Произведения Н.А. Некрасова в изобразительном искусстве

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Произведения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова оказали огромное влияние на

Произведения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова оказали огромное влияние на

творчество художников - реалистов второй половины ХIХ – начала ХХ века. Это Перов и Репин, Серов и Шмаринов, Левитан и Шишкин, Савицкий и Глазунов. Мы видим почти полное совпадение образов картин и поэтических произведений. Не зря многие собрания сочинений Н.А.Некрасова иллюстрируют их картинами. Воспевая страдания и терпение русского народа, его каторжный труд, беспросветную жизнь и покорность судьбе, их полотна явно перекликаются с произведениями Н.А. Некрасова.  Произведения изобразительного искусства и литературы прекрасно дополняют друг друга, посвящая и лиру, и кисть русскому народу. Каждое из таких творений — это возможность соприкоснуться с высоким искусством и поразмышлять вместе с их творцами о мире и месте в нем человека.
Слайд 4

Прикоснемся к Некрасову: ЧИТАЕМ СМОТРИМ РАЗМЫШЛЯЕМ

Прикоснемся к Некрасову:

ЧИТАЕМ

СМОТРИМ

РАЗМЫШЛЯЕМ

Слайд 5

Илья́ Ефи́мович Ре́пин — русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской

Илья́ Ефи́мович Ре́пин — русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской

Академии художеств. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма

Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» повествует о беспросветной жизни русского народа. Художник, как и Некрасов, показал покорность судьбе, и стихийную русскую силу, которая вот-вот воспрянет и разогнет могучую спину. Рассматривая фигуры бурлаков на картине, вглядываясь в их измученные лица, ощущаешь всю тяжесть их бурлацкого труда. А более выразительно о таком труде, как сказал Некрасов в стихотворении «На Волге»,

Слайд 6

Н.А.Некрасов «На Волге» и картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» Но вдруг

Н.А.Некрасов «На Волге» и картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

Но вдруг я стоны услыхал, И взор

мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик, -
И сердце дрогнуло во мне.

Картина русского художника Ильи Репина, созданная в 1870—1873 годах, изображает артель бурлаков во время работы. Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Слайд 7

Константи́н Аполло́нович Сави́цкий — русский жанровый живописец, академик, действительный член Императорской

Константи́н Аполло́нович Сави́цкий — русский жанровый живописец, академик, действительный член Императорской

Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, педагог, первый директор Пензенского художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова

Картина художника Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» показывает нам всю тяжесть непосильного ручного труда народа, который вынужден «под зноем и холодом», под пристальным взглядом десятников проводить ремонт железнодорожного полотна. Именно о таком тяжелом труде народа и писал Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога»

Слайд 8

Стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога» и картина К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной

Стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога» и картина К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной

дороге»

Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда!

 Идея картины зародилась летом 1873 года в Тульской губернии. Живя в непосредственной близости от станции Козлова Засека, живописец был свидетелем тяжёлых работ по прокладки путей. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Слайд 9

История создания стихотворения «Железная дорога» В основу произведения положены факты, связанные

История создания стихотворения «Железная дорога»

В основу произведения положены факты, связанные со

строительством в 1842 – 1852 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург. При создании стихотворения Некрасов опирался на материалы журнальных и газетных публикаций, посвященных тяжёлому положению строителей железных дорог в России.
Слайд 10

И.С.Глазунов. Иллюстрация к стихотворению «Железная дорога» Глазунов Илья Сергеевич – ректор

И.С.Глазунов. Иллюстрация к стихотворению «Железная дорога»

Глазунов Илья Сергеевич –
ректор Российской

Академии живописи ваяния и зодчества. Действительный член Российской академии художеств, профессор, Народный художник СССР, Почетный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, Кавалер «Золотой медали Пикассо» награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, Лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Слайд 11

Д. А. Шмаринов – иллюстратор Некрасова Иллюстрация Д.Шмаринова к стихотворению Некрасова

Д. А. Шмаринов – иллюстратор Некрасова

Иллюстрация Д.Шмаринова к стихотворению Некрасова «Железная

дорога»

Деме́нтий Алексе́евич Шмаринов – советский, российский художник-график, иллюстратор, педагог. Народный художник СССР. Лауреат Ленинской премии (1980) и Сталинской премии второй степени (1943)

Слайд 12

Н.А.Некрасов «Тройка» и картина Д.А.Шмаринова Что ты жадно глядишь на дорогу

Н.А.Некрасов «Тройка» и картина Д.А.Шмаринова

Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне

от весёлых подруг? Знать, забило сердечко тревогу — Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед?.. На тебя, подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво В волосах твоих, чёрных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается лёгкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь, Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь.
Слайд 13

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» Раз я видел, сюда мужики подошли,

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские

русские люди, Помолились на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди; Показался швейцар. «Допусти», — говорят С выраженьем надежды и муки. Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний).
Слайд 14

