- Главная
- Литература
- Николай Александрович Бердяев
Содержание
- 2. Детство Н.А. Бердяева Николай Бердяев родился в 1874 году в Киеве, на Печерске — в уютно
- 3. Семья Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев, был киевским
- 4. Образование Киевский университет св. Владимира, где Николай Бердяев учился в 1894-1898 гг., сначала на естественном, затем
- 5. Общественная деятельность От марксизма к идеализму Интерес к морали, к этической проблематике, пробудившийся у Бердяева чрезвычайно
- 6. Марксистское «крещение» произошло под влиянием Давида Логвинского, с которым Бердяев сблизился на первом курсе университета, еще
- 7. Впрочем, ортодоксальным марксистом Бердяев не был никогда. Он достаточно рано почувствовал, что и теоретический марксизм, и
- 8. Первая статья Н.А. Бердяева «А. Ф. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму» появилась
- 9. В 1897 году Бердяев был арестован на несколько дней как участник большой студенческой демонстрации. Через год,
- 10. После выхода из тюрьмы Бердяев познакомился с замечательным религиозным философом, известным не только в России, но
- 11. Ницше стал автором концепции Ubermensch (сверхчеловека). В России, стране «больной совести», именно этот аспект творчества Ницше
- 12. Позднее, уже в эмиграции, Бердяев пишет свою первую книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический
- 13. Принципиальные расхождения “Критического марксизма” Н.А. Бердяева с догматическим марксизмом В понимании классического учения марксистов прогресс -
- 14. Основной вывод работы Н.А. Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К.
- 15. Бердяев еще оставался близок к марксизму в социальных вопросах, но он был чрезвычайно далек от партийно-организационных
- 16. С.Н. Булгаков Чрезвычайно важная встреча – знакомство с Сергеем Николаевичем Булгаковым (1871-1944), близкие отношения с которым
- 17. В вологодской ссылке Бердяев написал статью «Этическая проблема в свете философского идеализма» для сборника “Проблемы идеализма”.
- 18. Луначарский сделал предметом своей критики сразу несколько статей Бердяева, – не только «Этическую проблему в свете
- 19. Группа основателей «Союза освобождения» в 1902 г. в Германии (слева направо): Пётр Струве, Нина Струве, Василий
- 20. Мыслители «нового религиозного сознания» Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский Мысль о необходимости «обновления» христианства обрела многих
- 21. Мыслители «нового религиозного сознания» Круг людей «нового религиозного сознания» заметил и ранние работы Бердяева, особенно его
- 22. Мыслители «нового религиозного сознания» В результате жизнь Бердяева резко поменялась: 30 сентября 1904 года он просит
- 23. Работа Н. А. Бердяева «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан» Статья состоит из семи небольших глав,
- 24. Христианство — религия Креста. Представители других религий (буддисты, мусульмане, евреи) нередко замечают, что их учения имеют
- 25. В центре истории и Церкви — человек. Часто говорят, что христианство не удалось, не осуществилось в
- 26. Говоря об исторических грехах католической и православной церквей, об искажениях константиновской эпохи («соблазн царством мира»), которые
- 27. Отличие религии Креста от религии закона Н. А. Бердяев поясняет и на примере толстовства. Признавая у
- 29. Скачать презентацию
Детство Н.А. Бердяева
Николай Бердяев родился в 1874 году в Киеве, на
Детство Н.А. Бердяева
Николай Бердяев родился в 1874 году в Киеве, на
Имение графов Браницких в Белой церкви под Киевом. Здесь маленький Николай Бердяев ежегодно жил с матерью.
Семья
Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, офицер-кавалергард Александр
Семья
Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, офицер-кавалергард Александр
мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой. Его старший брат Сергей — поэт, публицист и издатель.
Николай Бердяев с мамой
Герб княжеского рода Кудашевых
Образование
Киевский университет св. Владимира, где Николай Бердяев учился в 1894-1898 гг.,
Образование
Киевский университет св. Владимира, где Николай Бердяев учился в 1894-1898 гг.,
Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии». Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском журнале «Neue Zeit» напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму».
