Одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Содержание

Слайд 2

Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. В жизни

Пушкин - дневное,
Лермонтов - ночное светило русской поэзии. В жизни

Пушкин - весь на людях, но в творчестве - один;
Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям: пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен.
Дмитрий Мережковский
Слайд 3

Слайд 4

Современники о М.Ю.Лермонтове «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого

Современники о М.Ю.Лермонтове

«Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица,

от его больших неподвижно-темных глаз», - писал Иван Сергеевич Тургенев.
«То были скорее длинные щели, а не глаза, — пишет один из почитателей поэта , — щели, полные злости и ума».
«Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых, до сих пор остается для меня загадкой», - вспоминал художник М. Е. Меликов.
«Глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные», - писал один из знакомых поэта.
Слайд 5

Воспроизведите по ключевым словам факты биографии поэта Москва 1814

Воспроизведите по ключевым словам факты биографии поэта

Москва 1814

Слайд 6

Семья

Семья

Слайд 7

3 года Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя, по

3 года

Я сын страданья.
Мой отец
Не знал покоя,
по конец,
В слезах


угасла мать моя…
Слайд 8

Тарханы

Тарханы

Слайд 9

Кавказ Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой:

Кавказ

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они

меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
Слайд 10

«Смерть поэта» Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим! Будь справедлив

«Смерть поэта»

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим!
Будь справедлив

и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
Слайд 11

Ссылка

Ссылка

Слайд 12

Убит 15 июля 1841г. близ горы Машук Дуэль

Убит 15 июля 1841г.
близ горы Машук

Дуэль

Слайд 13

М.Ю.Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в

М.Ю.Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в

России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира.
Слайд 14

Да, положение Лермонтова было трагическим. Он хотел учиться в университете, а

Да, положение Лермонтова было трагическим. Он хотел учиться в университете, а

учился в военной школе, хотел заниматься литературой, а стал воином. Отличался в битвах, был представлен к наградам, а царь собственноручно вычеркнул его фамилию из списка награждённых. И к сожалению, часто настигала «друзей клевета ядовитая».Отсюда стремление поэта к самоуглублению, нравственно-этическим и философским проблемам, обращение к Всевышнему Творцу. Мотив одиночества – романтический мотив, а Лермонтов – поэт-романтик
Слайд 15

Парус. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он

Парус.
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он

в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрипит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Слайд 16

Слайд 17

«На севере диком» На севере диком стоит одиноко На голой вершине

«На севере диком»
На севере диком стоит одиноко
На голой

вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой-
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

Русский художник И.И. Шишкин изобразил эту сосну на своей картине. Сосны - любимый художественный образ Шишкина

Картина И.И. Шишкина явилась прекрасной иллюстрацией к стихотворению «На севере диком…» Она помогает нам увидеть ту уединенность, грусть, оторванность от мира, которыми пронизаны стихи Лермонтова.

Слайд 18

Слайд 19

Утес Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она

Утес
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,


По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд 20

В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утёс страдает от

В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утёс страдает от

одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.
Слайд 21

Эти стихотворения написаны в разные годы: «Одиночество» -в самом начале творческого

Эти стихотворения написаны в разные годы: «Одиночество» -в самом начале творческого

пути, в 1830 году, «на Севере диком», «Листок», «Выхожу один я на дорогу»- незадолго до гибели, но они близки по выражению трагедии одинокой избранной личности.
Слайд 22

На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.
Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в Отчизне.
Слайд 23

Слайд 24

Тема стихотворения – одиночество, раздумья над сущностью человеческой жизни. Композиция –

Тема стихотворения – одиночество, раздумья над сущностью человеческой жизни.
Композиция – Произведение являет собой

монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желаниях, любви и страсти. В завершении автор подает лаконичный вывод. Формально стихотворение состоит из трех катренов, что соответствует содержанию.
Жанр – элегия.
Слайд 25

Катрен — четверостишие, рифмованная строфа в четыре стиха, имеющая завершенный смысл.

Катрен — четверостишие, рифмованная строфа в четыре стиха, имеющая завершенный смысл. Схем

рифмовки у катрена три: попарная aabb, перекрестная abab и опоясывающая abba.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!

Слайд 26

Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь

Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня

внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!
Слайд 27

Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так

Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб

в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел
1841
Слайд 28

За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано

За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано

лермонтовское «Выхожу один я на дорогу…» В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа. Мир и покой, но: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь. Одиноко по ней шел поэт: Уж не жду от жизни ничего я… И не жаль мне прошлого ничуть.
Слайд 29

«Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт

«Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт

взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям. Мы видим и «кремнистый путь», и «сиянье голубое», и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий. От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
Слайд 30

«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание. Последнее, что поэт

«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание.
Последнее, что поэт

передает потомкам: он не отказался ни от всевиденья, ни от ответственности. Лермонтов знал, какой ценой входит в историю его поэзия. В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений.
Слайд 31

одиночество природа общество друзья любовь к женщине

одиночество

природа

общество

друзья

любовь к женщине

Слайд 32

СТРУКТУРА СИНКВЕЙНА Синквейн – это стихотворение из 5 строк, где 1

СТРУКТУРА СИНКВЕЙНА

Синквейн – это стихотворение из 5 строк, где
1 строка

– понятие или тема (1 слово – существительное);
2 строка – описание этого понятия (2 слова – прилагательные);
3 строка – действия (3 слова – глагола);
4 строка – фраза или предложение, показывающее отношение к теме;
5 строка – синоним, который повторяет суть темы (1 слово).
Слайд 33

Синквейн 1 строка – одно слово – существительное. Тема. 2 строка

Синквейн

1 строка – одно слово – существительное. Тема.
2 строка – два

слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.