- Главная
- Литература
- Поэзия Серебряного века
Содержание
- 2. Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ. Цели урока: актуализация знаний и приёмов, полученных ранее;
- 3. Русские поэты Серебряного века
- 4. В чём состоит само понятие эпохи, обозначаемой как «серебряный век»? «Серебряный век» - не только время,
- 5. Поэзия Серебряного века. Выбери имя поэта: А. Блок С. Есенин Н. Гумилев В. Маяковский Рубеж 19
- 6. Основные литературные течения Серебряного века Символизм – выражение идей посредством символов: метафоричность, иносказательность, «поэзия намёков», по
- 7. Основные литературные течения Серебряного века Акмеизм – производное от «акме» - «цвет», «цветущая сила», «высшая степень».
- 8. Основные литературные течения Серебряного века Футуризм – от латинского слова Futurum (будущее). По сравнению с соперниками
- 9. А. Блок БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7 августа 1921, Петроград], русский
- 10. Анализ стихотворения Александра Блока «Вхожу я в тёмные храмы...» Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный
- 11. С. Есенин ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916, см. анализ стихотворения;
- 12. Анализ стихотворения Сергея Есенина «Край любимый! Сердцу снятся...» Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах
- 13. ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921), русский поэт. В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Как акмеист,
- 14. Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Среди бесчисленных светил...» Среди бесчисленных светил Я вольно выбрал мир наш строгий
- 15. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович [7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии — 14 апреля 1930, Москва],
- 16. Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Нате!» Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший
- 18. Скачать презентацию
Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.
Цели урока:
актуализация знаний
Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.
Цели урока:
актуализация знаний
овладение новыми приёмами анализа поэтического текста.
Русские поэты Серебряного века
Русские поэты Серебряного века
В чём состоит само понятие эпохи, обозначаемой как «серебряный век»? «Серебряный
В чём состоит само понятие эпохи, обозначаемой как «серебряный век»? «Серебряный
Основные течения Серебряного века
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Поэзия Серебряного века.
Выбери имя поэта:
А. Блок
С. Есенин
Н. Гумилев
В. Маяковский
Рубеж 19
Поэзия Серебряного века.
Выбери имя поэта:
А. Блок
С. Есенин
Н. Гумилев
В. Маяковский
Рубеж 19
Итоговое тестирование
Основные литературные течения Серебряного века
Символизм – выражение идей посредством символов: метафоричность,
Основные литературные течения Серебряного века
Символизм – выражение идей посредством символов: метафоричность,
Мне мило отвлечённое
Им жизнь я создаю...
Я всё уединённое,
Неясное люблю.
Я – раб моих таинственных,
Необычайных снов...
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов...
З. Гиппиус
Основные литературные течения Серебряного века
Акмеизм – производное от «акме» - «цвет»,
Основные литературные течения Серебряного века
Акмеизм – производное от «акме» - «цвет»,
Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко...
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.
***
Радостно и ясно –
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.
А. Ахматова
Основные литературные течения Серебряного века
Футуризм – от латинского слова Futurum (будущее).
Основные литературные течения Серебряного века
Футуризм – от латинского слова Futurum (будущее).
Шар-шор-шур-шир.
Чин-драх-там-дззз.
Шар-диск.
Ламп-диск.
Брось-диск.
Иск-иск-иск-иск...
В. Каменский «Жонглёр»
А. Блок
БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7
А. Блок
БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7
Начинал в духе символизма Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904, см. анализ стихотворения), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), публицистике.
Анализ стихотворения Александра Блока «Вхожу я в тёмные храмы...»
Вхожу я
Анализ стихотворения Александра Блока «Вхожу я в тёмные храмы...»
Вхожу я
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озарённый,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
25 октября 1902
Стихотворение было написано в 1902 году. Это одно из стихотворений из цикла «Стихов о Прекрасной Даме». Мерность ритма, певучая монотонность строк, вызывает чувство высокое, немного торжественное. Оно поддерживается лексикой высокого наполнения: храмы, обряд, мерцанье, лампад, ризы.
Состояние созерцания, терпеливого ожидания Прекрасной Дамы, возвышенная нежность – вот чувства, которыми проникнуто стихотворение.
Тайна его – в женском образе, который назван торжественно и величаво – Прекрасная Дама. В этом образе есть что-то неуловимое, неземное: земное и небесное в этом образе переплетаются, одно переходит в другое, и трудно различить, где реальность (храм, свечи, двери), а где мечта и тайна.
Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы...» представляет нам и всю первую книгу А. Блока, и мир его чувств, хоть и не всё в нём (как всегда в поэзии символизма) поддаётся смысловой расшифровке.
С. Есенин
ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница»,
С. Есенин
ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница»,
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Край любимый! Сердцу снятся...»
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Край любимый! Сердцу снятся...»
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже на перемётке
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в чётки
Ивы, кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.
1914
«Моя поэзия жива одной большой любовью – любовью к Родине,» - говорил Сергей Есенин о своём творчестве. Пейзажная лирика поэта наполнена неповторимой есенинской образностью: метафорами («скирды солнца»), эпитетами («стозвонные зеленя»), олицетворениями («курит облаком болото»).
Особая роль в стихотворениях ранней лирики Есенина отводится образу дерева («ивы, кроткие ромашки»): сам себя поэт ассоциировал с клёном (единая судьба дерева и человека – суть философской концепции художественного мира поэта; растущее от земли до неба дерево является центром мира).
Раннее творчество поэта отличает увлечение образотворчеством (имажинизм) патриархальной, бревенчатой Руси: отсюда церковная лексика: риза, чётки, монашки.
В последней строфе звучит характерный для Есенина мотив предчувствия раннего и трагического финала: подозревать поэта в желании казаться оригинальным не приходится.
ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921), русский поэт. В 1910-е гг. один из
ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921), русский поэт. В 1910-е гг. один из
см. анализ стихотворения). Многие произведения Гумилёва отмечены романтическим мировосприятием. Известны многие его переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.
Н.Гумилев
Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Среди бесчисленных светил...»
Среди бесчисленных светил
Я вольно выбрал
Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Среди бесчисленных светил...»
Среди бесчисленных светил
Я вольно выбрал
И в этом мире полюбил
Одни весёлые дороги.
Когда внезапная тоска
Мне тайно в душу проберётся,
Я вглядываюсь в облака,
Пока душа не улыбнётся.
И если мне порою сон
О милой родине приснится,
Я непритворно удивлён,
Что сердце начинает биться.
Ведь это было так давно
И где-то там, за небесами,
Куда мне плыть – не всё ль равно,
И под какими парусами?
1918
Поэт Николай Гумилёв неоднократно подчёркивал, что новое поколение поэтов-акмеистов выбрало «мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь». Главное значение в его поэзии приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира.
Звездою, которую преследовал на выбранных им «весёлых дорогах» поэт, были поэзия и страсть к путешествиям. Причём поэт и путешественник не боролись в этом человеке. В каждом стихотворении лирический герой весь во власти постичь неизведанное, увидеть невиданное.
Тем неожиданнее в этом стихотворении ностальгические нотки покинутой Родины, как предчувствие надвигающейся её утраты.
По-лермонтовски звучит удивление обнаруженным в себе чувством Родины. Последние вопросы стихотворения можно связать с состоянием растерянности., в котором пребывали в те годы многие соотечественники поэта.
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович [7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович [7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии
В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта (см. анализ стихотворения), воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914; поэмы «Облако в штанах», 1915; «Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916-1917). После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса «Мистерия-буфф», 1918; поэмы «150000000», 1921; «Владимир Ильич Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). В поэме «Во весь голос» (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию 20 века.
В.Маяковский
Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Нате!»
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по
Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Нате!»
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.
1913
Имя Маяковского стоит под Манифестом с вызывающим названием «Пощёчина общественному вкусу» (1912). «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Дать «безъязыкой улице» слово «простое, человечье» - задача нового футуристического искусства.
В ранних стихах поэта звучит ощущение собственной отъединённости от мира с царящими там пошлыми мыслишками, мелкими чувствами, дикими нравами и материальными ценностями. С намеренно огрубленной образностью и лексикой, откровенно издевательским тоном поэт обращается к представителям толпы, которой должен служить поэт.
Произнесённые в стихотворении слова о «бабочке поэтиного сердца» открывают в «грубом гунне» способность страдать, испытывать чувство подлинной боли.
Лирический герой ранней лирики Маяковского, бросая вызов окружающему, болезненно остро ощущает своё одиночество в этом враждебном ему мире. Но и в этот период безнадёжности в поэзии Маяковкого нет места.