- Главная
- Литература
- Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста (критерий 2)
Содержание
- 2. Как читать текст? Бахтин М.М. («Эстетика словесного творчества») говорил о двух задачах читателя: во-первых, нужно понять
- 3. Что такое комментарий Прокомментировать проблему – значит показать степень понимания текста; умение видеть его важнейшие аспекты;
- 4. Виды комментария Текстуальный Концепционный
- 5. Концепционный комментарий В центре внимания - интерпретация (толкование, объяснение, раскрытие смысла) проблемы текста. Экзаменуемый, анализируя её,
- 6. Работаем с текстом (1)С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна
- 7. (17)Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией — случались размолвки, мои капризы и непослушание.(18) Единственным
- 8. Как проследить развитие авторской мысли в тексте? Для этого нужно исходный текст разделить на микротемы -
- 9. Образцы работы над комментарием Вариант 1: идём по тексту
- 11. Вариант 2: говорим об актуальности проблемы Проблема морально-этическая; нравственная. Актуальная (почему?) потому что дает возможность понять:
- 12. Синтаксические маркеры к комментарию
- 15. Нельзя в комментарии отождествлять автора и рассказчика! Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась
- 16. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. На каком материале автор
- 17. Роль типов речи в комментарии
- 18. Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы? С помощью композиции текста, ведь в ней «отражается не
- 19. выбора лица, от которого ведётся повествование: а) Субъективное повествование. В этот подвид входят почти вся проза,
- 20. (1)Шел май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (3)Суп
- 21. Основной тип речи – повествование. Рассказывая о событиях того дня, автор дает возможность увидеть узловые места
- 22. Роль описания как типа речи Описание заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или
- 23. Роль рассуждения как типа речи Рассуждение позволяет за конкретной авторской мыслью увидеть широкую, общую проблему и
- 24. Роль противопоставления как композиционного приёма Позволяет читателю понять поведение и мысли героев; их внутреннее состояние; отношение
- 25. Вариант 2 Великодушие…В каком дефиците сейчас это нравственное качество! Писатель позволяет увидеть, во что может превратиться
- 26. Пишем комментарий
- 27. Синтаксические маркеры при текстуальном комментарии
- 28. Варианты работы по критериям 1 и 2 Познакомьтесь с комментариями и сформулируйте проблемы, над которыми размышляли
- 29. Вариант 2. Используя ретроспекцию, автор дал возможность читателю понять, что героя многое связывает с покинутой Родиной:
- 30. Вариант 3. Писатель с иронией рассказывает о том, что эта пагубная привычка стала почти что речевой
- 31. Вариант 4. Нужно отметить, что автор одним из первых заговорил об этом с волнением и тревогой:
- 33. Скачать презентацию
Как читать текст?
Бахтин М.М. («Эстетика словесного творчества») говорил о двух задачах
Как читать текст?
Бахтин М.М. («Эстетика словесного творчества») говорил о двух задачах
во-первых, нужно понять текст так, как понимал его сам автор, увидеть описанную в произведении картину мира "глазами автора»;
во-вторых, включить произведение в свой духовный контекст, увидеть мир произведения собственными глазами, вступить с автором в диалог (спор или согласие);
следовательно, цель читателя заключается в том, чтобы
искать в произведении точки зрения рассказчика и героев,
точку зрения автора, его мысли, чувства, оценки,
сопоставлять их со своими.
Поиск точки зрения автора и выражение собственной точки зрения является ведущей практической задачей школьников на протяжении всех лет обучения.
Что такое комментарий
Прокомментировать проблему – значит
показать степень понимания текста;
умение видеть
Что такое комментарий
Прокомментировать проблему – значит
показать степень понимания текста;
умение видеть
понять замысел автора;
понять ход авторской мысли.
Виды комментария
Текстуальный
Концепционный
Виды комментария
Текстуальный
Концепционный
Концепционный комментарий
В центре внимания - интерпретация (толкование, объяснение, раскрытие
Концепционный комментарий
В центре внимания - интерпретация (толкование, объяснение, раскрытие
В.Е.Хализев «Теория литературы»: «Задача толкователя текста состоит в том, чтобы «понять речь сначала так же хорошо, а затем лучше, чем ее инициатор», т.е. осознать то, что для говорящего «оставалось неосознанным», а именно: придать высказыванию дополнительную ясность, как бы его высветить, обнаружить скрытый смысл в смысле очевидном… Усилия толкователя в первую очередь должны быть направлены на анализ того, что сказано и как сказано. Он должен извлечь из текста мысли и чувства автора, понять его замысел и грамотно изложить свои наблюдения».
