Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание

Содержание

Слайд 2

Ф.М. Достоевский «…Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то

Ф.М. Достоевский

«…Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною.

Еще с детства, почти затерянный, заброшенный… я как-то всё боялся его».
Слайд 3

Уже в первые годы сложился композиционный центр Петербурга - Петропавловская крепость и Адмиралтейство

Уже в первые годы сложился композиционный центр Петербурга - Петропавловская крепость

и Адмиралтейство
Слайд 4

Дворцовая площадь - исторический центр Санкт-Петербурга, откуда берет свое начало главная

Дворцовая площадь - исторический центр Санкт-Петербурга, откуда берет свое начало главная

улица города - Невский проспект. В центре находится Александринский столб, построенный архитектором Фальконе.
Слайд 5

Дворцовый мост соединяет Дворцовую площадь с Васильевским островом, выводя нас на

Дворцовый мост соединяет Дворцовую площадь с Васильевским островом, выводя нас на

знаменитую стрелку Васильевского острова, которая раньше была пристанью.
Слайд 6

Сенная площадь

Сенная площадь

Слайд 7

Образ Петербурга в русской литературе «Этот город — не только герой

Образ Петербурга в русской литературе

«Этот город — не только герой русской

литературы, но и автор ее. Ясно, что многие страницы нашей литературы не могли быть написаны ни в каком другом городе и многие страницы невозможны без знания его — просто непонятны» (С.Лурье).
Как вы понимаете эти слова?
Вспомните, в каких произведениях русской классики мы уже встречались с образом Петербурга. Как изображали этот город писатели?
Слайд 8

«Люблю тебя, Петра творенье!» М.В. Ломоносов Г.Р. Державин Ин. Анненский А.С.

«Люблю тебя, Петра творенье!»

М.В. Ломоносов
Г.Р. Державин
Ин. Анненский
А.С. Пушкин
А.А. Ахматова
А. Блок
Б. Пастернак
В.

Брюсов
О. Бергольц
Слайд 9

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… Невы державное теченье, Береговой её гранит… А.С.Пушкин

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… Невы державное теченье, Береговой

её гранит…
А.С.Пушкин
Слайд 10

Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит… А.С.Пушкин

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и

гранит…
А.С.Пушкин
Слайд 11

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для

него он составляет всё. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!...»
Н.В.Гоголь
Слайд 12

«О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё

«О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё

не то, чем кажется!»
Н. В. Гоголь
Слайд 13

О город, город роковой! С певцом твоих громад красивых… Плененный лирой

О город, город роковой!
С певцом твоих громад красивых…
Плененный лирой сладкострунной,
Не спорю

я: прекрасен ты
В безмолвье полночи безлунной,
В движенье гордой суеты!
Н.А.Некрасов
Слайд 14

Начинается день безобразный – Мутный , ветреный ,темный и грязный… Н.А.Некрасов

Начинается день безобразный – Мутный , ветреный ,темный и грязный…
Н.А.Некрасов

Слайд 15

Выводы Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Для Пушкина Петербург -

Выводы

Тема Петербурга традиционна для русской литературы.
Для Пушкина Петербург - воплощение

петровского духа, символ созидательных сил России, но и в его произведениях видим противоречивый облик северной столицы.
Н.В.Гоголь показывает, что блеск и пышность Петербурга лишь видимость. На самом деле город живет обманом и ложью.
Близок к Гоголю и Петербург некрасовский: холодный, равнодушный, он враждебен человеку несет ему страдания, болезни, смерть.
Слайд 16

Каков Петербург Достоевского?

Каков Петербург Достоевского?

Слайд 17

Петербург Достоевского

Петербург Достоевского

Слайд 18

Каков же Петербург Достоевского?

Каков же Петербург Достоевского?

Слайд 19

Городской пейзаж Каким вам запомнился Петербург при чтении первых глав романа?

Городской пейзаж

Каким вам запомнился Петербург при чтении первых глав романа?
Отметьте характерные

детали городского пейзажа.
Подберите наиболее точный эпитет к Петербургу, который соотносится и с текстом романа.
Слайд 20

Слайд 21

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня… и

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня… и

та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. Нестерпимая же вонь из распивочных… и пьяные… довершили отвратительный и грустный колорит картины». (ч. 1, гл. 1)
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он (Раскольников) этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице». (ч. 2, гл. 6)

Городской пейзаж

Слайд 22

«Он (Раскольников) бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса... везде

«Он (Раскольников) бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса... везде

люди так и кишат… Выходя с В-ого проспекта на площадь, он вдруг увидел налево вход во двор, обставленный совершенно глухими стенами». (ч. 2, гл.2)
«Он (Раскольников) подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания, высматривал во дворе. Но двор был пуст… Налево… виднелись кой-где отворенные окна; на подоконниках стояли горшочки с жиденькою геранью. За окнами было вывешено белье». (ч. 5, гл. 5)

Городской пейзаж

Слайд 23

Интерьеры Какое впечатление производит описание интерьеров Петербурга каморки Раскольникова (ч. 1,

Интерьеры

Какое впечатление производит описание интерьеров Петербурга

каморки Раскольникова (ч.

1, гл. 3)
кабака (ч. 1, гл.2)
квартиры Мармеладовых (ч.1, гл. 2)?
Слайд 24

И.Глазунов. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» Д.Шмаринов. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

И.Глазунов. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

Д.Шмаринов. Иллюстрация к роману «Преступление

и наказание»
Слайд 25

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий

вид с своими желтенькими, пыльными… обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко..» (ч. 1, гл. 3) - комната Раскольникова.
«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней…. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать… Комната была проходная..» (ч. 1, гл. 2) - комната Мармеладовых.
«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось…» (ч. 4 гл. 4). – комната Сони
Слайд 26

«Небольшая комната… с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах,

«Небольшая комната… с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах,

была… освещена заходящим солнцем…. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева.. состояла из круглого стола овальной формы… стульев по стенам да двух двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках….» (ч. 1, гл. 1)- комната старухи-процентщицы.
«Стояли крошечные огурцы, черные сухари, резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным». (ч. 1, гл. 2) - кабак.
Слайд 27

Сцены городской жизни Встреча Раскольникова с Мармеладовым (ч.1, гл.2) Сцена смерти

Сцены городской жизни

Встреча Раскольникова с Мармеладовым (ч.1, гл.2)
Сцена смерти Мармеладова (ч.2,

гл.7)
Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл.4)

Какие эпизоды, раскрывающие тему Петербурга, вы выделили в первых частях романа? Как они дополняют впечатление о Петербурге Достоевского?