Подготовка выпускников к итоговому сочинению по литературе

Содержание

Слайд 2

Ведущая вебинара – Лебедева Марина Алексеевна Эксперт ЕГЭ по русскому языку

Ведущая вебинара –
Лебедева Марина Алексеевна
Эксперт ЕГЭ по русскому языку и

литературе.
Кандидат педагогических наук, доцент ПГГПУ.
Слайд 3

Объём сочинения – не менее 350 слов (2 – 2,5 страницы

Объём сочинения – не менее 350 слов (2 – 2,5 страницы

размера А4). Менее 250 слов – работа считается невыполненной.

Выбор текстов – не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Время написания – 3 часа 55 минут.

Слайд 4

Оценка: зачёт/ незачёт. Для получения зачёта за сочинение в целом необходимо

Оценка: зачёт/ незачёт. Для получения зачёта за сочинение в целом необходимо

получить зачёт по критериям 1 и 2, а также дополнительно зачёт хотя бы по одному из критериев 3, 4, 5.

Критерии оценивания:
Соответствие теме;
Аргументация. Привлечение литературного материала;
Композиция;
Качество речи;
Грамотность.

Оценка сочинения

Слайд 5

Направления и темы сочинений 2015 года «Недаром помнит вся Россия…» (к

Направления и темы сочинений 2015 года

«Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию

со дня рождения М.Ю.Лермонтова).
Вопросы, заданные человечеству войной.
Человек и природа в отечественной и мировой литературе.
Спор поколений: вместе и врозь.
Чем люди живы?

Как противостоять ударам судьбы (по одному или нескольким произведениям М.Ю.Лермонтова).
Произведение о войне, которое Вас взволновало.
Способна ли природа воспитывать человека?
Почему тема «отцов и детей» присутствует во многих произведениях литературы?
Чем опасно равнодушие?

Слайд 6

Направления и темы сочинений 2016 года Любовь Путь Дом Время Год

Направления и темы сочинений 2016 года

Любовь
Путь
Дом
Время
Год литературы

Что такое «любовь к жизни»?
На

пути к благородной цели все ли средства хороши?
Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
Почему некоторые книги люди перечитывают?
Слайд 7

Направления и темы сочинений 2017 года 1. Разум и чувство 2.

Направления и темы сочинений 2017 года

1. Разум и чувство
2. Честь и

бесчестие
3. Победа и поражение
4. Опыт и ошибки
5. Дружба и вражда

Когда нужно сдерживать душевные порывы?
Почему человеку важно не запятнать свою честь?
Как Вы понимаете слова философа Б.Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
Нужно ли анализировать свои ошибки?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Слайд 8

Направления и темы сочинений 2018 года 1. Верность и измена 2.

Направления и темы сочинений 2018 года

1. Верность и измена
2. Равнодушие и

отзывчивость
3. Цели и средства
4. Смелость и трусость
5. Человек и общество

Что значит быть верным долгу?
Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
Какого человека называют целеустремлённым?
Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
5. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

Слайд 9

Тематические направления сочинения 2019 года: Отцы и дети Мечта и реальность

Тематические направления сочинения 2019 года:
Отцы и дети
Мечта и реальность

Месть и великодушие
Искусство и ремесло
Доброта и жестокость
Слайд 10

«отцы и дети» дисгармония, конфликт отцы дети гармония, взаимопонимание, преемственность причины противоборства пути духовного сближения

«отцы и дети»

дисгармония, конфликт

отцы

дети

гармония, взаимопонимание, преемственность

причины противоборства

пути духовного сближения

Слайд 11

Могут ли понять друг друга люди разных поколений? Почему возникает дисгармония

Могут ли понять друг друга люди разных поколений? Почему возникает дисгармония

между родителями и детьми? «Век нынешний» и «век минувший»: как отражается эта тема в литературе? Что становится условием духовной связи между поколениями? Быть родителями – это счастье или обязанность? В чём истинная сущность материнской любви?
Слайд 12

Герои, ощутившие противостояние с представителями старшего поколения Чацкий Базаров В чём

Герои, ощутившие противостояние с представителями старшего поколения

Чацкий

Базаров

В чём проявилось это противостояние

и что стало его причиной?

