Пьеса А. Вампилова Утиная охота

Содержание

Слайд 2

«Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было

«Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было

у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души»

В. Распутин:

Слайд 3

А. Вампилов: «Я начал третью трагикомедию, мне кажется, что она будет

 А. Вампилов: «Я начал третью трагикомедию, мне кажется, что она будет

не только моей лучшей, мне кажется, она будет хорошей пьесой…» 
«Утиная охота» впервые опубликована в 1970 году в альманахе «Ангара». До этого пьесу пытался напечатать «Новый мир», но редколлегия не пришла к единому решению. Официальная причина отказа звучала так: «Новый мир» пьес не печатает.

1967 -1968 – «Утиная охота»

Слайд 4

«Настоящего художника отличает еще и высокая ранимость, — сказал о своем

«Настоящего художника отличает еще и высокая ранимость, — сказал о своем товарище писатель

Г. Николаев. — Вампилов был раним в квадрате: первого порядка ранимость давала внутренний импульс таланту художника, в результате чего появились на свет «Провинциальные анекдоты», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»; ранимость, так сказать, наведенная была результатом непонимания его художнической боли, его искренности. Сначала не поняли «Утиную охоту», затем еще более не поняли «Прошлым летом в Чулимске»…»
Слайд 5

Саяпин… — Ему принадлежит идея розыгрыша Зилова, идея с венком и

  Саяпин…       — Ему принадлежит идея розыгрыша Зилова, идея с венком и телеграммой.       — Приходит остановить Зилова

от самоубийства и невольно думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется ему после смерти «друга».       — Все переваливает на Зилова, когда выясняется, кто виноват в недобросовестной информации.       

Друзья и знакомые Виктора Зилова.

Слайд 6

Валерия, жена Саяпина — Энергичная, напористая. Муж восхищен ее пробивными способностями.

    Валерия, жена Саяпина       — Энергичная, напористая. Муж восхищен ее пробивными способностями. Ради

выгоды готова приударить за начальником мужа, грубо льстить.       — Вот она ходит по новой квартире Зилова, из разных концов разносится ее голос: «Холодная, горячая? Красота! Газ? Красота!.. Так, так, так… А здесь? Восемнадцать квадратов? Красота! Балкон?.. Юг?.. Север?.. Красота». Она почти как Эллочка-людоедка: минимум словарного запаса.       

Друзья и знакомые Виктора Зилова.

Слайд 7

Конфликт пьесы заключен в самом герое, перед которым возник главный вопрос,

Конфликт пьесы заключен в самом герое, перед которым возник главный вопрос, вопрос

судьбы:
как и для чего жить? А потому пьеса Вампилова ставит не бытовые, а бытийные проблемы.

В чем драматический конфликт, если не в столкновении, противостоянии героев? Что движет пьесу?

Для чего используется прием ретроспекции?

Слайд 8

Мы узнали, что Зилов с нетерпением ждет охоты («Как дожить —

Мы узнали, что Зилов с нетерпением ждет охоты («Как дожить — не представляю»),

получает квартиру, что ему смертельно надоела Вера, что он завидует меткому глазу и твердой руке Димы («Мне бы так!»), приглашает друзей на новоселье.
Вроде бы жизнь, но какая-то пустая и даже горькая.

Что возникает в воспоминаниях Зилова?

Слайд 9

«Галина. Мы здесь заживем дружно, верно? Зилов. Конечно. Галина. Как в

«Галина. Мы здесь заживем дружно, верно?       Зилов. Конечно.       Галина. Как в самом начале.

По вечерам будем читать, разговаривать… Будем?       Зилов. Обязательно».

Был ли счастлив Зилов?

Дежурные зиловские «Конечно», «Обязательно», фразы «Я не против», «Это не проблема» в ответ на тоску жены о ребенке почти приглушают огонек этих надежд.

Хрупкость и изящество отмечает автор в Галине. «Это качество, — читаем в ремарке, — несомненно, процветавшее у нее в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд».

Слайд 10

«Валерия. Вот что ты больше всего любишь?.. Зилов. Что я люблю…

  «Валерия. Вот что ты больше всего любишь?..       Зилов. Что я люблю… Дай

подумать…       Валерия. Ну жену, это само собой…       Галина. Да нет, давно не любит…       Валерия (Зилову). Ну, сообразил?       Зилов. Соображаю, не могу сообразить.       Валерия. Вот тупица. Ну что же ты любишь — в самом деле!       Галина. Он любит друзей больше всего.       Вера. Женщин…       Кузанов. Все чепуха. Больше всего на свете Витя любит работу. Дружный смех…       …Саяпин развернул сверток. В нем оказались предметы охотничьего снаряжения…       Зилов (принимая подарок). Это —  да, это —  уважили… Да-а. Вы правы. Утиная охота — это вещь».

Что любит Зилов?

Что прибавляет эта короткая сцена к нашим впечатлениям о Зилове?

Слайд 11

Зилов комментирует письмо отца («Посмотрим, что старый дурак пишет… Ну-ну… О,

Зилов комментирует письмо отца («Посмотрим, что старый дурак пишет… Ну-ну… О, боже

мой! Опять он умирает… Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет»)

 О чем второе воспоминание Зилова?

