Наука о детской литературе

Содержание

Слайд 2

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Основные цели и задачи Формирование: интереса к

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основные цели и задачи
Формирование:
интереса к эстетической стороне окружающей

действительности,
эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства,
элементарных представлений о видах и жанрах искусства.
Воспитание:
интереса к художественно-творческой деятельности,
умения понимать содержание произведений искусства.
Развитие:
эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературное произведение, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Приобщение:
к народному словесному профессиональному искусству через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства
Слайд 3

Эстетическое отношение к миру способность оценивать явления действительности как прекрасные или

Эстетическое отношение к миру

способность оценивать явления действительности как прекрасные или

безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические. Оно определяет мироощущение, духовный мир, поведение, проявляется во всем образе жизни человека.
включает не только отношение к эстетическим ценностям, но и нравственное отношение ко всему, что связано с осмыслением эстетической реальности. Прекрасное и творческое не могут быть вне духовно-нравственной направленности. Истинные произведения человеческого труда (и не только в сфере искусства) заставляют переживать, поражаться той глубине проникновения в суть вещей, которой обладает творчески мыслящий человек. Эмоциональная окрашенность эстетических ценностей неотделима от их сущности, ибо только гармония, красота могут взволновать человека, пробудить в нем стремление к совершенству.
Слайд 4

Аристотеля древнегреческий философ, ученик Платона, с 343 до н. э. —

Аристотеля

древнегреческий философ, ученик Платона, с 343 до н. э. — воспитатель

Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей.
Эстетика – наука, изучающая эстетическое отношение человека к внешнему миру, общие закономерности и принципы художественного творчества; сущность, происхождение и развитие искусства: литературы, живописи, музыки, скульптуры и др. Эстетика раскрывает роль искусства в жизни общества. Родоначальником эстетики, как самостоятельного раздела философии, считают Аристотеля.
Слайд 5

Наука о детской литературе Предварительный этап становления науки о детской литературе

Наука о детской литературе

Предварительный этап становления науки о детской литературе –

XIX в.
1878 г. – первый научно-критический опыт исторических очерков детской литературы, предпринятый П.В. Засодимским.
1948 г. – “История русской детской литературы” А.П. Бабушкиной.
Слайд 6

Объективные критерии вычленения детской литературы из общих границ литературы Некоторые литературоведы

Объективные критерии вычленения детской литературы из общих границ литературы

Некоторые литературоведы
не различают

детскую
литературу, настаивая
на её общих
эстетических свойствах

Из личного опыта читателей
легко различить детские и
недетские тексты

Некоторые литературоведы
различают детскую литературу,
но как разновидность массовой,
обращая внимание на её
невысокий художественный уровень

Детская литература
более сложный вид творчества:
дети из безбрежного океана
литературы выбирают нужное им
на данном этапе их духовного
становления

Вывод:
Объективным критерием вычленения детской литературы из состава общей литературы является категория читателя-ребёнка

Слайд 7

Детская литература – одно из социокультурных явлений, сопровождающих развитие в обществе детской субкультуры

Детская литература –
одно из социокультурных явлений, сопровождающих развитие в

обществе детской субкультуры
Слайд 8

Современное понятие о детской литературе I. Обиходно-бытовое (все произведения, которые читают

Современное понятие о детской литературе

I. Обиходно-бытовое (все произведения, которые читают

дети – “детское чтение”)
II. Научное
Слайд 9

Детская литература С. Аксаков “Аленький цветочек” (“Красавица и чудовище”) Антоний Погорельский

Детская литература

С. Аксаков “Аленький цветочек” (“Красавица и чудовище”)
Антоний Погорельский

“Чёрная курица, или Подземные жители”
Д. Мамин-Сибиряк “Алёнушкины сказки”
А. Линдгрен “Три повести о Карлсоне”
Братья Гримм “Детские и семейные сказки”
Ш. Перро “Золушка”, “Красная шапочка”
Слайд 10

Жанровая классификация детской литературы (статичная система) Трансформация традиционных литературных жанров Образование жанровых модификаций

Жанровая классификация детской литературы (статичная система)

Трансформация традиционных литературных жанров
Образование жанровых модификаций


Слайд 11

Двуплановое значение произведений детской литературы «Детский» и «взрослый» планы перекликаются, образуя

Двуплановое значение произведений детской литературы

«Детский» и «взрослый» планы перекликаются, образуя диалогическое

единство текста.
Лирика и лироэпические жанры тяготеют к фольклоризму.
Эпические жанры исторической и нравственно-социальной тематики испытывают влияние со стороны классической повести о детстве.
Рассказы и новеллы являются формами «краткими»: отчетливо прорисованные персонажи, однозначная основная мысль, простая фабула.
«Детская» система драматических жанров не приемлет жанра трагедии.
Детское произведение должно возвращать читателя-ребёнка в мир гармонии.
В детском произведении должно быть “всё как в жизни”, даже если им представлен совершенно фантастический персонаж.
Читатель-ребёнок должен быть солидарен с автором в этических оценках героев и событий.
Автор имеет средства склонить читателя-ребёнка на свою сторону, но это не должно привести к перекосам в представлениях ребёнка о добре и зле.
Слайд 12

Классификация видов детской книги (статичная система) (вид детской книги определяются её функцией)

Классификация видов детской книги (статичная система) (вид детской книги определяются её функцией)

Слайд 13

Практическая классификация детской литературы (динамичная система)

Практическая классификация детской литературы (динамичная система)