Мемориальная доска Н.А. Бердяеву на здании Киевского университета им. Шевченко (открыта в апреле 2013 г.). Скульптор – И. Гречаник
Общественная деятельность
От марксизма к идеализму
Интерес к морали, к этической проблематике, пробудившийся
Общественная деятельность
От марксизма к идеализму
Интерес к морали, к этической проблематике, пробудившийся
Этическим интересом отчасти можно объяснить и увлечение Николая марксизмом.
Обращению к марксизму способствовало не покидавшее Бердяева чувство, что мир и общество основаны на зле и несправедливости; для него было характерно страстное желание не только познать истину и смысл, но и изменить мир согласно истине и смыслу.
Марксистское «крещение» произошло под влиянием Давида Логвинского, с которым Бердяев сблизился
Марксистское «крещение» произошло под влиянием Давида Логвинского, с которым Бердяев сблизился
Логвинский входил в социал-демократический кружок, участвовал в работе нелегальной типографии. Именно благодаря Логвинскому Николай вошел в марксистский кружок. Там он познакомился, например, с Анатолием Луначарским.
Члены “Союза борьбы за освобождение рабочего класса”.
Луначарский А.В.
Будущий первый нарком просвещения советской республики в то время учился в Киевской гимназии и уже имел довольно солидный революционный «стаж»: с 1892 года Луначарский состоял в нелегальной организации. К этому же периоду относились и другие марксистские знакомства Бердяева. Революционная романтика наполнила дни Николая смыслом и осязаемой целью.
Впрочем, ортодоксальным марксистом Бердяев не был никогда. Он достаточно рано почувствовал,
Впрочем, ортодоксальным марксистом Бердяев не был никогда. Он достаточно рано почувствовал,
Не случайно Николай интересовался народничеством как некоторой революционной альтернативой марксизму, в частности, читал книги Н. Я. Михайловского, – но позиция Михайловского, привлекавшая Бердяева утверждением примата личности над обществом, тем не менее, казалось ему слабой в теоретическом, философском плане.
Н. К. Михайловский
Иммануил Кант
Сам Бердяев в своем формировании прошел через немецкую философию (прежде всего, через Канта), и ему гораздо ближе было философское обоснование марксизма (выросшего, как известно, из немецкой философской традиции), чем народничества, опиравшегося на позитивизм.
Первая статья Н.А. Бердяева «А. Ф. Ланге и критическая философия в их отношении
Первая статья Н.А. Бердяева «А. Ф. Ланге и критическая философия в их отношении
Карл Иоганн Каутский
В 1897 году Бердяев был арестован на несколько дней как участник
В 1897 году Бердяев был арестован на несколько дней как участник
Через год, в ночь на 12 марта 1898 года, – Николай арестован во второй раз за организацию беспорядков. В квартире Бердяевых произвели обыск, изъяли нелегальную литературу. В этот раз Бердяев провел месяц в Лукьяновской тюрьме, находившейся на окраине Киева.
Лукьяновская тюрьма
М.И. Драгомиров
Разбирательство тянулось почти два года, – ведь арестовано по этому делу было около 150 человек! В Лукьяновскую тюрьму приехал сам киевский генерал-губернатор Михаил Иванович Драгомиров.
Все это время Бердяев жил дома, но состоял под надзором полиции и по правилам не мог покидать Киев. Из университета его исключили. Университетское образование оборвалось навсегда.
После выхода из тюрьмы Бердяев познакомился с замечательным религиозным философом, известным
После выхода из тюрьмы Бердяев познакомился с замечательным религиозным философом, известным
Философская иррационалистическая позиция Шестова, уже опубликовавшего в то время работы о Шекспире, Ницше, Толстом, не имела ничего общего с марксистским радикализмом. Однако именно разговоры и споры с ним, а не с товарищами по подпольному кружку, называл Бердяев «поисками истины».
Л.И. Шестов
Ф. Ницше
Бердяев зачитывался Ницше и Ибсеном, символистами и Достоевским. Особенно было велико воздействие Ницше. Увлечение творчеством этого философа стали широко известными, популярными и во всей Европе.
Бердяев читал Ницше и раньше, но под влиянием Шестова произошло своеобразное «переоткрытие» им немецкого мыслителя: Бердяев попросил своего знакомого (В. В. Водовозова) прислать ему из Берлина 8-томное собрание сочинений Ницше на немецком языке, которое он буквально проштудировал.
