Н.В. Гоголь Миргород

Содержание

Слайд 2

Общая характеристика сборника «Миргород»

Общая характеристика сборника «Миргород»

Слайд 3

1835 год – год величайшего творческого подъёма Гоголя. В этом году

1835 год – год величайшего творческого подъёма Гоголя. 

В этом году написано

столько, что непонятно, как Николай Васильевич успевал всё это. Был буквально за полтора месяца написан «Ревизор», вышел сборник «Арабески», где одновременно с критическими статьями, с эссе Гоголь начинает публиковать свои петербургские повести, а именно: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего».
Слайд 4

В этом же году появляется сборник «Миргород», который состоит из четырёх

В этом же году появляется сборник «Миргород», который состоит из четырёх

повестей: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Критика устами Белинского расхвалила этот новый этап в творчестве Гоголя.
Слайд 5

Белинский говорил о том, что Гоголь стал серьёзнее, стал глубже проникать

Белинский говорил о том, что Гоголь стал серьёзнее, стал глубже проникать

в тайны жизни. В то же время Белинский высказывал и ряд недоумений, особенно это касалось первой повести: «Возьмите его «Старосветских помещиков»: что в них? Две пародии на человечество в продолжение нескольких десятков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как водится исстари, умирают. Но отчего же это очарование? Вы […] принимаете участие в персонажах повести, смеетесь над ними, но без злости, и потом рыдаете с Палемоном о его Бавкиде, сострадаете его глубокой, неземной горести…»Создается впечатление, что от критики ускользала проблематика повестей Гоголя.
Слайд 6

С одной стороны, речь идёт об одном из совершенно заурядных провинциальных

С одной стороны, речь идёт об одном из совершенно заурядных провинциальных

малороссийских городков. Но с другой стороны, в этом названии звучат и другие слова: «Миргород», «мир», «город». Возможно, название намекает на некую более универсальную и масштабную проблематику. Но больше всего вопросов возникает по другому поводу: перед нами четыре повести, совершенно разные не только по сюжету, но и по жанру.
Слайд 7

Первая повесть посвящена двум старичкам, горячо и искренне любящим друг друга:

Первая повесть посвящена двум старичкам, горячо и искренне любящим друг друга:

Пульхерии Ивановне и Афанасию Ивановичу, которые едят и пьют, а потом умирают.
Слайд 8

Вторая повесть совершенно иного плана: мощные героические фигуры Тараса Бульбы и

Вторая повесть совершенно иного плана: мощные героические фигуры Тараса Бульбы и

его сыновей, Остапа и Андрия, подвиги, страшные исторические события отдалённых эпох.
Слайд 9

Третья повесть «Вий» написана в жанре романтической фантастики: ведьмы, черти, потусторонние

Третья повесть «Вий» написана в жанре романтической фантастики: ведьмы, черти, потусторонние

существа, храбрый казак Хома Брут, который не смог одолеть самого Вия и оказался жертвой демонической панночки.
Слайд 10

Четвертая «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»,

 Четвертая «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»,

написана в духе жёсткого реализма. Достаточно гадкие обыватели маленького жалкого городка с их маленькими страстями, с их грязной повседневной и унылой жизнью.
Слайд 11

Что может объединять эти повести? И действительно ли они объединены неслучайно?

Что может объединять эти повести? И действительно ли они объединены неслучайно?

Составляют ли они просто некое собрание повестей, или же здесь можно говорить о некоем единстве, идеологическом, художественном? 
Слайд 12

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ» В этой повести некий намёк, ключ, который

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ»

В этой повести некий намёк, ключ, который должен

открыть дверцу, за которой содержится общая идея повествования. И Белинский и Гоголь сравнивают Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну с некими Филемоном и Бавкидой, персонажами высокого античного мифа.
Слайд 13

Но не только с персонажами высокого античного мифа связывает своих героев

Но не только с персонажами высокого античного мифа связывает своих героев

Гоголь. Есть другая легенда, которая говорит о некоем прекрасном времени, которое существовало на земле. Разумеется, легенда эта о золотом веке. Она пришла к нам из античности. Первым записал эту легенду древнегреческий поэт Гесиод, а затем она повторена у римского поэта Овидия. 
Слайд 14

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА» ЗДЕСЬ мы видим страшные исторические события гордых,

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ
«ТАРАС БУЛЬБА»

ЗДЕСЬ мы видим страшные исторические события гордых, мужественных

и часто беспощадных героев. Это, своего рода, идеал, но идеал другого плана. В первой повести мы имеем дело с идеалом идиллическим, где кроткие и чистые сердцем герои живут в мире с собой и с окружающей их тихой и мирной природой. Во второй повести нам даётся идеал другого типа – идеал героический. И точно так, как бессмысленно предъявлять к идиллическому герою требования великих деяний, точно так бессмысленно упрекать Тараса Бульбу или Остапа в излишней жестокости.
Слайд 15

Ведь Гоголь говорит о том, что Тарас Бульба и его товарищи

Ведь Гоголь говорит о том, что Тарас Бульба и его товарищи

убивали не просто на поле боя, иногда они уничтожали и мирное население. «Тарас Бульба» напоминает нам античный эпос, а именно «Илиаду».

