Радости и бедствия человеческие (анализ повести Тамань)

Содержание

Слайд 2

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение удивительное и интересное. Необычна

 Роман Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение удивительное и интересное. Необычна

уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь. Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.
    В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.
Слайд 3

«Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…» Каковы

«Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…»

Каковы особенности

жанра путевых записок?
Чем отличается от них дневник?
Что такое «Журнал Печорина»?
Кто пишет предисловие к «Журналу»? Зачем?

Дневник –
литературное произведение
в форме ежедневных записей
(чаще всего с указанием
даты), современных
описываемым событиям.
Изначально предполагает
полную откровенность,
искренность мыслей,
чувств пишущего.

Слайд 4

Тамань - первая глава дневника Печорина. В начале повести Печорин как

Тамань - первая глава дневника Печорина. В начале повести Печорин как

бы кратко описывает нам содержание главы: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей. Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее. Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить.
    В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. Из «Тамани» мы еще не можем составить себе представление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер. В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Ничто не вынуждало его следить за ундиной и слепым мальчиком, и только возможность интересного события, обещание загадки заставило Печорина ввязаться в данную ситуацию.
Слайд 5

ПЕЧОРИН ГЛАЗАМИ ПЕЧОРИНА «Тамань –самый скверный городишко из всех приморских городов

ПЕЧОРИН ГЛАЗАМИ ПЕЧОРИНА

«Тамань –самый скверный городишко из всех приморских городов России.

Я там чуть –чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить»

Дайте характеристику
Герою по первой фразе его дневника.
Печорин быстрый, энергичный, решительный,
категоричный в суждениях. Но первая фраза –
это экспозиция,
в которой есть информация,
которая не « прорастет».
Эта несогласованность –тоже
форма характера Печорина.

Слайд 6

www.themegallery.com Company Logo Подумай! В каком состоянии находится Печорин, приехав в

www.themegallery.com

Company Logo

Подумай!
В каком состоянии находится
Печорин, приехав в Тамань?

Поздняя ночь

Стал

требовать

Три ночи не спал

Измучился

Стал сердиться

Слайд 7

ПОДУМАЙ! Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости?

ПОДУМАЙ!

Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости?
Что делает

Печорин, попав в «нехорошее» место?
Почему?

Company Logo
Печорин раскладывает вещи…(?)
Осматривает пристань..(?)
Долго стоит на берегу..(?)
Рассуждает о людях..(?)
Разговаривает с мальчиком..(?)
Берет оружие..(?)

Слайд 8

«Я решил твердо достать ключ к этой загадке»… Как относятся к

«Я решил твердо достать ключ к этой загадке»…

Как относятся к «нечистому»

месту в городе?
Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечет?
Кто в повести «бросает вызов» Печорину?
Что здесь за тайна? Почему Печорин говорит об увиденном ночью слепому и «ундине», но ничего не говорит своему денщику?
Слайд 9

Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать

Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать

ключ этой загадки». В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны».
    Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому часто герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об этом он сам рассуждает в конце повести: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»
Слайд 10

ПЕЧОРИН –РОМАНТИК? Моя певунья Огненный поцелуй Сила юношеской страсти Невольное биение

ПЕЧОРИН –РОМАНТИК?

Моя певунья

Огненный поцелуй

Сила юношеской страсти

Невольное
биение сердца

Я доканчивал второй стакан

чая

Эта комедия
начинала мне надоедать

В сенях она
опрокинула чайник

Я схватил ее одной рукой
за косу, другой за горло

Слайд 11

«Опрокинутый» романтизм Лермонтова www.themegallery.com Company Logo Лермонтов использует возвышенные слова, романтический

«Опрокинутый» романтизм Лермонтова

www.themegallery.com

Company Logo

Лермонтов использует возвышенные слова,
романтический стиль, его герои

таинственны.
Но все это нужно ему для того, чтобы показать
правду жизни.
Слайд 12

Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина.

Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина.

И снова скука, равнодушие, разочарование... «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью!..» - с горькой иронией думает Печорин.
    В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Романтически Лермонтов описывает пейзаж, например, бушующее море: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…» Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как дан портрет Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».
Слайд 13

Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: «Я

Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: «Я

зашел в хату, - две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер». В этом описании сочетаются реалистические и романтические черты.
    В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой. Но реалистически показывается их скудный духовный мир. Получается, что деньги определяют отношения этих людей. Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить краденое добро. Слепой получает от них только медную монету. А старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».
Слайд 14

«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка.

«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка.

Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию. Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века.