Новаторство Н.А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклор

Содержание

Слайд 2

Нигде эта органическая связь поэзии Некрасова с фольклором не проявляется так


Нигде эта органическая связь поэзии Некрасова с фольклором не

проявляется так явственно, как в поэме «Кому на Руси жить хорошо?».
В. Е. Евгеньев-Максимов.
Слайд 3

“ Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю


Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о

народе, всё, что мне привилось услыхать из уст его, и я затеял поэму «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни ”, – рассказывал Некрасов журналисту П.Безобразову.
Слайд 4

«Русские песни, предания, пословицы, суеверные страхи, наконец русские сказки без сомнения

«Русские песни, предания, пословицы, суеверные страхи, наконец русские сказки без сомнения

заслуживают большего внимания: они – память нашего давно минувшего, они- хранилище русской народности», - писал Н.А. Некрасов в одной из своих рецензий в 1841 году.
Слайд 5

Художественные особенности поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Стих поэмы

Художественные особенности поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Стих поэмы
Многоголосие

Сатира Песни
и юмор и причитания
Элементы фольклора
Слайд 6

Фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий; включает в себя

Фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий; включает в себя

сказки, былины, песни, загадки, пословицы и поговорки и т. д.
Слайд 7

Элементы фольклора а) сказочный зачин б) элементы волшебства в) постоянные эпитеты

Элементы фольклора

а) сказочный зачин
б) элементы волшебства
в) постоянные эпитеты
г)

поговорки, пословицыг) поговорки, пословицы, загадки
д) сравнения
Слайд 8

Сказочный зачин Зачин – традиционное начало сказки: В каком году –

Сказочный зачин

Зачин – традиционное начало сказки: В каком году – рассчитывай…
Многие

русские народные сказки начинались похожим образом: В некотором царстве, в некотром государстве. Жили-были. Давным-давно…
Слайд 9

Элементы волшебства Почти все герои названы по именам, а фамилии не

Элементы волшебства

Почти все герои названы по именам, а фамилии не

указываются
магическое число 7 (мужиков, филинов, деревьев)
Пахом подбирает птенчика и беседует с ним, а затем и с пеночкой, которая в качестве выкупа за птенца даёт скатерть-самобранку, тайное место с «волшебной коробкой»
словная форма обращения к скатерти похожа на формулу обращения Емели к щуке в сказке «По щучьему веленью»; «две дюжие руки»;
запрет пеночки, запрет и его нарушение
Слайд 10

Пословицы и поговорки «Мужик, что бык…» Пословица характеризует качество характера простого

Пословицы и поговорки

«Мужик, что бык…»
Пословица характеризует качество характера простого

мужика, его упрямство, упорство, настойчивость. В современной речи можно встретить выражение: упрям, как бык .
«Пташка малая, а коготок востёр». и т. д.
(«Маленький, да удаленький»)
Слайд 11

Загадки В словаре Даля мы находим такую загадку, подслушанную у народа

Загадки

В словаре Даля мы находим такую загадку, подслушанную у народа
«Живёт

без тела, говорит без языка,
плачет без души, смеётся без радости;
никто его не видит, а всяк слышит»
(отголосок)
У Некрасова:
«Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела – а живёт оно,
Без языка – кричит»(эхо)
Слайд 12

Приметы, поверья. Поверье – идущее из старины, живущее в народе убеждение,

Приметы, поверья.

Поверье – идущее из старины, живущее в народе убеждение, вера

в примету.
Примета – явление, случай, которые в народе являются предвестием чего-нибудь.
«Ну, леший шутку славную над нами подшутил». Леший – в славянской мифологии: человекообразное, сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный человеку. Раньше крестьяне искренне верили в существование нечистой силы и мифологических существ, поэтому такие поверья бытовали везде.
В настоящее время можно услышать такие выражения: леший попутал, иди ты к лешему (уходи), какого лешего? (выражение досады), леший его знает (кто его знает) – все они используются в просторечном стиле.
Слайд 13

Постоянные эпитеты Эпитет – образное определение предмета столь частые в народном

Постоянные эпитеты

Эпитет – образное определение предмета столь частые в народном языке

и в народной поэзии (солнце красное, тени чёрные, зайка серенький, лисица хитрая)
Слайд 14

Олицетворение разновидность эпитета, когда неживому приписываются свойства живого; «а эхо вторит

Олицетворение

разновидность эпитета, когда неживому приписываются свойства живого; «а эхо вторит всем»,

ворон «сидит да чёрту молится», «сама лисица хитрая, по любопытству бабьему, подкралась к мужикам, послушала, послушала…»
Слайд 15

Сравнение и гиперболизация «А их глазищи желтые// Горят, как воску ярого//

Сравнение и гиперболизация

«А их глазищи желтые// Горят, как воску ярого//

Четырнадцать свечей», часто такие сравнения с сильным преувеличением использовались в былинах (а глазищи, словно чашищи)
Слайд 16

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и

бессильная,
Матушка-Русь!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!..