Слайд 14

Круг детского чтения меняется с каждой эпохой Факторы, влияющие на формирование

Круг детского чтения меняется с каждой эпохой

Факторы, влияющие на формирование круга

детского чтения:
изменение исторических условий
изменение идеологических установок
изменение социальных традиций
изменение религиозных традиций
изменение традиций семейного воспитания
изменение художественных вкусов
изменение требований, предъявляемых к воспитаннику детского дошкольного учреждения, школьнику
обновление программ воспитания и образования
Слайд 15

Специфика детской литературы Два взгляда на детскую литературу 70-е годы XX

Специфика детской литературы

Два взгляда на детскую литературу

70-е годы XX в. развернулась

дискуссия на страницах журнала “Детская литература”:
Детская литература – это особая форма общественного сознания
В произведениях, написанных для детей существует свой путь художественного отображения мира
Феномен детской литературы
Слайд 16

Детская литература возникает на пересечении художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности Функции

Детская литература возникает на пересечении художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности
Функции детской

литературы: доставлять эстетическое наслаждение, способствовать формированию личности

Художественное
творчество

Учебно-воспитательная
деятельность
Специфика детской литературы прежде всего обусловлена возрастом читателя-ребёнка: стихи сказки проза драма

Детская литература

Слайд 17

Художественные критерии детской книги Не все писатели могут быть детскими писателями

Художественные критерии детской книги

Не все писатели могут быть детскими писателями
Особое качество

писательского дарования
Высокий уровень художественности детской книги
“Поэзия для маленьких и для взрослых должна быть тоже поэзией” К. Чуковский
Детская литература должна быть классикой
Язык детской книги должен быть образно богатым и выразительным (повышенная речевая одарённость ребёнка)
Язык детской книги должен быть доступным ребёнку (в идеале даже прозаическое произведение должно легко запоминаться наизусть, становиться частью речевого опыта ребёнка)
Талантливое создание художественного образа: самый короткий путь главной мысли писателя к сердцу ребёнка
Конкретность в детской книги позволяет ребёнку яснее понять сюжет
Контекст в детской книге: детская книга должна быть на вырост
Динамический сюжет и юмор в детской книге развивает в ребёнке чувство комического
Иллюстрации в детской книге играют одну из главных ролей в понимании текста
Слайд 18

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР ФОЛЬКЛОР – ВИД ИСКУССТВА (В ОТЛИЧИЕ

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

ФОЛЬКЛОР – ВИД ИСКУССТВА (В ОТЛИЧИЕ ОТ МИФОВ)
ЭТИМОЛОГИЯ

СЛОВА “ФОЛЬКЛОР”: FOLK– “НАРОД” И LORE – “МУДРОСТЬ”
ИСТОКИ ФОЛЬКЛОРА: ПОТРЕБНОСТЬ ЛЮДЕЙ В ОСОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО ИХ МИРА ПРИРОДЫ И МЕСТА, КОТОРОЕ ЗАНИМАЕТ В ЭТОМ МИРЕ САМ ЧЕЛОВЕК
Слайд 19

ЧЕРТЫ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ ИМЕЮТ ПОСТОЯННОЙ, РАЗ И НАВСЕГДА УСТАНОВЛЕННОЙ ФОРМЫ

ЧЕРТЫ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

НЕ ИМЕЮТ ПОСТОЯННОЙ, РАЗ И НАВСЕГДА УСТАНОВЛЕННОЙ ФОРМЫ
ЕСТЕСТВЕННАЯ НАРОДНАЯ

РЕЧЬ, БОГАТАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ (ЭПИТЕТЫ, МЕТАФОРЫ, ГИПЕРБОЛЫ, ЛИТОТЫ, МЕТОНИМИИ И ДР.), НАПЕВНАЯ
СТИЛИСТИКА ТЯГОТЕЕТ К ГИПЕРБОЛАМ, ПАРАЛЛЕЛИЗМАМ, ПОСТОЯННЫМ ЭПИТЕТАМ
ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕЕТ ЧЁТКИЙ, УСТОЙЧИВЫЙ ХАРАКТЕР С СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ КОМПОЗИЦИИ (ЗАЧИН, СРЕДИННАЯ ЧАСТЬ И КОНЦОВКА)
Слайд 20

ФОЛЬКЛОР ПЕРВОБЫТНЫЙ, ДРЕВНЕЙШИЙ СИНКРЕТИЗМ ВИДОВ ИСКУССТВ – НЕРАСЧЛЕНЁННОСТЬ РАЗНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА

ФОЛЬКЛОР ПЕРВОБЫТНЫЙ, ДРЕВНЕЙШИЙ СИНКРЕТИЗМ ВИДОВ ИСКУССТВ

– НЕРАСЧЛЕНЁННОСТЬ РАЗНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ ВКЛЮЧАЛА:

СЛОВА, МЕЛОДИЮ, ТАНЕЦ, ОБРЯД.
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА» РУССКОГО УЧЁНОГО, ФИЛОЛОГА, АКАДЕМИКА АЛЕКСАНДРА ВЕСЕЛОВСКОГО: «…ИСТОКИ ПОЭЗИИ В НАРОДНОМ ОБРЯДЕ. … ПОЭЗИЯ ПРЕДСТАВЛЯЛА СОБОЙ ПЕСНЮ, ИСПОЛНЯЕМУЮ ХОРОМ И СОПРОВОЖДАВШУЮСЯ МУЗЫКОЙ И ПЛЯСКАМИ. …СЛОВА ПЕСЕН ИМПРОВИЗИРОВАЛИСЬ, ПОКА НЕ СТАЛИ ТРАДИЦИОННЫМИ, НЕ ПРИОБРЕЛИ УСТОЙЧИВЫЙ ХАРАКТЕР…»
Слайд 21

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОЛЬКЛОРА

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОЛЬКЛОРА