Психологический роман

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН — это одна из жанровых разновидностей романа,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН — это одна из жанровых разновидностей романа, в

котором целью автора является изображение и исследование внутреннего мира персонажа. Сюжет в психологическом романе подчинён общему замыслу и служит в первую очередь для раскрытия характеров героев, их душевных переживаний.
В русской литературе мастером психологического романа был Ф. М. Достоевский.
Слайд 4

Семья 11 (23) июня 1889 г. – родилась Анна Горенко близ

Семья

11 (23) июня 1889 г. – родилась Анна Горенко близ Одессы

в семье флотского инженера-механика в отставке.
Отец – Андрей Антонович Горенко (1848-1915)
Мать – Инна Эразмовна (1952-1930). О ней Ахматова напишет:
…женщина с прозрачными глазами
(Такой глубокой синевы, что море
Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),
С редчайшим именем и белой ручкой,
И добротой, которую в наследство
Я от нее как будто получила,
Ненужный дар моей жестокой жизни…
Слайд 5

Псевдоним Большая семья: 6 детей: Андрей, Инна, Анна, Ия, Ирина, Виктор.

Псевдоним

Большая семья: 6 детей: Андрей, Инна, Анна, Ия, Ирина, Виктор. Ирина

рано умерла от туберкулеза.
1890 г. – переезд в Царское Село
В 11 лет начала писать стихи. Отец называл «декадентской поэтессой». Когда Анне было 17 лет, отец узнал о ее поэтических опытах и попросил не срамить его имени. Так появился псевдоним – Ахматова (в честь последнего хана Золотой Орды Ахмата, ее родственника по материнской линии).
Слайд 6

И никакого розового детства… Веснушечек, и мишек, и кудряшек… Когда Анне

И никакого розового детства…
Веснушечек, и мишек, и кудряшек…

Когда Анне

было 16 лет – родители расстались
Слайд 7

1906-1907 гг. - Киевская гимназия 1907 г. – юридический факультет Высших

1906-1907 гг. - Киевская гимназия
1907 г. – юридический факультет Высших женских

курсов в Киеве
1910 г. – свадьба с Гумилевым, поездка в Париж
1912 г. – первый сборник Ахматовой «Вечер» (тираж 300 экземпляров, переиздавался 13 раз)
Путешествие по Европе: Швейцария, Италия, Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Венеция, Вена, Краков.
1 октября 1912 г. – рождение сына, назвали Лев
1914 г. – сборник «Четки», поэма «У самого моря»
1917 г. – книга «Белая стая»
После революции – работа в библиотеке агрономического института.
1921 г. – книга «Подорожник»
Слайд 8

1921-1922 гг. – книга «Anno Domini» 30-е годы – волна сталинских

1921-1922 гг. – книга «Anno Domini»
30-е годы – волна сталинских репрессий
Находилась

в блокадном Ленинграде, уехала в Ташкент.
1944 г. – возвращение в Ленинград. Очерки «Три сирени» и «В гостях у смерти».
1946 г.- поэзия Ахматовой объявлена чуждой народу, враждебной ему. Исключение из Союза писателей, уничтожен тираж уже напечатанного сборника стихов, мучительная нищета.
Конец 50-х гг. – снят запрет и имени Ахматовой.
1962 г. – «Поэма без героя» (писала 22 года)
1964 г. – присуждение международной премии «Этна-Таормина» (на Сицилии)
1965 г. – почетная степень доктора Оксфордского университета
5 марта 1966 г. – умерла
Слайд 9

Вспомните, к какому поэтическому течению принадлежала Ахматова, кто был её единомышленником?


Вспомните, к какому поэтическому течению принадлежала Ахматова, кто был её единомышленником?

В чём заключалась суть этого течения?
Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

(Акмеизм генетически связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались

(Акмеизм генетически связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались

заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Манера «материализации» переживаний» была характерна для Ахматовой).
Слайд 13

Стихотворение входит в сборник «Вечер» Молюсь оконному лучу Он бледен, тонок,

Стихотворение входит в сборник «Вечер»

Молюсь оконному лучу Он бледен, тонок, прям. Сегодня я

с утра молчу, А сердце – пополам. На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело глядеть. Такой невинный и простой В вечерней тишине, Но в этой храмине пустой Он словно праздник золотой И утешенье мне.
Слайд 14

Стихотворение входит в сборник «Вечер» Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко… На

Стихотворение входит в сборник «Вечер»

Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и

перчатка.
Круг от лампы желтый…
Шорохам внимаю.
Отчего ушел ты?
Я не понимаю…
Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.
Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше…
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.
Слайд 15

Каковы первые темы творчества А. Ахматовой?


Каковы первые темы творчества А. Ахматовой?

Слайд 16

Стихотворение входит в сборник «Чётки» Смятение 1 Было душно от жгучего

Стихотворение входит в сборник «Чётки»

Смятение
1
Было душно от жгучего света, А взгляды его — как лучи. Я только

вздрогнула: этот Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет… От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.
Слайд 17

2 Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый!

2
Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой.
Мне очи застит

туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.
Слайд 18

3 Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво

3
Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних

ликов На меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его напрасно. Отошел ты, и стало снова На душе и пусто и ясно.
1913 г.
Слайд 19

В стихах Ахматовой открывается мир женской души: страстной, нежной и гордой.

В стихах Ахматовой открывается мир женской души: страстной, нежной и гордой.

Любовь – чувство, составляющее содержание всей человеческой жизни. Поэзия представляет роман, насыщенный тончайшим психологизмом.
Подчинение – и в любви тоже – возможно только по собственной воле:
Тебе покорной? Ты сошел с ума! Покорна я одной Господней воле. Я не хочу ни трепета, ни боли,
Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.
Но видишь ли! Ведь я пришла сама…
Любовь Ахматовой одаривает и радостью, и горем, но всегда это - счастье. В стихах разворачивается жизнь, суть которой и составляет любовь. Погружая читателя в жизнь, Ахматова позволяет почувствовать течение времени, властно определяющего судьбу человека. Процесс творчества, рождение стиха приравнивается к процессам, происходящим в природе. Обязанность поэта – не выдумывать, а расслышав, записать.
Слайд 20

Слайд 21

В «Белой стае» впервые с большей силой проявляется тревога за судьбу России.

В «Белой стае» впервые с большей силой проявляется тревога за судьбу

России.
Слайд 22

Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917 году

Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917

году сборник «Белая стая». В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой. Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини. Однако на деле лирические героини её поэзии - различные ипостаси русской женщины.
Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности».
Слайд 23

Вместо мудрости – опытность, пресное, Неутоляющее питье. А юность была –

Вместо мудрости – опытность, пресное,
Неутоляющее питье.
А юность была – как молитва

воскресная...
Мне ли забыть ее?
Столько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Столько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил...
Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда.
Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Какие противопоставления мы видим в этом произведении?


Какие противопоставления мы видим в этом произведении?

Слайд 27

Мне голос был Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил:

Мне голос был
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой

и грешный, Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну чёрный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернялся скорбный дух.
1917 г.
Слайд 28

Как характеризуется в стихотворении революционная Россия? Каким образом выражена нравственная позиция

Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
Каким образом выражена нравственная позиция автора?
Какими

художественными средствами создаётся тональность произведения?
В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как инвектива (резко обличительное по характеру произведение). Подтвердите или опровергните это мнение.
Слайд 29

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не

сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно — своею.
1961 г.