Ницше стал автором концепции Ubermensch (сверхчеловека).
В России, стране «больной совести», именно этот аспект
Ницше стал автором концепции Ubermensch (сверхчеловека).
В России, стране «больной совести», именно этот аспект
Надо сказать, что восприятие этой части учения германского мыслителя в нашей стране обладало некоторой спецификой: сверхчеловек воспринимался, в основном, не как антропологический тип (homo super-sapiens) и не в культурно-историческом плане (как совершеннейший человек), а как идеал творческого духа, как мистическая индивидуальность, символизирующая собой жизненную и творческую мощь.
Бердяев, попавший под обаяние стиля и идей германского гения, сверхчеловека Ницше тоже воспринимал не столько как разрушителя культуры и веры, имморалиста, сколько как носителя индивидуалистических ценностей духа, духовного аристократа.
Бердяев расслышал трагическую ноту в построениях Ницше, почувствовал одиночество человеческой души в мире, где «Бог умер».
Позднее, уже в эмиграции, Бердяев пишет свою первую книгу «Субъективизм и
Позднее, уже в эмиграции, Бердяев пишет свою первую книгу «Субъективизм и
Уже первая бердяевская книга содержала попытку осуществить своеобразный синтез марксистской философии (ее социальной критической части) и переработанной им немецкой классической философии (прежде всего, позиций Канта и Фихте), недаром его взгляды в данный период подчас называют «неокантианским марксизмом».
Бердяев критиковал субъективный метод Михайловского в социологии, считая, что он явно проигрывает в споре с марксистской картиной общества, но он критически оценил и многие положения марксизма – прежде всего, те, которые принижали значение личности в истории общества.
Вполне по-марксистски Бердяев признает в своей первой книге и наличие общественного прогресса в истории, направленного социального развития. В этом вопросе особенно ярко видно отличие взглядов молодого Бердяева от позиции зрелого мыслителя.
Принципиальные расхождения
“Критического марксизма” Н.А. Бердяева с догматическим марксизмом
В понимании классического
Принципиальные расхождения
“Критического марксизма” Н.А. Бердяева с догматическим марксизмом
В понимании классического
Бердяев же считал, что будущее не должно пожирать настоящее и прошедшее, человек не может быть средством для своего потомка, нельзя соединить безграничный оптимизм в отношении будущего с бесконечным пессимизмом в отношении прошлого. Да и доказательств у теорий прогресса нет никаких, одни нерешенные вопросы. Значит, теория прогресса ложна и безнравственна.
Проблема исторического прогресса
Бердяев показывал, что различие между худшим и лучшим, нравственным и безнравственным изначально, a priori дано человеческому сознанию, поэтому люди вносят в исторический процесс идею цели и оценивают историческое движение с этих позиций – как прогресс или регресс. Он доказывал, что, хотя социальный процесс закономерен и в этом смысле непреодолим, в саму эту закономерность входит активность человека, его волевые устремления. «Социальное развитие проникнуто принципом социально-психической, а не материально-механической причинности», – замечал Бердяев, и это уже звучало не совсем по-марксистски. Человек для него выступал самоцелью, он пытался сочетать социальные выводы с философским идеалистическим их обоснованием: «этический идеализм» сочетался с революционно-демократическими положениями.
“Этизация” марксизма
Основной вывод работы Н.А. Бердяева
«Субъективизм и индивидуализм в общественной философии.
Основной вывод работы Н.А. Бердяева
«Субъективизм и индивидуализм в общественной философии.
В данном произведении Бердяев предпринял попытку реформирования марксизма. С самого начала он чувствовал всю недостаточность материализма как философской системы, для него было очевидно теоретическое превосходство Канта и Гегеля над Фейербахом и Энгельсом и, начав с поисков для социального учения Маркса иной философской основы, он постепенно отошел от марксизма, хотя и сохранил сочувствие к марксистской социальной программе. Книга была своеобразной критикой марксизма в кантовском духе: добро, истина, красота не зависят ни от каких социальных условий, они априорны, не определяются практикой, а являются достоянием этического сознания. В то же время, Бердяев попытался обосновать идею исторического предназначения пролетариата и неизбежности социализма, опираясь именно на этические ценности. В этом смысле, данная работа Бердяева стала «памятником переходного периода». Правда, к моменту выхода книги в свет Бердяев уже начал догадываться о невозможности «исправления» марксизма, вылитого, как совершенно верно сказал Ленин, «из одного куска стали».
