Печальная песня о бесприданнице. Урок по пьесе А.Н. Островского Бесприданница

Содержание

Слайд 2

Дидактические цели: Приобретение навыков анализа текста и работы с различными источниками

Дидактические цели:

Приобретение навыков анализа текста и работы с различными источниками информации.
Научить

учащихся видеть проблему и наметить пути ее решения.
Слайд 3

Методические задачи: Сформировать у учащихся навыки изложения своих мыслей. Научить анализировать

Методические задачи:

Сформировать у учащихся навыки изложения своих мыслей.
Научить анализировать и сопоставлять

произведения различных видов искусства.
Слайд 4

Проблемные вопросы: В чем тайна пьесы А.Н. Островского? Почему не отпускает,

Проблемные вопросы:

В чем тайна пьесы А.Н. Островского? Почему не отпускает, заставляет

думать? Почему к ней обращаются вновь и вновь как простые читатели, так и великие режиссеры, актеры и композиторы?
Слайд 5

Слайд 6

А.Р. Кугель писал: «Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для

А.Р. Кугель писал: «Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для

огромного множества Островский еще вполне нов, - мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.»
Замечательным подтверждением этих слов, сказанных в начале 20 века, явился фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» 1984 года, фильм – песня с удивительными романсами на музыку Андрея Петрова.
Слайд 7

Слайд 8

Почему фильм называется «Жестокий романс»? Почему не «Бесприданница»? Сам Эльдар Рязанов

Почему фильм называется «Жестокий романс»? Почему не «Бесприданница»?
Сам Эльдар Рязанов объяснял

это так: «Историю о бесприданнице я почувствовал сразу как печальную песню, как грустный романс. Название «Жестокий романс» возникло буквально в первые же дни, когда я принял решение о работе над фильмом. Невозможно было назвать картину «Бесприданницей» - одна уже была. Мне показалось, что «Жестокий романс» - название верное и емкое. Оно в какой-то степени определяет и жанр вещи, в котором я собирался ее ставить. (Правда, без оттенка иронии, который мы вкладываем в это определение). Кроме того, история, рассказанная Островским, действительно безжалостна. Потом, читая литературоведческие работы о драматурге, я наткнулся у А.Л. Штейна на мысль о том, что «Грозу» можно сравнить с русской народной песней, а «Бесприданницу» - со старинным русским романсом. Я обрадовался тогда этому случайному, но подтверждающему мои ощущения совпадению»
Слайд 9

Слайд 10

Автор при создании своего фильма прибегнул к помощи его любимой поэтессы

Автор при создании своего фильма прибегнул к помощи его любимой поэтессы

Б. Ахмадулиной и невероятно чтимой им М. Цветаевой. Эти стихотворные строки звучат сложнее, чем могло быть в эпоху Островского. В них множество оттенков, тонкостей, которых не было в романсе того времени. Но это не стало препятствием. Наоборот, это обогатило героиню, говорило о многогранности ее внутреннего мира, о ее хрупкой, незащищенной душе, душе музыкальной, поэтической, о ее утонченной натуре.
Слайд 11

Анализ пьесы: Кто же она, Лариса Огудалова? Что для нее главное:

Анализ пьесы:

Кто же она, Лариса Огудалова? Что для нее главное: приданое?

деньги? А может быть, что-то еще?
Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса – единственная, чья фамилия не указана. Почему?
Анализируем II действие, 3 явление. В чем отличие Ларисы от остальных? О чем она мечтает?
Сравните Ларису и Катерину из «Грозы».
Слайд 12

Какой романс поет Паратову Лариса в кульминационной сцене пьесы? А кто

Какой романс поет Паратову Лариса в кульминационной сцене пьесы? А кто

видел блестящий фильм Якова Протазанова «Бесприданница» 1936 года? Какой романс проникновенно спела в этом фильме Нина Алисова, игравшая роль Ларисы? Почему происходят эти замены?
Слайд 13

Любовь для Ларисы все, но эта любовь никому не нужна. Лариса

Любовь для Ларисы все, но эта любовь никому не нужна. Лариса

это начинает понимать, поэтому ей так страшно, беспокойно, тяжело.
Анализируем разговор с матерью (II действие. 6 явление). Чего боится Лариса?
Слайд 14

Что же за человек Паратов? Проанализируем монолог о Ларисе, когда Паратов

Что же за человек Паратов?
Проанализируем монолог о Ларисе, когда Паратов узнает

о ее замужестве. О чем свидетельствуют здесь многоточия?
Слайд 15

Нужна ли Лариса Паратову? (Анализ II действия, 8 явления) Почему она

Нужна ли Лариса Паратову? (Анализ II действия, 8 явления)
Почему она

решается ехать с ним? (Анализ III действия, 12 явления)
Слайд 16

Хуже всего, что и сам жених Ларисы – Карандышев – отравлен

Хуже всего, что и сам жених Ларисы – Карандышев – отравлен

тем же эгоистическим равнодушием. То, что сначала можно было принять за искреннюю страсть, оказалось жаждой самоутверждения.
Слайд 17

Каков Карандышев? Что руководит его поступками? Правоту каких оскорбительных, как пощечина,

Каков Карандышев? Что руководит его поступками?
Правоту каких оскорбительных, как пощечина, слов

Карандышева о своей роли в этом обществе Лариса должна признать?
Слайд 18

Цыганская песня является сопровождением для объяснений, диалогов пьесы и фильма. Цыганская

Цыганская песня является сопровождением для объяснений, диалогов пьесы и фильма. Цыганская

песня наряду с русским романсом, стихами Лермонтова и Баратынского звучит в душе Ларисы.
И умирает Лариса под громкий хор цыган.
Слайд 19

Что придает цыганская песня пьесе и фильму?

Что придает цыганская песня пьесе и фильму?

Слайд 20

Почему выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние?

Почему выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние?

Слайд 21

Так в чем же тайна пьесы Островского? В чем ее сила?

Так в чем же тайна пьесы Островского? В чем ее сила?