История создания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» В течение 5 лет

История создания стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

В течение 5 лет

Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось, ходило по рукам.
Писатель А.И.Герцен опубликовал его без подписи в газете «Колокол», но с примечанием:
«Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».
Слайд 15

Николай Алексеевич Некрасов писал о жизни крестьян много и просто. Не

Николай Алексеевич Некрасов писал о жизни крестьян много и просто. Не

обошёл стороной и деревенских детей. Маленькие герои выступают в некрасовских произведениях, как вполне сложившиеся личности: смелые, любознательные, ловкие.
Слайд 16

В.Е.Маковский и его «крестьянские дети» Влади́мир Его́рович Мако́вский — русский художник-передвижник,

В.Е.Маковский и его «крестьянские дети»

Влади́мир Его́рович Мако́вский — русский художник-передвижник,

живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик, действительный член Петербургской Академии Художеств.
Слайд 17

В.А.Серов – зарисовки крестьянских детей О милые плуты! Кто часто их

В.А.Серов – зарисовки крестьянских детей

О милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю

я, любит крестьянских детей; Но если бы даже ты их ненавидел, Читатель, как «низкого рода людей», — Я все-таки должен сознаться
открыто, Что часто завидую им: В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.

Валенти́н Алекса́ндрович Серо́в — русский живописец и график, мастер портрета, академик Императорской Академии художеств.

Слайд 18

Н. А.Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо» в иллюстрациях В.Серова

Н. А.Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо» в иллюстрациях В.Серова

Слайд 19

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» и иллюстрации Д.Шмаринова Однажды, в студеную зимнюю пору

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» и иллюстрации Д.Шмаринова

Однажды, в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел; был

сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок.
Слайд 20

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с

места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Слайд 21

Сильно выделяется среди последователей некрасовского «современника» художник В.Г.Перов Василий Григорьевич Перов

Сильно выделяется среди последователей некрасовского «современника» художник В.Г.Перов

Василий Григорьевич Перов родился

в городе Тобольске в семье барона Георгия Криденера. Фамилию Перов получил от учителя по грамматике за успешное владение пером для написания писем. Первые навыки по живописи и рисованию он получил в уездной школе в городке Арзамас.

В.Перов, как и поэт, стараются максимально выразительно и достоверно показать безысходность горя крестьянки и ее детей, потерявших мужа, отца, кормильца и защитника. Сцена похорон Прокла у Некрасова показана в первой части поэмы, которая носит красноречивое название «Смерть крестьянина».
Пейзаж на картине Перова также способствует созданию этого общего впечатления: мы видим пустынную, унылую дорогу, над которой нависла страшная свинцовая туча — вот-вот разразится метель. Общий тон картины тусклый, серо-коричневый, что также отвечает общему настроению.

Слайд 22

Н.А. Некрасов «Мороз – Красный нос» и В.Г. Перов «Проводы покойника»

Н.А. Некрасов «Мороз – Красный нос» и В.Г. Перов «Проводы покойника»

Савраска увяз

в половине сугроба Две пары промерзлых лаптей Да угол рогожей покрытого гроба Торчат из убогих дровней.
Старуха в больших рукавицах Савраску сошла понукать. Сосульки у ней на ресницах, С морозу — должно полагать.

В творчестве русского живописца Василия Григорьевича Перова особое место занимает картина «Проводы покойника», которая была написана в 1865 году в Москве. Эта работа определила роль ее создателя как лидера нового движения в изобразительном искусстве — обозначающего границы идейного реализма.

Слайд 23

Н.А.Некрасов «Плач детей» и картина В.Г.Перова «Тройка» Где уж нам, измученным

Н.А.Некрасов «Плач детей» и картина В.Г.Перова «Тройка»

Где уж нам, измученным в

неволе, Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы — спать. Нам домой скорей бы воротиться... Но за чем идем мы и туда?.. Сладко нам и дома не забыться: Встретит нас забота и нужда! Там, припав усталой головою К груди бледной матери своей, Зарыдав над ней и над собою, Разорвем на части сердце ей.

«Тройка» — картина русского живописца Василия Перова, написанная в 1866 году. В данный момент она находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Слайд 24

Исаак Ильич Левитан – великий русский художник. Известен как мастер «пейзажных

Исаак Ильич Левитан – великий русский художник. Известен как мастер «пейзажных

настроений», в своих картинах воспевал красоту русской природы.

Владимирка..., избитая и истоптанная грубыми башмаками, колодками и скрипучими телегами арестантов, воспринимается как некий шрам, нанесенный историей многострадального народа на прекрасное лицо его земли. Этим произведением живописец увековечил память о каторжанах, которых до 1890 года по этой дороге отправляли в Сибирь на каторгу. Низко нависшее сумрачное небо с бегущими обрывками облаков вызывает тоску и печальные воспоминания. Бесконечно растянулась дорога, убегая за горизонт…
Весь холст пропитан самозабвенной любовью автора к своей Родине, его искренним состраданием и участием к чужому горю, к бедным каторжанам, к матерям, сестрам и женам, терпеливо ожидающим их возле дороги.

