Обзор русской поэзии конца XIX — начала XX века. Серебряный век русской поэзии

Содержание

Слайд 2

Какое «столетье» имеет в виду поэт? Почему он назы­вает столетьем неполных

Какое «столетье» имеет в виду поэт? Почему он назы­вает столетьем неполных

два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомя­нутых Слуцким, связана эта эпоха?
Слайд 3

Обзор русской поэзии конца XIX — начала XX века. Серебряный век русской поэзии

Обзор русской поэзии конца XIX — начала XX века.

Серебряный век

русской поэзии
Слайд 4

Владимир Иванович Вернадский. Учение о биосфере и ноосфере – основа современной

Владимир Иванович Вернадский.
Учение о биосфере и ноосфере –
основа современной


экологии.

Иван Петрович Павлов.
Учёный физиолог.

Константин Эдуардович Циолковский.
Основоположник теоретической космонавтики.

Наука.

Слайд 5

Василий Осипович Ключевский. История Древней Руси. Евгений Викторович Тарле. «Крымская война».

Василий Осипович Ключевский.
История
Древней Руси.

Евгений Викторович Тарле.
«Крымская война».

Слайд 6

Николай Александрович Бердяев. Философия экзистенциализмa. Сергей Николаевич Булгаков. Религиозная философия. Павел

Николай Александрович Бердяев.
Философия экзистенциализмa.

Сергей Николаевич Булгаков.
Религиозная философия.

Павел Александрович Флоренский.
Религиозная философия.

Владимир Сергеевич

Соловьёв.
Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века.
Слайд 7

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Слайд 8

Проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

Проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

Слайд 9

«Символ – окно в бесконечность» Ф.Сологуб «Символизм-выражение идей посредством символов: в

«Символ – окно в бесконечность» Ф.Сологуб

«Символизм-выражение идей посредством символов: в поэзии

метафоричность, иносказательность, музыка, поэзия намеков»
В.Брюсов

Мне мило отвлеченное:
Им жизнь я создаю…
Я все уединенное.
Неявное люблю.
Я - раб моих таинственных,
Необычайных снов…
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов…
З. Гиппиус

Слайд 10

Основа литературного течения – символизм: - «Реалисты всегда являются наблюдателями, символисты

Основа литературного течения – символизм:
- «Реалисты всегда являются наблюдателями, символисты всегда

мыслители…
- символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту; они смотрят на жизнь из окна»
(«Элементарные слова о символической поэзии» К.Бальмонт)
Слайд 11

Представители символизма В.Брюсов К.Бальмонт А.Блок З.Гиппиус

Представители символизма

В.Брюсов
К.Бальмонт
А.Блок
З.Гиппиус

Слайд 12

Константи́н Дми́триевич Бальмо́нт 1867 -1942гг Я ненавижу человечество, Я от него

Константи́н Дми́триевич Бальмо́нт
1867 -1942гг

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу

спеша.
Моё единое отечество –
Моя пустынная душа.
С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них.
Желаю случая, неверности,
Влюблён в движение и стих.
О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй,
И весь восторг - до сладкой крайности,
И стих, в котором пенье струй.
[1903]
Слайд 13

Александр Александрович Блок 1880-1921гг. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый

Александр Александрович Блок
1880-1921гг.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще

хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет. 
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь,
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Слайд 14

Акмеизм- «акме», «цвет», «цветущая сила», «высшая степень» «Для акмеистов сознательный смысл

Акмеизм- «акме», «цвет», «цветущая сила», «высшая степень»

«Для акмеистов сознательный смысл слова…такая

же прекрасная форма, как музыка для символистов…»

Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.
Радостно и ясно-
Завтра будет утро,
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.
А.Ахматова

Слайд 15

Основа литературного течения - акмеизм: -сознательный смысл слова; -правдивость слова; -поэт

Основа литературного течения - акмеизм:
-сознательный смысл слова;
-правдивость слова;
-поэт не выразит

себя, если не найдет достойную форму глубоким мыслям и чувствам;
- поэзия не дар небес, а ремесло;
(«Утро акмеизма» О.Мандельштам)
Слайд 16

Поэты-акмеисты Ахматова А.А. О.Э.Мандельштам Н.Гумилев С.Городецкий

Поэты-акмеисты

Ахматова А.А.
О.Э.Мандельштам
Н.Гумилев
С.Городецкий

Слайд 17

«Пощечина общественному вкусу» Основа литературного течения - футуризм: - стихийное ощущение

«Пощечина общественному вкусу»

Основа литературного течения - футуризм:
- стихийное ощущение

«неизбежности крушения старья»;
- творчество - не подражание, а «продолжение природы»,
«язык –часть природы»;
«словотворчество и словоновшество»;
смешение стилей и жанров

«Мы желаем звездам тыкать,
Мы устали звездам выкать,
Мы узнали сладость рыкать»
В.Хлебников

Слайд 18

Футуризм – от латинского слова (futurum) будущее «Один среди враждебной рати

Футуризм – от латинского слова (futurum) будущее

«Один среди враждебной рати

Не их, не наш, ни свой, ничей»
М.Волошин.
В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности» , в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям.
Слайд 19

Основа литературного течения - футуризм: -представители антикультуры: задача -перестроить русскую словесность,

Основа литературного течения - футуризм:
-представители антикультуры: задача -перестроить русскую словесность,

освободиться от слова как такового, разрушить синтаксис и грамматику в целях
- стихийное ощущение «неизбежности крушения старья»;
- творчество - не подражание, а «продолжение природы», «язык –часть природы»;
-«словотворчество и словоновшество»;
-смешение стилей и жанров;
Слайд 20

Поэты - футуристы Д.Бурлюк А.Крученых В.Маяковский В.Хлебников

Поэты - футуристы

Д.Бурлюк
А.Крученых
В.Маяковский
В.Хлебников