Портрет в литературе

Содержание

Слайд 2

Антитеза – речевой приём, используемый для усиления выразительности. Заключается в резком противопоставлении понятий и образов.

Антитеза – речевой приём, используемый для усиления выразительности. Заключается в резком

противопоставлении понятий и образов.
Слайд 3

Выделяют три вида рифмовки: смежная (парная) – рифмовка, при которой первая

Выделяют три вида рифмовки:
смежная (парная) – рифмовка, при которой первая строчка

рифмуется со второй, а третья – с четвертой. Схематически она выглядит так: аабб.
перекрестная (попеременная) рифмовка, при которой первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой. Схематически она выглядит так: абаб.
кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой, первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Схематически она выглядит так: абба
Слайд 4

Рифма – это повторение более и менее похожих между собой сочетаний

Рифма – это повторение более и менее похожих между собой сочетаний звуков, которые связывают

окончания двух и более строк или же симметрично расположенных частей строк стихотворения.
Слайд 5

Выделяют три вида рифмовки: смежная (парная) – рифмовка, при которой первая

Выделяют три вида рифмовки:
смежная (парная) – рифмовка, при которой первая строчка

рифмуется со второй, а третья – с четвертой. Схематически она выглядит так: аабб.
перекрестная (попеременная) рифмовка, при которой первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой. Схематически она выглядит так: абаб.
кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой, первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Схематически она выглядит так: абба
Слайд 6

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт

особый ритм, который и отличает стихи от прозы.
Слайд 7

Пять основных стихотворных размеров: Хорей Ямб Дактиль Амфибрахий Анапест

Пять основных стихотворных размеров:
Хорей
Ямб
Дактиль
Амфибрахий
Анапест

Слайд 8

ХОРЕЙ– двусложный размер, где ударения приходятся на нечётные слоги – 1,

ХОРЕЙ– двусложный размер, где ударения приходятся на нечётные слоги – 1,

3, 7 и т.д.


Мчаться тучи, вьются тучи         Невидимкою луна         Освещает снег летучий;         Мутно небо, ночь мутна.                      (А.С. Пушкин)

Слайд 9

Ямб– двусложный размер, где ударения приходятся на чётные слоги – 2,

Ямб– двусложный размер, где ударения приходятся на чётные слоги – 2,

4, 6 и т.д.


Мой дядя самых честных правил,          Когда не в шутку занемог,          Он уважать себя заставил          И лучше выдумать не мог.                                                 (А.С. Пушкин)

Слайд 10

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец)– трёхсложная стихотворная стопа с ударением на

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец)– трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом

слоге.


В рабстве спасённое   Сердце народное -   Золото, золото   Сердце народное!                     (Н.А. Некрасов)

Слайд 11

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа

с ударением на втором слоге. 


На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой , она.                                        (М.Ю. Лермонтов)

Слайд 12

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа

с ударением на последнем слоге. 


Есть в напевах твоих сокровенных       Роковая о гибели весть.       Есть проклятье заветов священных,       Поругание счастия есть.                                  (А. Блок)

Слайд 13

СТОПА – структурная единица стиха, группа слогов, выделяемая и объединяемая ритмическим

СТОПА – структурная единица стиха, группа слогов, выделяемая и объединяемая ритмическим

ударением


Есть в напевах твоих сокровенных       Роковая о гибели весть.       Есть проклятье заветов священных,       Поругание счастия есть.                                  (А. Блок)