Слайд 25

Н.А.Некрасов «Благодарение господу богу» и И.И.Левитан «Владимирка» «Благодарение господу богу, Кончен

Н.А.Некрасов «Благодарение господу богу» и И.И.Левитан «Владимирка»

«Благодарение господу богу, Кончен проселок!.. Не спишь?» — «Думаю,

братец, про эту дорогу». — «То-то давненько молчишь.
Что же ты думаешь?» —
«Долго рассказывать., Только тронулись по ней, Стала мне эта дорога показывать Тени погибших людей…

Левитан начал работу над картиной «Владимирка» в 1892 году. В просторечии эта дорога называлась Владимиркой — в течение многих десятилетий по ней отправляли сосланных на каторгу заключённых.
 Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Слайд 26

Ива́н Ива́нович Ши́шкин — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель

Ива́н Ива́нович Ши́шкин — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель

дюссельдорфской художественной школы. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств. 

Картина И.Шишкина «Рожь» невольно ассоциируется со стихотворением Н.А.Некрасова «Тишина».
Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Будто бы из-под ног зрителя убегает вперед, извиваясь и прячась за стеной ржи, полевая тропа. Мотив дороги, как бы символизирующий у художников обличительного направления трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкина совершенно иное, радостное звучание. Это светлая, «гостеприимная» дорога, зовущая и манящая вдаль. Жизнеутверждающее произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и богатством природы представление о «счастии, довольстве человеческой жизни».

Слайд 27

Н.А.Некрасов «Тишина» и И.И.Шишкин «Рожь» Всё рожь кругом, как степь живая,

Н.А.Некрасов «Тишина» и И.И.Шишкин «Рожь»

Всё рожь кругом, как степь живая, Ни за́мков,

ни морей, ни гор... Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор!

«Рожь» — картина русского художника-передвижника И. И. Шишкина, написанная им в 1878 году. На картине изображено Лекаревское поле близ Елабуги, в Вятской губернии. В настоящее время картина находится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Слайд 28

Рылов Аркадий Александрович – живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР. Учился в

Рылов Аркадий Александрович – живописец, заслуженный деятель  искусств РСФСР. Учился в Центральном

училище техники рисования и АХ у А. И. Куинджи, академик. Член объединения "Мир искусства", Общества имени А. И. Куинджи, АХРР. Мастер романтических пейзажей-картин.
Слайд 29

Н.А.Некрасов «Зеленый шум» и А.А.Рылов «Зеленый шум» Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый

Н.А.Некрасов «Зеленый шум» и А.А.Рылов «Зеленый шум»

Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум,

весенний шум!
 Играючи расходится  Вдруг ветер верховой:  Качнет кусты ольховые,  Подымет пыль цветочную,  Как облако: всё зелено:  И воздух и вода!

Над картиной "Зеленый шум" (1904) художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга.

Слайд 30

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» и рисунки А.Лаптева. Алексей Михайлович

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» и рисунки А.Лаптева.

Алексей Михайлович Лаптев

— советский художник-график и книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Слайд 31

А.И.Лебедев –иллюстратор произведений Некрасова («Саша», «Орина, мать солдатская», «Крестьянские дети», «Размышления

А.И.Лебедев –иллюстратор произведений Некрасова («Саша», «Орина, мать солдатская», «Крестьянские дети», «Размышления

у парадного подъезда»)

Алекса́ндр Игна́тьевич Ле́бедев  —  русский рисовальщик-карикатурист.

Слайд 32

Н.А.Некрасов и И.Н.Крамской И.Крамской. "Некрасов в период "Последних песен" Перо задержалось

Н.А.Некрасов и И.Н.Крамской

И.Крамской. "Некрасов в период "Последних песен"

Перо задержалось на рифме

к «свободе», И слышит он, руки на стол уронив, Что вот оно, близко, растет половодье На вольном просторе разбуженных нив... Иссохшим в подушках под бременем муки Ты, муза, России его передашь. Крамской нарисует прозрачные руки И плотно прижатый к губам карандаш.

Иван Николаевич Крамской – известный художник, организатор «бунта четырнадцати». Мастер жанровой и портретной живописи

Слайд 33

С течением времени в обществе меняются идеи и пристрастия. Кому-то и

С течением времени в обществе меняются идеи и пристрастия. Кому-то и

в наши дни муза поэта кажется приземленной, прозаической, а чувства, с какими он защищал обиженных, бедных и оскорбленных, - устаревшими и едва ли не примитивными. Откройте его томик и перечитайте. Десятки чудных стихов, музыка которых продолжает звучать, поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Саша», «Русские женщины» остались выражением его особенного, реалистического, ни на кого не похожего дара. Душа его, искренняя и страдавшая, непременно встретит души, что ответят ему любовью.