Бердяев еще оставался близок к марксизму в социальных вопросах, но он
Бердяев еще оставался близок к марксизму в социальных вопросах, но он
А.В. Луначарский
А.А. Богданов
В ссылке Николай Александрович несколько раз выступал перед своими товарищами «с рефератами». При обсуждении «рефератов» Бердяева критиковали за отход от марксистских позиций. Особенно резко возражал Бердяеву А. В. Луначарский, продолжая те страстные споры, которые начались у него с Бердяевым еще в Киеве. «До моего приезда Николай Бердяев стал было занимать нечто вроде доминирующего положения, его рефераты пользовались большим успехом. Наша социал-демократическая публика поощряла меня выступить с рядом диспутов против Бердяева, противопоставляя его идеализму, в то время докатившемуся до признания не только христианства, но почти православия, марксистскую философию…»
С.Н. Булгаков
Чрезвычайно важная встреча – знакомство с Сергеем Николаевичем Булгаковым (1871-1944), близкие
С.Н. Булгаков
Чрезвычайно важная встреча – знакомство с Сергеем Николаевичем Булгаковым (1871-1944), близкие
Беседы с Л. Н. Толстым, чтение книг Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева привели к тому, что он, как и Бердяев, перешел от марксизма к идеализму. В отличие от Бердяева, для Булгакова это был возврат к тому, что с детства составляло фундамент его жизни – к вере, у Бердяева же, не получившего такого воспитания в семье, путь к вере занял большее время. Во многом именно благодаря беседам и переписке с Сергеем Николаевичем Бердяев переходит не просто к идеализму, а к религиозному идеализму.
В вологодской ссылке Бердяев написал статью «Этическая проблема в свете философского
В вологодской ссылке Бердяев написал статью «Этическая проблема в свете философского
В статье заметно дальнейшее изменение его взглядов. В ней можно найти отголоски разговоров и переписки Бердяева с Булгаковым, со Струве. Статья Бердяева для «Проблем идеализма» очень способствовала его дурной репутации у марксистов. В этой работе он показывал, что этика не может быть сведена к исследованию условий, имеющихся норм, тенденций, практической морали (то есть реально существующего – «сущего»), она всегда имеет дело с идеалом, с представлениями о добре и зле, не укорененными в действительности (то есть – с «должным»). Он рассматривал вечную философскую проблему должного и сущего с разных сторон, показывая, что этика возможна только при обращении к идеальному, должному, а сама категория должного автономна, независима от реальности. Поэтому этика не может быть позитивистски объяснена и проинтерпретирована: ведь идеал не присутствует в опыте, не может быть познан эмпирически, он – должное, он не существует реально.
В статье Бердяев изложил и свое представление об этической позиции Ницше: он показывал, что «имморализм» Ницше не является таковым, так как отвергает не должное, а сущее, – Ницше спорит с существующими нормами, с существующей моралью, отвергает эту несимпатичную ему этическую реальность, протестует против нее во имя идеала. Поэтому этика Ницше действительно находится «по ту сторону добра и зла» (по выражению самого Ницше), но по ту сторону исторического добра и зла, а не добра и зла вообще; тем самым вполне укладывается в классическую этическую схему противопоставления должного и сущего. Таким образом, Бердяев противоречил марксизму, рассматривавшему мораль (как и всю общественную надстройку) в зависимости от экономического развития общества (его базиса).
Луначарский сделал предметом своей критики сразу несколько статей Бердяева, – не только
Луначарский сделал предметом своей критики сразу несколько статей Бердяева, – не только
В этой работе Бердяев проиллюстрировал свое понимание трагизма жизни, вечного разрыва должного и сущего примерами из пьес Метерлинка: в них идеальная любовь разрушалась от соприкосновения с грубой действительностью.
Луначарский назвал попытку Бердяева «обвенчать» марксизм и идеализм «белой магией», его статья так и называлась – «Трагизм жизни и белая магия». Он рассуждал так: если признавать бесконечность поступательного развития, то надо признать, что «трагизм жизни» не вечен, – когда-нибудь царство свободы будет достигнуто. Бердяев же показывал принципиальную недостижимость идеала в истории, вечный разрыв между должным и сущим.
