Поэма Руслан и Людмила А.С. Пушкина

Содержание

Слайд 2

Устно Замысел поэмы «Руслан и Людмила» возник в Лицее. Закончил и

Устно

Замысел поэмы «Руслан и Людмила» возник в Лицее. Закончил и написал

ее Пушкин в Петербурге в 1820 году. Поэту было 20 лет. Поэма имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила»».
Слайд 3

Письменно!!! Пролог – вводная часть художественного произведения, содержащая рассказ о событиях, предшествовавших основному повествованию.

Письменно!!!

Пролог – вводная часть художественного произведения, содержащая рассказ о событиях, предшествовавших

основному повествованию.
Слайд 4

Устно Создание пролога связано с пребыванием Пушкина в ссылке, в Михайловском,

Устно

Создание пролога связано с пребыванием Пушкина в ссылке, в Михайловском, где

он слушал народные сказки, которые рассказывала ему няня, Арина Родионовна, где он слышал живую, яркую народную речь на местных ярмарках.
А.С.Пушкин сам определяет жанр «Руслана и Людмилы» («… сказку эту поведаю теперь я свету».)
Слайд 5

Устно 1. Каким настроением проникнут Пролог? 2. Какие эпитеты создают живописную

Устно

1. Каким настроением проникнут Пролог?
2. Какие эпитеты создают живописную палитру стихотворения?
3.

Какие образы-сюжеты вы предложили бы для иллюстрации Пролога?
Слайд 6

Устно Источником первых шести строк является формула из сказки «Чудесные дети»,

Устно

Источником первых шести строк является формула из сказки «Чудесные дети», дословно

воспроизведенная поэтом.
Обычно кот имеет какой-нибудь эпитет: ученый, заморский, морской. Чаще всего рассказчики давали коту кличку – прозвище, в котором подчеркивалось его чудесное умение петь песни и рассказывать сказки: кот-баюн, кот-певун, кот-говорун. Получается, что Пушкин с самого начала настраивает читателя на сказочный лад, заявляя, что историю Руслана и Людмилы ему рассказал сам «кот ученый».
Слайд 7

Устно Далее появляются сцены из сказок. Однако первые образы – лешего

Устно

Далее появляются сцены из сказок. Однако первые образы – лешего и

русалки – еще не сказочные. Это персонажи быличек – историй, в которые русский народ издавна верил.
Слайд 8

Устно Мир волшебного входит в сознание читателя постепенно. Вот появляется хорошо

Устно

Мир волшебного входит в сознание читателя постепенно. Вот появляется хорошо знакомая

каждому избушка на курьих ножках.
Слайд 9

Устно А с тридцатью витязями мы знакомы по пушкинской сказке. Откуда

Устно

А с тридцатью витязями мы знакомы по пушкинской сказке. Откуда эти

строчки:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Слайд 10

Устно Следующая сценка («Колдун несет богатыря») – из поэмы «Руслан и

Устно

Следующая сценка («Колдун несет богатыря») – из поэмы «Руслан и Людмила»,

которая, в свою очередь, восходит к сказке «три подземных царства».
Слайд 11

Устно А вот царевна и волк «пришли» из сказки «Иван-царевич и Серый Волк».

Устно

А вот царевна и волк «пришли» из сказки «Иван-царевич и Серый

Волк».
Слайд 12

Устно Баба Яга и Кощей могли прийти из самых разных сказок.

Устно

Баба Яга и Кощей могли прийти из самых разных сказок.

Слайд 13

Устно В конце Пролога мы вновь встречаемся со сказочной формулой, слегка

Устно

В конце Пролога мы вновь встречаемся со сказочной формулой, слегка измененной

поэтом. Вспомните эту традиционную сказочную концовку. («И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»). Что изменил в ней поэт и зачем? (Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввел целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказки говорил». Этим поэт подчеркивает, что в чудесный мир сказки он вошел навсегда и расстаться с ним не желает.