Основные элементы стиховедения

Содержание

Слайд 2

Слайд 2 План лекции 1. Ритм, стопа, метр, размер 2. Системы

Слайд 2 План лекции

1. Ритм, стопа, метр, размер
2. Системы стихосложения
3. Стихотворные размеры,

методика изучения
4. Рифма, рифмовка
5. Строфа, строфика
Слайд 3

Слайд 3 Стиховедение СТИХОВЕДЕНИЕ — раздел литературоведения, изучающий свойства стихотворной речи

Слайд 3 Стиховедение

СТИХОВЕДЕНИЕ — раздел литературоведения, изучающий свойства стихотворной речи и принципы

ее анализа.
СТИХОВЕДЕНИЕ - раздел литературоведения, изучающий звуковое и ритмическое строение стихотворной речи.
СТИХОВЕДЕНИЕ — отдел поэтики в системе теории литературы, изучающий формы строения стиха.
Предмет стиховедения:
Стихотворные произведения, художественная поэтическая речь.
Слайд 4

Слайд 4 Аспекты изучения основ стиховедения в начальной школе: - распознавание

Слайд 4 Аспекты изучения основ стиховедения в начальной школе:

- распознавание стихотворной речи;

умение отличать прозаическую и стихотворную речь, воспринимать на слух стихотворение;
- выделение рифмы, ритма, строфы;
- наблюдение за мелодикой стиха, развитие поэтического слуха;
- понимание красоты художественного слова; характеристика слов в переносном значении, речевых средств художественной выразительности (синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, иносказания, гиперболы, повторы, противопоставления (антитеза, контраст), риторические вопросы, звукописи);
- представление о лирическом герое;
- осмысление авторского видения изображаемого мира, наблюдение за настроением лирического героя;
- умение лучше воспринимать красоту природы, эмоционально откликаться на различное её состояние;
- совершенствование эстетической и эмоциональной отзывчивости, понимания эмоций других людей, способности сочувствовать, сопереживать, выражать свои эмоции;
- выразительное чтение стихотворения с выражением настроения автора и собственного понимания; чтение стихотворений с соблюдением интонации, тона, темпа, громкости речи, логического ударения, пауз, несловесных средств (мимики, движений, жестов);
- заучивание наизусть стихотворения;
- совершенствование собственной речи.
Слайд 5

Слайд 5 Ритм, метр, стопа, размер Ритм – чередование звуковых элементов

Слайд 5 Ритм, метр, стопа, размер

Ритм – чередование звуковых элементов (ударных и

безударных слогов), происходящее с закономерной последовательностью, частотой.
Метр (синонимичен стопе) - чередование в строке ударных слогов с безударными. Например, метром будет ямб – сочетание безударного слога с ударным
Стопа – сочетание ударного слога с безударным (безударными). Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Размер - способ организации звукового состава с определённым числом метров в строке, т.е. стихотворная строка с известным количеством стоп (последовательность нескольких стоп). Например, четырёхстопный ямб, т.е. ямб в строке встречается 4 раза.
Таким образом ямб можно назвать и метром (стопой) – если рассматривать изолированно, и размером – если рассматривать в сочетании с другими ямбами в строке.
Слайд 6

Слайд 6 Методические основы определения стихотворного размера 1. Выбор для анализа

Слайд 6 Методические основы определения стихотворного размера

1. Выбор для анализа минимум четырёх

стихотворных строк из произведения
2. Определение слогов в стихотворной строке (каждая гласная буква – это слог)
3. Определение ударных слогов в каждой строке (ударный слог можно петь, «тянуть»)
4. Обозначение ударного слога знаком – (чёрточка – )
5. Обозначение безударного слога знаком U (галочка U )
Например: ударный + безударный слог = –U (хорей), безударный + ударный слог = U– (ямб)
Слайд 7

Слайд 7 Системы стихосложения Тоническая система стихосложения Тоническое стихосложение (акцентная система)

Слайд 7 Системы стихосложения Тоническая система стихосложения

Тоническое стихосложение (акцентная система) — система стихосложения,

основанная на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.
Пример:
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Слайд 8

Слайд 8 Системы стихосложения Силлабическая система Силлабическая (или слоговая) система стихосложения