Группа основателей «Союза освобождения» в 1902 г. в Германии (слева направо):
Группа основателей «Союза освобождения» в 1902 г. в Германии (слева направо):
В 1903 году Бердяев примкнул к Союзу Освобождения, – тайной политической организации, которая выдвигала требования введения всеобщего избирательного права и проведения демократической аграрной реформы (вплоть до принудительного отчуждения помещичьих земель). Организация создавалась вокруг издававшегося за границей журнала «Освобождение», активную роль в котором играл другой близкий знакомый Бердяева – Петр Струве.
Первый лист «Освобождения» от 25 января 1905 года, сообщавшего о начале русской революции
Мыслители «нового религиозного сознания»
Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский
Мысль о необходимости «обновления»
Мыслители «нового религиозного сознания»
Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский
Мысль о необходимости «обновления»
В своей знаменитой исторической трилогии «Христос и Антихрист» Мережковский пытался обосновать именно эту идею, показывая, что в истории человеческой культуры уже предпринимались попытки синтеза «земной» и «небесной» правд, но они не были удачными в силу незрелости человеческого общества.
Мыслители «нового религиозного сознания»
Круг людей «нового религиозного сознания» заметил и ранние
Мыслители «нового религиозного сознания»
Круг людей «нового религиозного сознания» заметил и ранние
Журнал стал испытывать трудности в финансировании. Произошло это во многом из-за запрета Победоносцева публиковать протоколы религиозно-философских собраний, – после прекращения публикаций интерес к журналу резко упал. Необходима была новая концепция журнала. Тогда у Мережковских возникла идея привлечения к сотрудничеству в «Новом пути» «идеалистов» – Булгакова, Бердяева, Новгородцева, Франка.
Мыслители «нового религиозного сознания»
В результате жизнь Бердяева резко поменялась: 30 сентября
Мыслители «нового религиозного сознания»
В результате жизнь Бердяева резко поменялась: 30 сентября
Бердяев, пройдя через увлечение марксизмом, постепенно двигался в сторону православия, Церкви.
Работа Н. А. Бердяева «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан»
Статья состоит
Работа Н. А. Бердяева «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан»
Статья состоит
Христианство — религия Креста.
Представители других религий (буддисты, мусульмане, евреи) нередко замечают,
Христианство — религия Креста.
Представители других религий (буддисты, мусульмане, евреи) нередко замечают,
В центре истории и Церкви — человек.
Часто говорят, что христианство
В центре истории и Церкви — человек.
Часто говорят, что христианство
Именно Христова правда не может быть насильственно осуществлена. Коммунизм хочет осуществить свою правду путем насилия, отрицает свободу духа, потому что отрицает дух, и потому ему легче осуществить эту правду. К Царству Божьему нельзя принудить, нельзя осуществить его без духовного перерождения, которое всегда предполагает свободу духа. Христианство есть религия Креста, оно признаёт смысл страдания. Христос призывает нас взять свой крест и нести его, нести тяготу и бремя грешного мира.
Говоря об исторических грехах католической и православной церквей, об искажениях константиновской
Говоря об исторических грехах католической и православной церквей, об искажениях константиновской
Христианство указывает человеку высшую цель жизни, говорит о высшем происхождении человека и высшем его назначении. Но христианство, в отличие от многих других учений, не льстит человеческой природе в ее греховном, падшем состоянии, оно требует от человека героического самопреодоления.
Отличие религии Креста от религии закона Н. А. Бердяев поясняет и
Отличие религии Креста от религии закона Н. А. Бердяев поясняет и
Л. Н. Толстой «думал, что всё зависит от истинного сознания и что легко осуществить то, что сознано», что «жить по закону любви… просто, выгодно и умно», пишет Н. А. Бердяев. Но «христианство возвещает истину о том, что мир во зле лежит и человек греховен», «требует… духовного перерождения». Обозначая иррациональную связь свободы и зла, Н. А. Бердяев обнаруживает в христианстве и намного более радикальное, чем у Л.Н. Толстого, требование и «реальной духовной победы над злом».
Л. Н. Толстой в 1880-х годах