Это свидетельство омертвления души: бессердечия, цинизма, сыновнего предательства.

Слайд 12

Обратим внимание на авторские ремарки, завершающие каждое из воспоминаний. Первое. Зилов

Обратим внимание на авторские ремарки, завершающие каждое из воспоминаний.
      Первое. Зилов пьет пиво, сидя

на подоконнике. Вдруг поднимается и швыряет плюшевого кота в угол комнаты.       Второе. Зилов поднимается. Ходит по комнате. У венка останавливается. Некоторое мгновение стоит перед венком.       «Зилов. Пошутили, мерзавцы!»       Третье. Закинув руки за голову, лежит на тахте.

Понимает ли Зилов страшный смысл происшедшего?

Реальность (венок) и воскрешенное в памяти привели Зилова в смятение, он мучится, чувствует себя одиноким: «Дима?.. Откровенно говоря, отвратительное настроение… Ты знаешь, что они мне принесли?.. Венок… Друзья! Разве это друзья?.. Скажи, старик, как ты ко мне относишься?.. А я… я так скажу. После вчерашнего я остался один…»

Слайд 13

«Вампилов строит характеры своих героев таким образом, что разница куража и

 «Вампилов строит характеры своих героев таким образом, что разница куража и

серьеза, боли и насмешки непреодолима.
Писатель предлагает характер человека, в поведении которого восторженность и цинизм, искренность и ложь, высокость порыва и низменность поступка слиты воедино»

Литературовед Е. Гушанская:

Слайд 14

Анализ сцены — воспоминания, когда Зилов прощается с уезжающей Галиной. Искренен

Анализ сцены — воспоминания, когда Зилов прощается с уезжающей Галиной. Искренен ли герой?

«Я сам

виноват, я знаю. Я сам довел до этого… Я тебя замучил, но, клянусь тебе, мне самому опротивела такая жизнь… Ты права, мне все безразлично, все на свете. Что со мной делается, я не знаю… Не знаю… Неужели у меня нет сердца? Да, да, у меня нет ничего — только ты, сегодня я это понял, ты слышишь?» — обращается он к жене, ожидая в это время Ирину. И уже к ней, думая, что говорит с Галиной, обращает полные чувства слова: «Я возьму тебя на охоту… Знаешь, что ты там увидишь?.. Такое тебе и не снилось… Ты увидишь, какой там туман… А когда подымется солнце?! О!.. А ночь? Боже мой! Знаешь, какая там тишина? Тебя там нет… Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет…»
Слайд 15

Сравните трактовки этой сцены в критике. Б. Сушков В. Лакшин «…Вампилов

Сравните трактовки этой сцены в критике.

Б. Сушков

В. Лакшин

 «…Вампилов в этом монологе показывает искреннее и глубокое

раскаяние души героя, а не очередной его треп, как ухитрились воспринять его те критики, которые с порога отрицают в нем духовные начала… («Тебя там нет… Ты еще не родился. И ничего нет… И не будет» — то есть нет больше его прежнего, другого меня и не будет) — этот обет исправиться, возродиться, который он дает жене, тоже признак «бездуховности»?»

 «Есть соблазн трактовать образ утиной охоты у Вампилова как нечто возвышенно-поэтическое. В самом деле — природа, тишь, сосредоточенность души… Но оставлена ли здесь Зилову автором надежда на возрождение? «Знаешь, какая там тишина? — объясняет герой. — Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет». Объяснение сумрачное. Этими короткими фразами («И ничего нет… И не было… И не будет…») будто гвозди заколачиваются…»

Слайд 16

Охота соединяет человека с природой, с охотой связаны восторг от красоты

 Охота соединяет человека с природой, с охотой связаны восторг от красоты рассветов и закатов,

от запаха трав и цветов, от красок леса и неба, от тишины… Если в природе мы так чувствуем ее и себя, значит, в ней очищаемся от суеты, наносного, ненастоящего, дурного в себе — нравственно очищаемся. Но охота — это ведь еще и погоня, преследование и смерть, которую несет охотник, это дозволенное, разрешенное убийство! А Галина, жена Зилова, говорит, что он ни разу не убил даже маленькую птичку. Он же жалеет, что не способен убить, завидует хладнокровию Димы. Так что же для него охота? Ведь не хобби, как сказал Кушак.

Смысл названия. Мотив охоты в пьесе.

На охоте Зилов вряд ли сможет убить, а в жизни бьёт без промаха по своим родным и близким людям, не понимая старую истину, что творимое тобой зло вернется к тебе во сто крат.

Слайд 17

«Плачет он или смеется, понять невозможно, но его тело долго содрогается

 «Плачет он или смеется, понять невозможно, но его тело долго содрогается

так, как это бывает при сильном смехе или плаче… Он поднимается, и мы видим его спокойное лицо. Плакал он или смеялся — по его лицу мы так и не поймем».
Трижды повторяет автор это «плачет или смеется»: от истолкования этих слов зависит судьба героя, какой мы ее представляем, уже за рамками пьесы.

Анализ финальной сцены

Главный герой пьесы “Утиная охота” Зилов в представлении многих олицетворяет 60-70-е годы. Люди поколения Зилова - люди, потерявшие цель или никогда и не видевшие её.
Трагедия героя той эпохи в том, что он не способен на поступок.