Таким образом, перед нами эпос, величественные, эпические герои. Интересно и то, что в «Тарасе Бульбе» соединены разные эпохи: в произведении есть и события XIV, и XV, и даже XVI века в таком своеобразном смешении. И это не ошибка автора. Гоголь прекрасно знал историю Малороссии, но он хотел создать некий универсальный образ героического прошлого.

Слайд 16

Теперь обратимся к оглавлению сборника «Миргород», который состоит из двух частей.

 Теперь обратимся к оглавлению сборника «Миргород», который состоит из двух частей.

Первая часть представлена двумя повестями: «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба». Таким образом, нам даётся два совершенно различных, но идеальных построения. Не каждый человек может прожить идиллическую или героическую жизнь, а вот вместе они создают некий образ идеала.
Слайд 17

Анализ повести «Вий» Часть вторая состоит из повестей «Вий» и «Повести

Анализ повести «Вий»

Часть вторая состоит из повестей «Вий» и «Повести о

том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Что же говорит нам античная легенда? После медного века, после этих страшных людей, совершавших подвиги и исчезнувших с лица земли, наступает некий последний век, античные авторы называют его железным веком. И первый признак железного века – это некое оскудение человеческих душ. Люди становятся слабыми, мелкими, мелочными. И вот, похоже, такую ситуацию мы наблюдаем в повести «Вий». Там действуют три персонажа, отпущенные на каникулы в бурсаки: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор, самый младший из них, Тиберий Горобец 
Слайд 18

Даже имена у них странные: Халява – дармовщинка, лень; Хома Брут

Даже имена у них странные: Халява – дармовщинка, лень; Хома Брут

– Хома – это простонародный вариант имени Фома, а Брут – это персонаж римской истории, тираноборец; Тиберий Горобец – Тиберий – имя грозного римского императора, а Горобец – малороссийский воробей.
Слайд 19

Эти герои путешествуют по степи, но всё внезапно меняется и они

Эти герои путешествуют по степи, но всё внезапно меняется и они

попадают в иное пространство – пространство, наполненное злом. Там царствует панночка, которая оказывается страшной ведьмой, причем сила её невероятно велика.
Слайд 20

Анализ «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Анализ «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»


В последней повести Гоголь показывает, что не только героическое начало исчезает из мира, но и люди перестают быть героями, перестают быть людьми.

Слайд 21

И вот эта зловещая иррациональность и в жизни героев, и в

 И вот эта зловещая иррациональность и в жизни героев, и в

их внутреннем облике, и даже в самом рассказе рассказчика говорит нам о том, что жизнь непоправимо испорчена. Наступает тот самый железный век. Первым признаком железного века является измельчание человеческих душ, какая-то слабость и жалкость характеров. Люди действительно перестают быть людьми. Но главная характерная черта железного века – это раздоры. Считается, что в железном веке наступит война всех со всеми, право заменит кулак, сын пойдет на отца, брат на брата. И вот мы видим, что четвертая повесть как раз и посвящена ссоре 
Слайд 22

И в гоголевском, и в нашем современном мире даже ссоры между

И в гоголевском, и в нашем современном мире даже ссоры между

этими людьми иллюзорны. Мы не знаем, по какому поводу они дружат и по какому поводу поссорились. Они добродушно осыпают друг друга ругательствами, и это не вызывает у них отторжения. Но затем Иван Никифорович произносит роковое слово «гусак» – и всё: ссора страшная, с полным разрывом отношений.
Слайд 23

Подведём итоги В четырёх повестях есть некая сверхидея, которая очень тесно

Подведём итоги

В четырёх повестях есть некая сверхидея, которая очень тесно связывает

эти произведения, имеющие разный сюжет и жанр: идиллия и золотой век плавно и печально перетекает в серебряный, грозные времена медного века, постепенное наступление зловещего века, когда нужен подвиг от человека, а человек измельчал и подвига совершить не в силах. И, наконец, полное растление душ: утрата идеалов, чести и совести – вот, что такое современный мир, с точки зрения Гоголя.