Работаем с текстом
(1)С самого рождения главным человеком для меня стала
Работаем с текстом
(1)С самого рождения главным человеком для меня стала
(3)Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства — бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых её детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4)А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5)Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего...
(6)Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. (7)Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама». (8)Я упорно твердила: «Зина». (9)Когда я повзрослела, тем более не могла называть её мамой. (10)Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери. (11)Сейчас, когда прошло столько лет, я, конечно, жалею о тогдашнем своём упрямстве, о том, что так никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12)Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13)Я осталась в доме на Вишняковском, прожила вместе с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это.
(14)В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она — членом, а затем и председателем родительского комитета. (15)Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. (16)У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий.
(17)Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией — случались
(17)Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией — случались
(21)Мать любила читать. (22)В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23)Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть — дома было пианино. (24)А театр? (25)Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр — близко от нашего дома.
(26)Я была домашним ребенком — не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. (27)Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. (28)Мать отпустила меня с тётей Шурой на юг, в санаторий. (29)Отвечая на моё посланное из Анапы в Москву письмо (живём с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т. д. и т. п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее».
(30)...В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. (31) Опасаясь за неё и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32)Мой эгоизм («Как буду жить без неё?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (33)Мать ответила: «Не бойся, поправлюсь. Мне ещё надо дорастить тебя».
(По Т. Щегловой)
Как проследить развитие авторской мысли в тексте?
Для этого нужно
исходный текст
Как проследить развитие авторской мысли в тексте?
Для этого нужно
исходный текст
выделить основную мысль каждой микротемы;
сформулировать данную мысль;
записать её в виде пункта плана.
Образцы работы над комментарием Вариант 1: идём по тексту
Образцы работы над комментарием Вариант 1: идём по тексту
Вариант 2: говорим об актуальности проблемы
Проблема морально-этическая; нравственная.
Актуальная (почему?)
потому что
Вариант 2: говорим об актуальности проблемы
Проблема морально-этическая; нравственная.
Актуальная (почему?)
потому что
Что значит быть Матерью?
Почему материнство - это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями?
Как овладеть искусством стать настоящей Матерью?
потому что
заставляет задуматься об ответственности быть матерью;
позволяет увидеть один из вариантов истинного материнства;
понять, что с рождением ребенка мать принимает на себя массу проблем и обязательств;
помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единение матери и ребенка и т.п.
.
Синтаксические маркеры к комментарию
Синтаксические маркеры к комментарию
Нельзя в комментарии
отождествлять автора и рассказчика!
Она, как авторитетно утверждают мои
Нельзя в комментарии
отождествлять автора и рассказчика!
Она, как авторитетно утверждают мои
Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу.
Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет...
Хотите знать её имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...
Её зовут — Лень. А.П.Чехов «Моя она»
Текстуальный комментарий
представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Текстуальный комментарий
представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
На какие аспекты проблемы он обращает внимание?
Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?
Почему именно эти аспекты его волнуют?
Роль типов речи в комментарии
Роль типов речи в комментарии
Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы?
С помощью
композиции текста, ведь
Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы?
С помощью
композиции текста, ведь
композиционных приёмов(повтора, усиления, противопоставления, монтажа). Они служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте.
типов речи;
художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений;
элементов композиции: предисловий, диалогов, монологов, художественных описаний портретов, пейзажей, интерьеров и т.п.;
выбора лица, от которого ведётся повествование:
а) Субъективное повествование.
В этот подвид входят почти
выбора лица, от которого ведётся повествование:
а) Субъективное повествование.
В этот подвид входят почти
б) Объективное повествование.
В этом случае рассказчик-автор сообщает читателю только объективную сторону происходящего и утаивает свои собственные суждения. О них судят косвенно – из диалогов, действий и т.д.
в) «Автобиография», взгляд в прошлое
( ретроспектива)
Рассказчик описывает своё прошлое, но с новым пониманием, более зрелым и мудрым, чем в те времена.