Побеждает ли кто-то в этом поединке поколений?

Слайд 13

Идейный спор либералов и революционеров-демократов Базаров и братья Кирсановы Непонимание между

Идейный спор либералов и революционеров-демократов
Базаров и братья Кирсановы

Непонимание между родителями и

детьми:
Аркадий и Николай Петрович
Базаров и родители
Слайд 14

Представители разных поколений, которых связывает взаимопонимание: герой-подросток и Октябрина Михайловна (А.Геласимов

Представители разных поколений, которых связывает взаимопонимание:
герой-подросток и Октябрина Михайловна (А.Геласимов «Нежный

возраст»),
Семьи Ростовых и Болконских
(Л.Н.Толстой «Война и мир»)

В чём проявляется согласие между поколениями?

Что становится основой этого согласия?

Слайд 15

Семья Ростовых доброта, умение любить, душевная открытость поэзия высокой простоты естественность

Семья Ростовых

доброта, умение любить, душевная открытость

поэзия высокой простоты

естественность

открытость людям и

жизни

жизнь сердцем, доброта

любовь

Слайд 16

Семья Болконских духовность, интеллект, напряженная работа духа «болконская гордость» жизнь по

Семья Болконских

духовность, интеллект, напряженная работа духа

«болконская гордость»

жизнь по законам по

чести

сдержанность в проявлении чувств

высокие представления о нравственности, бескомпромиссные требования, предъявляемые к жизни, людям и к самим себе

Слайд 17

Семьи в эпилоге: Пьер и Наташа, Николай и Марья, Николенька Болконский

Семьи в эпилоге: Пьер и Наташа,
Николай и Марья, Николенька Болконский

Слайд 18

А.Геласимов «Нежный возраст»

А.Геласимов «Нежный возраст»

Слайд 19

Героиня, проявившая материнскую любовь и всепрощение: Катерина Петровна (К.Паустовский «Телеграмма») Как

Героиня, проявившая материнскую любовь и всепрощение:
Катерина Петровна (К.Паустовский «Телеграмма»)

Как складывались отношения

Катерины Петровны и Насти?

Что было причиной оборвавшейся духовной связи Насти с матерью?

В чём проявлялась любовь Катерины Петровны к дочери?

В чём проявлялась любовь Катерины Петровны к дочери?

Слайд 20

«мечта и реальность» Разные представления о мире и смысле жизни Мечта

«мечта и реальность»

Разные представления о мире и смысле жизни

Мечта способна воодушевить

человека, поднять его над обыденностью, однако иллюзия может подменить реальность

Реальность способна породить мечту, но и жестоко разрушить её

Слайд 21

Мечта – это сокровенное желание, исполнение которого принесёт человеку счастье. Мечта

Мечта – это сокровенное желание, исполнение которого принесёт человеку счастье.

Мечта – это образ того, что мы так хотим, но в данный момент не можем получить.
Слайд 22

Что значит «высокая мечта»? Мечтой тоже надо управлять, а то её,

Что значит «высокая мечта»?

Мечтой тоже надо управлять, а то её, как

корабль без руля, занесёт бог весть куда» (А.Н.Крылов).

Как соотносятся понятия «мечта» и «цель», «мечта» и «счастье»?

Как соотносятся мечта и реальность?

Что может помешать человеку воплотить свою мечту?

Какого человека можно назвать мечтателем?