Слайд 8 Системы стихосложения Силлабическая система

Силлабическая (или слоговая) система стихосложения в качестве принципа

ритмической организации стихов выдвигает равное количество слогов в строке.
Пример:
Наука ободрана, в лоскутах обшита.
Изо всех почти домов с ругательством сбита;
Знаться с нею не хотят, бегут её дружбы,
Как, страдавши на море, корабельной службы…
Слайд 9

Слайд 9 Системы стихосложения Силлабо-тоническая система Силлабо-тоническое стихосложение — способ организации

Слайд 9 Системы стихосложения Силлабо-тоническая система

Силлабо-тоническое стихосложение — способ организации стихотворения, при котором

ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов в стихах (строках).
Слоги образуют стопы. Стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Слайд 10

Слайд 10 Силлабо-тоническая система двусложные метры (размеры) 1. Хорей – двусложный

Слайд 10 Силлабо-тоническая система двусложные метры (размеры)

1. Хорей – двусложный метр (размер) с

ударением в стопе на первом слоге, а в стихотворной строке с ударением преимущественно на первом, третьем, пятом, седьмом, девятом и т.д. слогах.
Схема стопы хорея – U
2. Ямб – двусложный метр (размер) с ударением в стопе на втором слоге, а в стихотворной строке с ударением преимущественно на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. слогах.
Схема стопы ямба U –
В двусложных размерах (хорей и ямб) часто наблюдаются «нарушения», «осложнения».
Пропуск ударения (замена ударного слога безударным) называется пиррихием (схема UU).
Замена безударного слога ударным называется спондеем (схема – – ).
Слайд 11

Слайд 11 Силлабо-тоническая система трёхсложные метры (размеры) Дактиль – трехсложный метр

Слайд 11 Силлабо-тоническая система трёхсложные метры (размеры)

Дактиль – трехсложный метр (размер) с ударением

в стопе на первом слоге, а в стихотворной строке с ударением на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. слогах. Схема стопы дактиля –UU.
Амфибрахий – трехсложный метр (размер) с ударением в стопе на втором слоге, а в стихотворной строке с ударением на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д. слогах. Схема стопы амфибрахия U–U.
Анапест – трехсложный метр (размер) с ударением в стопе на третьем слоге, а в стихотворной строке с ударением на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д. слогах. Схема стопы анапеста UU–.
Слайд 12

Слайд 12 Приёмы определения стихотворного размера 1. Расставить ударения в стихотворных

Слайд 12 Приёмы определения стихотворного размера

1. Расставить ударения в стихотворных строках.
2. Обозначить

номерами ударные слоги в строке.
3. Исходя из номеров, обозначающих ударные слоги, определить стихотворный размер, его название.
4. Составить схему и разделить на стопы. Обозначать стопы в схеме следует исходя из выявленного в четвертом пункте метра, т.е. если это двусложный метр, то следует разделить слоги в схеме на два, если трёхсложный метр – на три. Деление на стопы позволит выявить наличие или отсутствие осложнений (пиррихий, спондей).
Слайд 13

Слайд 13 Пример анализа хорея Скво́зь волни́стые тума́ны 1 3 7

Слайд 13 Пример анализа хорея

Скво́зь волни́стые тума́ны 1 3 7
Пробира́ется луна́,

3 7
На печа́льные поля́ны 3 7
Льёт печа́льно све́т она́ 1 3 5 7
Расставляем ударения в стихотворных строках
Обозначаем номерами ударные слоги в строке
Исходя из номеров, обозначающих ударные слоги, определяем стихотворный размер (хорей, так как в стихотворной строке ударение на первом, третьем, пятом, седьмом слогах)
Составляем схему и делим на стопы. Хорей – это двусложный метр (размер), поэтому следует разделить слоги в схеме на два
– U / – U / U U / – U /
U U / – U / U U / –
U U / – U / U U / – U /
– U / – U / – U / –
Деление на стопы позволило выявить наличие «осложнения» – пиррихия (схема UU). Результат анализа: отрывок стихотворения создан хореем (четырёхстопным), который сочетается (осложняется) с пиррихием (третья стопа первой строки, первая и третья стопы второй строки, первая и третья стопы третьей строки)
Слайд 14

