Личность и творчество А.Н. Островского (1823 – 1886)

Содержание

Слайд 2

Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский

Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский

ещё вполне нов,- мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложнённого, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьёшься, из которого умоешься, у которого отдохнёшь – и вновь пустишься в дорогу.

А. Р. Кугель (русский и советский театральный критик):

Слайд 3

Слайд 4

Замоскворечье (начало 19 века)

Замоскворечье (начало 19 века)

Слайд 5

Дом в Голиковском переулке, где родился А.Н.Островский

Дом в Голиковском переулке, где родился А.Н.Островский

Слайд 6

Дом на Житной улице, где прошло детство А.Н. Островского

Дом на Житной улице, где прошло детство А.Н. Островского

Слайд 7

Слайд 8

Родители А. Н. Островского Отец А. Н. Островского – Николай Федорович

Родители А. Н. Островского

Отец А. Н. Островского – Николай Федорович –

был чиновником московского департамента. Но помимо государственной деятельности занимался частной практикой, а с 1841 года, выйдя в отставку, стал преуспевающим присяжным стряпчим Московского коммерческого суда.
Слайд 9

Родители А. Н. Островского

Родители А. Н. Островского

Слайд 10

Мачеха А. Н. Островского – Эмилия Тессин

Мачеха А. Н. Островского – Эмилия Тессин

Слайд 11

В 1840 г. Окончил Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и

В 1840 г. Окончил Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и

поступил на юридический факультет Московского университета

Московская гимназия

Московский университет

Слайд 12

Слайд 13

1843 г. Островский работает канцеляристом в Московском совестном суде. 1845 г.

1843 г. Островский работает канцеляристом в Московском совестном суде.
1845 г. -

на службе в Московском коммерческом суде.
1847- 1851 гг. – начало литературной деятельности. Очерк «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.
Слайд 14

Начало творчества – пьеса «Картина семейного счастья» Островский вспоминал: «Самый памятный

Начало творчества – пьеса «Картина семейного счастья» Островский вспоминал: «Самый памятный

день в моей жизни: 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в своё призвание»
Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

«Свои люди – сочтёмся!» Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы

«Свои люди – сочтёмся!»

Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно

с помощью диалогов действующих лиц.
Слайд 18

Читал ли ты комедию или лучше трагедию Островского «Свои люди сочтемся»,

Читал ли ты комедию или лучше трагедию Островского «Свои люди сочтемся»,

которой настоящее название «Банкрот»? Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», Ревизор», на «Банкроте» я поставил нумер четвёртый.

В.Ф. Одоевский

Слайд 19

1852-1854 гг. «Москвитянинский» период Участие в журнале «Москвитянин» Создание пьес «Не

1852-1854 гг. «Москвитянинский» период

Участие в журнале «Москвитянин»

Создание пьес «Не в свои

сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»

Дружба с А. Григорьевым – поэтом, критиком.

Слайд 20

1855 – 1860 гг. –предреформенный период Журналы «Современник», «Отечественные записки»: «Не

1855 – 1860 гг. –предреформенный период

Журналы «Современник», «Отечественные записки»: «Не сошлись

характерами», «Доходное место», «Гроза» - «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего … таланта»
(И. Тургенев)
Слайд 21

Слайд 22

1861 – 1886 гг. – пореформенный период Сатирические пьесы: «Бешеные деньги»,

1861 – 1886 гг. – пореформенный период

Сатирические пьесы: «Бешеные деньги», «Бесприданница»,

«Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказка «Снегурочка»
Слайд 23

А.Н. Островский в 70-80-е годы 1865 г. – «Артистический кружок» 1874

А.Н. Островский в 70-80-е годы

1865 г. – «Артистический кружок»
1874 г. –

«Общество русских драматических писателей и оперных композиторов».
1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.
1886 г. – назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.
Слайд 24

Островский среди членов Общества драматических писателей

Островский среди членов Общества драматических писателей

Слайд 25

Жена и дети драматурга

Жена и дети драматурга

Слайд 26

Дом А.Н. Островского в усадьбе Щелыково (ныне - Дом-музей)

Дом А.Н. Островского в усадьбе Щелыково (ныне - Дом-музей)

Слайд 27

Кабинет А.Н.Островского в Щелыкове

Кабинет А.Н.Островского в Щелыкове

Слайд 28

Гостиная в Доме-музее

Гостиная в Доме-музее

Слайд 29

Столовая в Доме-музее

Столовая в Доме-музее

Слайд 30

Могила А.Н.Островского

Могила А.Н.Островского

Слайд 31

А. Н. Островский и русский национальный театр И. А. Гончаров писал

А. Н. Островский и русский национальный театр

И. А. Гончаров писал
А.

Н. Островскому:
«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать — у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».
Слайд 32

Памятник А.Н.Островскому у Малого театра в Москве

Памятник А.Н.Островскому у Малого театра в Москве

Слайд 33

Здание Малого театра в Москве

Здание Малого театра в Москве

Слайд 34

Малый театр, основанный в 1824 г. - особый театр. Его принято

Малый театр, основанный в 1824 г. - особый театр. Его принято

называть "вторым московским университетом". Часто можно было услышать: "В Москве два университета - на Моховой (МГУ) и на Театральной". "Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре".
Так мог сказать о себе и А.Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдателем Малого театра. Он писал: «Я знал московских актеров с 1840 года».
Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещенного автора (в 1853 г. была поставлена комедия " Не в свои сани не садись", которая прошла с большим успехом). За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно.

А.Н.Островский Малый театр

Слайд 35

А.Н.Островский и актеры Малого театра Свои пьесы Островский читал артистам сам.

А.Н.Островский и актеры Малого театра

Свои пьесы Островский читал артистам сам. Островский

был режиссером - постановщиком своих пьес; он распределял роли, проводил репетиции с актерами.
Слайд 36

«У нас на Руси, мало написать пьесу, надо провести её по всевозможным мытарствам» А.Н.Островский

«У нас на Руси, мало написать пьесу, надо провести её по всевозможным

мытарствам» А.Н.Островский
Слайд 37

А.Н.Островский – один из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра. Любимый

А.Н.Островский – один из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра.

Любимый

жанр Островского - комедия

Островский изображает патриархальный русский мир: купечество, чиновников, помещиков.

Патриархальный мир раскрывается, как правило, в двух ракурсах: социально – злободневном и фольклорно – мифологическом.

Слайд 38

А.Н.Островский – один из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра. Сюжеты

А.Н.Островский – один из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра.

Сюжеты

пьес имеют несложную структуру, некоторые функции персонажей сохраняются от пьесы к пьесе.

Видимая простота языка сочетается с тонкой игрой психологических и культурных подтекстов.

Отдельный город изображается как некое конкретное, замкнутое и самодостаточное место.