Слайд 23

Герои, стремившиеся к своей мечте и столкнувшиеся с реальностью, разбившей мечты:

Герои, стремившиеся к своей мечте и столкнувшиеся с реальностью, разбившей мечты:
Мцыри

(М.Ю.Лермонтов «Мцыри»);
Печорин (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»);
Иван Васильевич (Л.Н.Толстой «После бала»);
Обломов (И.А.Гончаров «Обломов»);
Ромео и Джульетта (В.Шекспир «Ромео и Джульетта»);
Джей Гэтсби (Ф.Фицджеральд «Великий Гэтсби»);
Актёр (М.Горький «На дне»)

Какой была их мечта? Что высвечивает такая мечта в их личности?

Какие внешние причины (препятствия, обстоятельства) помешали воплощению мечты?

Какие внутренние причины (личностные качества) помешали воплощению мечты?

К какому итогу пришла их жизнь, лишённая мечты?

Слайд 24

Слайд 25

Жажда яркой, насыщенной жизни с высокой, благородной целью. Честь, служение Отечеству,

Жажда яркой, насыщенной жизни с высокой, благородной целью.

Честь, служение Отечеству, стремление

к добру уже не осознаются как ценности;

Личностная реализация только в узкой сфере службы для чинов;

Тихая семейная жизнь в довольстве и бессобытийности: «тихие радости и спокойствие душевное».

мечта

реальность «эпохи безвременья»

Слайд 26

Л.Н.Толстой «После бала» (1903)

Л.Н.Толстой
«После бала» (1903)

Слайд 27

М.Горький «На дне» (1902) Васька Пепел Актёр Клещ

М.Горький «На дне» (1902)

Васька Пепел

Актёр

Клещ

Слайд 28

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби» (1925)

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби» (1925)

Слайд 29

Герои, воплотившие свою мечту и тем самым нашедшие счастье и смысл

Герои, воплотившие свою мечту и тем самым нашедшие счастье и смысл

жизни:
Джонатан Ливингстон (Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»);
Мартин Иден (Д.Лондон «Мартин Иден»);
Ассоль (А.Грин «Алые паруса»);
Алексей Мересьев (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»).

Какой была их мечта? Что высвечивает такая мечта в их личности?

Что помогло или кто помог им в осуществлении мечты?

Какие препятствия им пришлось преодолеть на пути к своей мечте?

Какие личностные качества они проявили в этом преодолении, какие жизненные открытия для себя сделали?

Слайд 30

Джек Лондон «Мартин Иден» (1909)

Джек Лондон «Мартин Иден» (1909)

Слайд 31

Александр Грин феерия «Алые паруса» (1921)

Александр Грин
феерия «Алые паруса» (1921)

Слайд 32

Ричард Бах. Повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1970)

Ричард Бах. Повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1970)

Слайд 33

Герои, стремившиеся к воплощению своей мечты, но ощутившие её иллюзорность, разочаровавшиеся

Герои, стремившиеся к воплощению своей мечты, но ощутившие её иллюзорность, разочаровавшиеся

в ней:
Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»;
Андрей Болконский (Л.Н.Толстой «Война и мир»);
Сальери (А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»).

Какой была их мечта? Что высвечивает такая мечта в их личности?

Какие препятствия им пришлось преодолеть на пути к своей мечте?

Почему осуществление мечты не принесло счастья, удовлетворения?

Что изменилось в герое, его осознании себя и жизни после отрезвления и освобождения от иллюзии?

Слайд 34

 «- Так вы всё-таки верите же в Новый Иерусалим? -


«- Так вы всё-таки верите же в Новый Иерусалим?
- Верую, -

твёрдо отвечал Раскольников…»

«Разрушение настоящего во имя лучшего»

Слайд 35

 Андрей Болконский Андрей Болконский


Андрей Болконский

Андрей Болконский

Слайд 36

 А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» (1830)


А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» (1830)

Слайд 37

 Герои, подменившие жизнь иллюзиями, невоплотимыми мечтами: Манилов (Н.В.Гоголь «Мёртвые души»);


Герои, подменившие жизнь иллюзиями, невоплотимыми мечтами:
Манилов (Н.В.Гоголь «Мёртвые души»);
Настя (М.Горький «На

дне»)

Какой была реальность, в которой герои жили? Понимали они её, видели, осознавали?

Какой была подменявшая реальность мечта, иллюзия?

Какие личностные качества и внешние обстоятельства стали причиной этой подмены?

К какому итогу привела эта подмена?

Слайд 38

 Герой, подменивший реальность низкими, примитивными мечтами, воплощение которых обеднило их


Герой, подменивший реальность низкими, примитивными мечтами, воплощение которых обеднило их жизнь:
Николай

Иваныч (А.П.Чехов «Крыжовник»)

Какой была его мечта? Что высвечивает такая мечта в его личности?

Какие препятствия преодолел герой на пути к своей мечте, чем пожертвовал?

Почему к нему не пришло осознание примитивности своей мечты и ущербности жизни?

Какая авторская концепция жизни и счастья раскрывается в этом рассказе?

Слайд 39

 «месть и великодушие» разные представления о добре и зле, милосердии


«месть и великодушие»

разные представления о добре и зле, милосердии и жестокости,

миролюбии и агрессии

реакция человека на жизненные вызовы, поступки других людей, его нравственный выбор

Слайд 40

 Месть – действие в отплату за причинённое зло, возмездие за


Месть – действие в отплату за причинённое зло, возмездие за

что-нибудь. (Словарь С.И.Ожегова).

Месть - намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. (Словарь Д.Н.Ушакова).

Слайд 41

 Нет обиды, которой мы не простили бы, отомстив за нее.


Нет обиды, которой мы не простили бы, отомстив за нее.

(Люк Вовенарг)

Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершённом, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. (отец Александр)

Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его. (Фрэнсис Бэкон)

Слайд 42

 Великодушие – свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии


Великодушие – свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии

злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. (Словарь Д.Н.Ушакова).

Великодушие – кротко переносить чужую погрешность. (Демокрит)

Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души. (Э.Севрус).

Слайд 43

 Связаны ли понятия «месть» и «справедливость»? Отказ от мести –


Связаны ли понятия «месть» и «справедливость»?

Отказ от мести – сила или

слабость?

Приносит ли отмщение счастье?

Согласны ли вы с мнением, что великодушие – свойство немногих избранных?

Какого человека можно назвать великодушным?

Слайд 44

 Герои, для которых месть стала смыслом жизни: Сальери (А.С.Пушкин «Моцарт


Герои, для которых месть стала смыслом жизни:
Сальери (А.С.Пушкин «Моцарт и

Сальери»);
Сильвио (А.С.Пушкин «Выстрел»);
Алеко (А.С.Пушкин «Цыганы»);
Швабрин (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»);
Грушницкий (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

Какие причины подтолкнули героев к мысли о мести?

Что, по их мнению, месть должна была восстановить, изменить?

Какой способ мести они избирают и что этот способ говорит об их личностных качествах?

Каков внешний (изменение обстоятельств, ставших причиной решения о мести) итог их отмщения? О таком итоге они мечтали?

Каков внутренний (чувства, мысли) итог их отмщения?

Слайд 45

 «…Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».


«…Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».

Слайд 46

 Герои, оказавшиеся перед необходимостью отмщения как способа восстановления попранной справедливости:


Герои, оказавшиеся перед необходимостью отмщения как способа восстановления попранной справедливости:
Гамлет (В.Шекспир

«Гамлет»);
Маттео Фальконе (П.Мериме «Маттео Фальконе»)

Какие причины подтолкнули героев к необходимости отмщения?

Что, по их мнению, месть должна была восстановить, изменить?

Как они воспринимают необходимость отмщения? Есть ли внутренние препятствия для принятия решения об отмщении?

Каков итог их отмщения? О таком итоге они мечтали?

Слайд 47

 Герои, оказавшиеся перед необходимостью отмщения, но отказавшиеся от мести во


Герои, оказавшиеся перед необходимостью отмщения, но отказавшиеся от мести во имя

открывшегося им более высокого представления о человеческих отношениях:
Андрей Болконский (Л.Н.Толстой «Война и мир»);
Маргарита (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Какие причины подтолкнули героев к необходимости отмщения?

Каким решением сменяется их желание отмщения? Что подтолкнуло к такому изменению?

Как они воспринимают свой отказ от мести?

Чем обогащается внутренний мир героев в результате отказа от мести?

Слайд 48

 «…восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое


«…восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце».

Душевное

состояние Андрея Болконского: горькое чувство несовершенства и бессмысленности жизни, уязвлённая гордость, возмущение человеческой низостью и подлостью.
Слайд 49

 Маргарита, признающая высшую ценность отказа от мести. Понимание страдания другого человека.


Маргарита, признающая высшую ценность отказа от мести.
Понимание страдания другого человека.

Слайд 50

 Герои, проявляющие великодушие, в их системе ценностей вообще нет понятия


Герои, проявляющие великодушие, в их системе ценностей вообще нет понятия мести:
Юшка

(А.Платонов «Юшка»);
Иешуа Га-Ноцри (М.Булгаков «Мастер и Маргарита)

Каковы обстоятельства, отношение людей, которые могли бы стать основой для мысли о зле и несправедливости?

Какие личностные качества героев объясняют, что они даже не задумываются о мести?

Какова судьба этих героев и почему именно такая?

Что открывает людям само появление такого человека среди них?

Слайд 51

 А.Платонов «Юшка» М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (1940)


А.Платонов «Юшка»

М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (1940)

Слайд 52

 «искусство и ремесло» предназначение искусства миссия художника и его роль


«искусство и ремесло»

предназначение искусства

миссия художника и его роль в обществе

отличие ремесла

от истинного искусства

отношение человека к искусству; отношение общества к творцу

Слайд 53

 Искусство – творческое отражение , воспроизведение действительности в художественных образах.


Искусство – творческое отражение , воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство – это высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Ремесло – профессиональное занятие.

Слайд 54

 Необычайные чувства порождают высокие творения. (Г.Флобер).



Необычайные чувства порождают высокие творения.
(Г.Флобер).

Слайд 55

 В чём суть истинного искусства? Ремесленник и творец – в


В чём суть истинного искусства?

Ремесленник и творец – в чём отличие?

Согласны

ли вы, что овладение ремеслом – непременное условие на пути к подлинному искусству?

Какова роль истинного искусства?

Слайд 56

 Герои, изменившие сути истинного искусства: Чартков (Н.В.Гоголь «Портрет» 1835 г.);


Герои, изменившие сути истинного искусства:
Чартков (Н.В.Гоголь «Портрет» 1835 г.);
Сальери (А.С.Пушкин «Моцарт

и Сальери»)

Каким было изначальное представление героев об искусстве?

Почему происходит измена искусству и в чём это проявляется?

Что становится толчком к прозрению?

Почему оказалось невозможным возвратиться к служению искусству?

Слайд 57

Герои, воплотившие в своем творчестве суть истинного искусства: Моцарт (А.С.Пушкин «Моцарт

Герои, воплотившие в своем творчестве суть истинного искусства:
Моцарт (А.С.Пушкин «Моцарт и

Сальери»);
Художник, приехавший из Италии (Н.В.Гоголь «Портрет»);
Мастер (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»);
Бэзил Холлуорд (О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»)

Каким было представление героев об искусстве?
Что такое представление высвечивает в их личности?

Как окружающие воспринимали творения мастеров?

Какой оказалась судьба творцов и почему именно такой?

Слайд 58

Мастер: служение высшей истине, вечный поиск ответа на вечные вопросы бытия

Мастер: служение высшей истине, вечный поиск ответа на вечные вопросы бытия

В

чём суть истинного искусства?

Моцарт: служение прекрасному, утверждение вечности добра

Бэзил Холлуорд: служение красоте, преодолевающей несовершенство жизни

Слайд 59

«доброта и жестокость» нравственные основы отношения к человеку и всему живому

«доброта и жестокость»

нравственные основы отношения к человеку и всему живому

гуманистическое стремление

беречь и ценить жизнь

антигуманное желание причинять страдание и боль другим и даже самому себе

Слайд 60

Жди от другого того, что сам ты сделал другому. (Публилий Сир).

Жди от другого того, что сам ты сделал другому. (Публилий

Сир).

Доброта – это качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, желании помочь им, умение поделиться радостью и разделить горе.

Слайд 61

Жестокость – свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или


Жестокость – свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям

людей или же в стремлении к их причинению. (Словарь Ожегова).
Слайд 62

Какого человека можно назвать по-настоящему добрым? Может ли доброта причинить вред

Какого человека можно назвать по-настоящему добрым?

Может ли доброта причинить вред человеку?

Можно

ли оправдать жестокость?

«Трусость – мать жестокости» (М.Монтень)

В чём сила доброты?

В чём могут быть причины проявления жестокости?

Слайд 63

Герои, ставшие воплощением доброты: Марья Ивановна (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»); Соня Мармеладова

Герои, ставшие воплощением доброты:
Марья Ивановна (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»);
Соня Мармеладова (Ф.М.Достоевский «Преступление

и наказание»);
Марья Болконская, Пьер Безухов (Л.Н.Толстой «Война и мир»);
Юшка (А.Платонов «Юшка»);
Лука (М.Горький «На дне»);
Данко (М.Горький «Старуха Изергиль»);
Старик Сантьяго (Э.Хемингуэй «Старик и море»)

Как проявлялась доброта этих героев в их поступках и отношениях к людям?

Как люди относились к ним и почему именно так?

Какова их судьба и что в этой судьбе определила именно доброта?

Слайд 64

Соня Мармеладова Марья Болконская Марья Ивановна

Соня Мармеладова

Марья Болконская

Марья Ивановна

Слайд 65

Герои, ставшие воплощением жестокости: Ларра (М.Горький «Старуха Изергиль») Как проявлялась жестокость

Герои, ставшие воплощением жестокости:
Ларра (М.Горький «Старуха Изергиль»)

Как проявлялась жестокость этого героя

в их поступках и отношениях к людям? В чём причины этой жестокости?

Какой была реакция людей и почему именно такой?

Какой оказалась судьба этого героя и что в ней определила именно его жестокость?

Слайд 66

Герои, совместившие жестокость и доброту: Пугачёв (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»); Раскольников (Ф.М.Достоевский

Герои, совместившие жестокость и доброту:
Пугачёв (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»);
Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и

наказание»)

В каких обстоятельствах и отношениях с людьми проявлялись разные качества героев?

Герои, совершавшие жестокие поступки, но способные понимать и ценить доброту:
Свидригайлов (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»);
Воланд, Понтий Пилат (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»);
Сальери (А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Слайд 67

Слайд 68

Емельян Пугачёв: совмещение жестокости и великодушия, верности своему выбору и понимание

Емельян Пугачёв: совмещение жестокости и великодушия, верности своему выбору и понимание

неотвратимого трагизма судьбы.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (1836)

Слайд 69

Понтий Пилат: открытие ценности доброты

Понтий Пилат: открытие ценности доброты

Слайд 70

…так кто ж ты, наконец? - Я – часть той силы,

…так кто ж ты, наконец?
- Я – часть той силы, что

вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Слайд 71

Структура сочинения- рассуждения на литературную тему

Структура сочинения- рассуждения на литературную тему

Слайд 72

Вступление: основной вопрос сочинения; основная мысль сочинения; определение основного понятия темы

Вступление:
основной вопрос сочинения;
основная мысль сочинения;
определение основного понятия темы

Заключение (вывод):
обобщающая мысль

Выбор

ОДНОГО произведения

аргумент: мысль по поводу прочитанного текста и её развёртывание на основе анализа

аргумент: мысль по поводу прочитанного текста и её развёртывание

аргумент: мысль по поводу прочитанного текста и её развёртывание

Основная часть


Слайд 73

Вступление: основной вопрос сочинения; основная мысль сочинения;е основного понятия тем Заключение

Вступление:
основной вопрос сочинения;
основная мысль сочинения;е основного понятия тем

Заключение (вывод): обобщающая мысль


Первое произведение
Размышление об одном герое на основе знания текста.

Основная часть

Выбор ДВУХ произведений
Второе произведение
Размышление о другом герое на основе знания текста.

взаимосвязь

Слайд 74

взаимосвязь

взаимосвязь

Слайд 75

Алгоритм написания сочинения на литературную тему

Алгоритм написания
сочинения на
литературную тему

Слайд 76

Выбор и обдумывание темы сочинения Формулировка главной мысли сочинения (тезиса) Выбор

Выбор и обдумывание темы сочинения

Формулировка главной мысли сочинения (тезиса)

Выбор литературного материала:

определение героев (героя), обратившись к которым можно эту тему раскрыть.
Выбор событий, эпизодов, в которых раскрываются личностные качества героев

На основе выбранного литературного материала создание структуры сочинения (смысловых частей сочинения, его смысловой основы)

Создание текста сочинения
(развёртывание каждого аргумента в его аналитической и текстуальной составляющей)

Проверка сочинения по критериям

Слайд 77

1. Способы анализа темы сочинения: Задать вопрос к теме или тему

1. Способы анализа темы сочинения:

Задать вопрос к теме или тему переформулировать

в виде вопроса.
Часто тема сформулирована в виде вопроса – это и есть основной вопрос сочинения.

Найти опорные слова (понятия) в теме и разобраться в их смысле.

Слайд 78

Слайд 79

Создание структуры сочинения как его смысловой основы Какие микротемы (аргументы) будут

Создание структуры сочинения как его смысловой основы

Какие микротемы (аргументы) будут

в основной части?
В какой последовательности их расположить?
Слайд 80

Слайд 81

Слайд 82

Варианты вступления к сочинению аналитическое вступление биографическое историческое основной вопрос (вопросы)

Варианты вступления к сочинению

аналитическое вступление

биографическое

историческое

основной вопрос (вопросы) сочинения

основная мысль сочинения

выражение своего

отношения, мнения

определение основного понятия темы

личностное

Слайд 83

Вступление на основе определения понятия и основного вопроса сочинения Вступление на

Вступление на основе определения понятия и основного вопроса сочинения

Вступление на основе

определения понятия и основного вопроса сочинения
Слайд 84

Вступление и заключение в их взаимосвязи Вступление и заключение в их взаимосвязи

Вступление и заключение в их взаимосвязи

Вступление и заключение в их взаимосвязи

Слайд 85

Содержание аргумента (микротемы) Аналитическая составляющая: размышления о герое, его поступках, причинах

Содержание аргумента (микротемы)

Аналитическая составляющая: размышления о герое, его поступках, причинах поступков,

об отношении к людям, о проявлении личностных качеств, жизненных ценностей.

Текстуальная составляющая: привлечение текста художественного произведения.

Слайд 86

Варианты привлечения текста Прямое цитирование Непрямое цитирование (косвенная речь) Упоминание имён

Варианты привлечения текста

Прямое цитирование

Непрямое цитирование (косвенная речь)

Упоминание имён персонажей

Упоминание значимых деталей

Упоминание

событий, отдельного эпизода

Эпизодическое использование сжатого пересказа