Слайд 14 Пример анализа ямба Моро́з и со́лнце; де́нь чуде́сный! 2

Слайд 14 Пример анализа ямба

Моро́з и со́лнце; де́нь чуде́сный! 2 4

6 8
Ещё ты дре́млешь, дру́г преле́стный – 2 4 6 8
Пора́, краса́вица, просни́сь: 2 4 8
Откро́й сомкну́ты не́гой взо́ры 2 4 6 8
1. Расставляем ударения в стихотворных строках
2. Обозначаем номерами ударные слоги в строке
3. Исходя из номеров, обозначающих ударные слоги (2, 4, 6, 8), определяем стихотворный размер – ямб, т.к. при ямбе в стихотворной строке ударными являются второй, четвёртый, шестой, восьмой слоги.
4. Составляем схему и делим на стопы. Ямб – это двусложный метр (размер), поэтому следует разделить слоги в схеме на два
U – / U – / U – / U – / U
U – / U – / U – / U – / U
U – / U – / U U / U – /
U – / U – / U – / U – / U
Деление на стопы позволило выявить наличие «осложнения» – пиррихия (схема UU). Результат анализа: отрывок стихотворения создан ямбом (четырёхстопным), который сочетается (осложняется) с пиррихием (третья стопа третьей строки).
Слайд 15

Слайд 15 Пример анализа дактиля Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядрёный 1 4

Слайд 15 Пример анализа дактиля

Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядрёный 1 4 7

10
Во́здух уста́лые си́лы бодри́т; 1 4 7 10
Лёд неокре́пший на ре́чке студёной 1 4 7 10
Сло́вно как та́ющий са́хар лежи́т; 1 4 7 10
1. Расставляем ударения в стихотворных строках
2. Обозначаем номерами ударные слоги в строке
3. Исходя из номеров, обозначающих ударные слоги (1, 4, 7, 10), определяем стихотворный размер – дактиль, т.к. при дактиле в стихотворной строке ударными являются первый, четвёртый, седьмой, десятый слоги.
4. Составляем схему и делим на стопы. Дактиль – это трёхсложный метр (размер), поэтому следует разделить слоги в схеме на три
– U U / – U U / – U U / – U
– U U / – U U / – U U / –
– U U / – U U / – U U / – U
– U U / – U U / – U U / –
Результат анализа: отрывок стихотворения создан дактилем (четырёхстопным).
Слайд 16

Слайд 16 Пример анализа амфибрахия Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, 2

Слайд 16 Пример анализа амфибрахия

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, 2 5

8
Не с го́р побежа́ли ручьи́, 2 5 8
Моро́з-воево́да дозо́ром 2 5 8
Обхо́дит владе́нья свои́. 2 5 8
1. Расставляем ударения в стихотворных строках
2. Обозначаем номерами ударные слоги в строке
3. Исходя из номеров, обозначающих ударные слоги (2,5,8), определяем стихотворный размер – амфибрахий, т.к. при амфибрахии в стихотворной строке ударными являются второй, пятый, восьмой слоги.
4. Составляем схему и делим на стопы. Амфибрахий – это трёхсложный метр (размер), поэтому следует разделить слоги в схеме на три:
U – U / U – U / U – U /
U – U / U – U / U –
U – U / U – U / U – U /
U – U / U – U / U –
Результат анализа: отрывок стихотворения создан амфибрахием (трёхстопным).
Слайд 17

Слайд 17 Пример анализа анапеста Вот воро́на на кры́ше пока́той 3

Слайд 17 Пример анализа анапеста

Вот воро́на на кры́ше пока́той 3 6

9
Так с зимы́ и оста́лась лохма́той… 3 6 9
А уж в во́здухе — ве́шние зво́ны, 3 6 9
Даже ду́х занялся́ у воро́ны… 3 6 9
1. Расставляем ударения в стихотворных строках
2. Обозначаем номерами ударные слоги в строке
3. Исходя из номеров, обозначающих ударные слоги (3,6,9), определяем стихотворный размер – анапест, т.к. при анапесте в стихотворной строке ударными являются третий, шестой, девятый слоги
4. Составляем схему и делим на стопы. Анапест – это трёхсложный метр (размер), поэтому следует разделить слоги в схеме на три:
U U – / U U – / U U – / U
U U – / U U – / U U – / U
U U – / U U – / U U – / U
U U – / U U – / U U – / U
Результат анализа: отрывок стихотворения написан анапестом (трёхстопным).