ли| ты, как шу|ми́т /\ ввер|ху угло|ватое| ста́до?|

6-стопный дактиль |Слышишь ли| ты, как шу|ми́т /\  ввер|ху угло|ватое| ста́до?| |С криком

ле|тят через | до́м /\ /\ |к теплым по|лям журав|ли́,| |Желтые | листья шу|мя́т, /\ в бе|резнике| свищет си|ни́ца,| |Ты гово|ришь, что о|пя́ть /\ /\ |теплой дож|демся вес|ны́.| (А. Фет)
Слайд 20

4-стопный амфибрахий ( v – v v – v v –

4-стопный амфибрахий ( v – v v – v v –

v v – v ) /Однажды/ в студену/ю зимню/ю пору/ /Я из ле/су вышел/; был сильный/ мороз./ /Гляжу, под/нимает/ся медлен/но в гору/ /Лошадка,/ везуща/я хворос/ту воз./ (Н. Некрасов)
Слайд 21

3-стопный анапест ( v v – v v – v v

3-стопный анапест ( v v – v v – v v

– ) /Я тебе/ ничего/ не скажу,/ /Я тебя / не встрево/жу ничуть,/ /И о том,/ что я мол/ча твержу,/ /Не решусь/ ни за что/ намекнуть./ (А. Фет)
Слайд 22

ПА́УЗНИК – стих, который основан на равном количестве ударений в строке.

ПА́УЗНИК – стих, который основан на равном количестве ударений в строке.

Между ударными слогами пропущены безударные слоги, которые при чтении ощущаются как паузы. Паузник стал особо популярен в русской поэзии 20 в: А. Блок, В. Брюсов, А. Ахматова, В. Маяковский, Б. Пастернак, С. Есенин и др.
Слайд 23

а) Полносложный стих: |Четкие| линии| гор; /\ /\ | ( –

а) Полносложный стих: |Четкие| линии| гор; /\ /\ | ( –

v v – v v – 0 0 ) |Бледно не|верное | море. /\ | ( – v v – v v – v 0 ) |Гаснет тор|жественный| взор, /\ /\ | ( – v v – v v – 0 0 ) |Тонет в бес|сильном про|сторе. /\ | ( – v v – v v – v 0 ) (В. Брюсов) б) Паузный стих: |Мы /\ /\ | спим /\ /\ | ночь. /\ /\ | ( – 0 0 – 0 0 – 0 0 ) |Днем совер|шаем по|ступки. /\ | ( – v v – v v – 0 ) |Любим сво|ю /\ то|лочь /\ /\ | ( – v v – 0 v – 0 0 ) |воду в сво|ей /\ /\ | ступке. /\ | ( – v v – 0 0 – v 0 ) (В. Маяковский)
Слайд 24

Се|годня дур|ной /\ /\ | день, /\ (v – v v

Се|годня дур|ной /\ /\ | день, /\ (v – v v

– 0 0 – 0) Куз|нечиков | хор /\ /\ | спит. /\ (v – v v – 0 0 – 0) И| сумрачных | скал /\ /\ | сень /\ (v – v v – 0 0 – 0) Мрач|ней гробо|вых /\ /\ | плит. /\ (v – v v – 0 0 – 0) (О. Мандельштам)
Слайд 25

ВЕРЛИ́БР (франц. vers libre — свободный стих) — ряд своеобразных форм

ВЕРЛИ́БР (франц. vers libre — свободный стих) — ряд своеобразных форм

стиха, отличающихся от равносложного силлабического и равносложного силлаботонического стиха. 2 основных вида верлибра: - ударник; - фразовик.
Слайд 26

УДА́РНИК или АКЦЕНТНЫЙ СТИХ — для него характерно не равное количество

УДА́РНИК или АКЦЕНТНЫЙ СТИХ — для него характерно не равное количество

стоп, как в метрическом стихе, а равное количество логически сильных ударных слов. Количество безударных слогов между ударными нерегулярно. Акцентный стих распространен в русской народной поэзии. В 20 в. он стал использоваться в поэзии А. Блока, М. Кузмина и особенно В. Маяковского. Бывают нерифмованные и рифмованные акцентные стихи.
Слайд 27