(1)Шел май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали
(1)Шел май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали
(4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко.
(6)Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая…
(7)Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплескивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.
(9) В котелке оказалась одна макаронина. (10)Одна на двоих. (11)Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со "второго фронта". (12)Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13)Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать - и в рот!
(14)Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и
вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом
со мной сделаешь? (15)Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь:
"Шакал!"
(16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на
окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение - белая макаронина…
(18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины
давно уж на свете нет…(20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась еще дородней и привлекательней своим царственным телом.
(21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня - и в глубине его
усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребет себе.
(23)Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.
(24)Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул ее в вещмешок и ушел куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.
(26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.
(По В.Астафьеву)
Основной тип речи – повествование.
Рассказывая о событиях того дня, автор
Основной тип речи – повествование.
Рассказывая о событиях того дня, автор
Роль описания как типа речи
Описание заостряет внимание читателя на наиболее
Роль описания как типа речи
Описание заостряет внимание читателя на наиболее
Роль рассуждения как типа речи
Рассуждение позволяет
за конкретной авторской мыслью
Роль рассуждения как типа речи
Рассуждение позволяет
за конкретной авторской мыслью
Роль противопоставления как композиционного приёма
Позволяет читателю понять
поведение и мысли
Роль противопоставления как композиционного приёма
Позволяет читателю понять
поведение и мысли
их внутреннее состояние;
отношение к жизни, окружающим.
Вариант 1.
Рассматривая проблему великодушия на примере эпизода из жизни своего героя, Астафьев рассказывает о том, как нравственный урок, преподанный пожилым бойцом, помог юному солдату понять простые, но важные жизненные истины. Рассказчик был одержим одной мыслью – успеть съесть как можно больше, не думая о напарнике. Голод подчинил его полностью, превратив в озлобленное, жадное существо. Несобственно-прямая речь, использованная автором, передает чувства героя- рассказчика. Но это лишь одна сторона вышеназванной проблемы. С другой стороны, автор обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца, и прием противопоставления позволяет увидеть мудрое благородство этого солдата. Астафьев подчеркивает, что именно оно привело рассказчика к осознанию собственного ничтожества, а впоследствии – к переосмыслению жизненной позиции.
Вариант 2
Великодушие…В каком дефиците сейчас это нравственное качество! Писатель позволяет
Вариант 2
Великодушие…В каком дефиците сейчас это нравственное качество! Писатель позволяет
Пишем комментарий
Пишем комментарий
Синтаксические маркеры при текстуальном комментарии
Синтаксические маркеры при текстуальном комментарии
Варианты работы по критериям 1 и 2
Познакомьтесь с комментариями и сформулируйте
Варианты работы по критериям 1 и 2
Познакомьтесь с комментариями и сформулируйте
Вариант 1.
Рассказывая об этом случае, автор обращает внимание читателя на поведение героя. Подтекст помогает понять, как часто за скромным молчанием скрывается равнодушие к окружающим, а несобственно-прямая речь подчёркивает, насколько жесток и лицемерен этот персонаж. Автор отмечает, что безразличие к судьбе собственной семьи господствует над героем, превращая его в бездушное существо, глухое к страданиям окружающих, но, с другой стороны, герой и не пытается меняться к лучшему, хотя и понимает, что душевная черствость может стать причиной разрыва с самими близкими людьми. Позиция «моя хата с краю», которую выбрал для себя персонаж рассказа, свойственна многим моим современникам.
(Проблема равнодушия)
Вариант 2.
Используя ретроспекцию, автор дал возможность читателю понять, что героя
Вариант 2.
Используя ретроспекцию, автор дал возможность читателю понять, что героя
(Проблема ностальгии; любви к Родине)
Вариант 3.
Писатель с иронией рассказывает о том, что эта
Вариант 3.
Писатель с иронией рассказывает о том, что эта
(Проблема культуры речи; проблема сквернословия)
Вариант 4.
Нужно отметить, что автор одним из первых заговорил об
Вариант 4.
Нужно отметить, что автор одним из первых заговорил об
Почему? Не потому ли, что история цивилизации «дает нам мало материала для такого анализа»? Ведь мы, к сожалению, видим, что прошедшие столетия почти не изменили человека в лучшую сторону…
( Проблема нравственности общества будущего; этического облика будущего человечества)