Народный двухударник (по 2 ударения в строке): Во гра́де было Ки́еве,

Народный двухударник (по 2 ударения в строке): Во гра́де было Ки́еве,

(v – v v v – v v v) 9 Жила́-была молода́ вдова; (v – v v v v – v v v) 10 У не́й было де́вять сыновей, (v – v v – v v v) 8 Деся́тая — дочь люби́мая. (v – v v v v – v v) 9
Слайд 28

Нерифмованный четырехударник: Когда́ мне́ говоря́т: «Александри́я», я ви́жу бе́лые сте́ны до́ма,

Нерифмованный четырехударник: Когда́ мне́ говоря́т: «Александри́я», я ви́жу бе́лые сте́ны до́ма, небольшо́й са́д

с гря́дкой левко́ев, бле́дное со́лнце осе́ннего ве́чера и слы́шу зву́ки дале́ких фле́йт. (М. Кузмин) Рифмованный четырехударник: Вашу мы́сль, мечта́ющую на размягче́нном мозгу́, Как вы́жиревший лаке́й на заса́ленной куше́тке, Буду дразни́ть об окрова́вленный се́рдца лоску́т: Досы́та изыздева́юсь, наха́льный и е́дкий. (В. Маяковский)
Слайд 29

ФРАЗОВИ́К — стих, в котором поэтическая речь свободно делится на строки.

ФРАЗОВИ́К — стих, в котором поэтическая речь свободно делится на строки.

В конце каждой строки – пауза. Эта пауза не всегда совпадает с логическим членением фразы.
Слайд 30

Что это у нас, братцы, В Каменной Москве приуныло, Что это

Что это у нас, братцы, В Каменной Москве приуныло, Что это приумолкло? Заунывно зазвонили У

Ивана Великого в большой колокол, Язык увивали черным бархатом. Все князья, бояре догадались: Они все с себя платье цветное скидавали, Наряжалися во платьице черное, печальное. И что это у нас, братцы, В Каменной Москве приумолкло? Знать не стало у нас в Каменной Москве Самодержца батюшки царя белого.
Слайд 31

Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов,

Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной

к занятиям Болтовней. (А. Блок)
Слайд 32

Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару.

Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Шел, сам

не зная куда. (А. Пушкин)
Слайд 33

Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в

Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в глав, кто в

ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учрежденья. Обдают дождем дела бумажные, Чуть войдешь в здание: Отобрав с полсотни — самые важные! — служащие расходятся на заседания... (В. Маяковский)
Слайд 34

1. Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не

1. Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он

ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. 2. Четырехстопный ямб мне надоел: Им пишет всякий. Мальчикам в забаву Пора б его оставить. Я хотел Давным-давно приняться за октаву.
Слайд 35

3. Розы расцветают, Сердце, отдохни; Скоро засияют Благодатны дни. 4. Иль

3. Розы расцветают, Сердце, отдохни; Скоро засияют Благодатны дни. 4. Иль опять от вышины

Весть знакомая несется? Или снова раздается Милый голос старины?
Слайд 36

5. Уже утомившийся день Склонился в багряные воды, Темнеют лазурные своды,

5. Уже утомившийся день Склонился в багряные воды, Темнеют лазурные своды, Прохладная стелется тень. 6.

Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна … Грустную думу наводит она.
Слайд 37

7. В стороне от больших городов, Посреди бесконечных лугов, За селом,

7. В стороне от больших городов, Посреди бесконечных лугов, За селом, на горе

невысокой, Вся бела, вся видна при луне, Церковь старая чудится мне, И на белой церковной стене Отражается крест одинокий. 8. Дайте вздохнуть!.. Я простился с столицами, Мирно живу средь полей, Но и крестьяне с унылыми лицами Не услаждают очей.