Рассказы из чемодана: автобиография поколения в произведениях С. Довлатова

Содержание

Слайд 2

Цели: Познакомиться с творческой биографией С. Д. Довлатова Выявить и оценить

Цели:
Познакомиться с творческой биографией С. Д. Довлатова
Выявить и оценить реалии советского

времени (на основе повести «Чемодан»)
Проанализировать повесть «Чемодан» с точки зрения формы и содержания
Слайд 3

Негромкая музыка здравого смысла В чём состоит феномен творчества С. Довлатова?

Негромкая музыка здравого смысла

В чём состоит феномен творчества
С. Довлатова?

Слайд 4

Почему Довлатов называл себя рассказчиком? Почему писатель называл свой метод псевдодокументализмом?

Почему Довлатов называл себя рассказчиком?
Почему писатель называл свой метод псевдодокументализмом?
Любимый жанр

- ?
Задача - ?
Сверхзадача - ?
Форма мышления - ?
Слайд 5

Повесть «Чемодан», 1986г. Креповые финские носки Номенклатурные полуботинки Приличный двубортный костюм

Повесть «Чемодан», 1986г.

Креповые финские носки
Номенклатурные полуботинки
Приличный двубортный костюм
Офицерский ремень
Куртка Фернана

Леже
Поплиновая рубашка
Зимняя шапка
Шоферские перчатки
Слайд 6

Образ героя-повествователя складывается из вещей: носки, полуботинки, рубашка, костюм, куртка, офицерский

Образ героя-повествователя складывается из вещей: носки, полуботинки, рубашка, костюм, куртка, офицерский

ремень, шапка, перчатки

«Чемодан» – книга о личностных смыслах вещей, которые стали для автора этапами его судьбы, воспоминанием о «такой России»

Слайд 7

Вещественные знаки невещественных отношений Чемодан в довлатовской книге – хранитель пропащей, бесценной, единственной жизни

Вещественные знаки невещественных отношений

Чемодан в довлатовской книге – хранитель пропащей, бесценной,

единственной жизни
Слайд 8

Креповые финские носки Приметы и реалии 70-х годов Отсутствие товаров на

Креповые финские носки

Приметы и реалии 70-х годов

Отсутствие товаров на прилавках магазинов
Погоня

за дефицитными шмотками
Маленькая зарплата (см. рассуждения Фреда)
Фарцовка
Работа советской промышленности

Позиция героя -рассказчика

Он был обычным студентом, который хотел понравиться девушке
Нарушение закона понимает как один из вариантов «выжить», «выстоять»

Слайд 9

Номенклатурные полуботинки Приметы и реалии 70-х годов «Воруют все» Продажное творчество,

Номенклатурные полуботинки

Приметы и реалии 70-х годов

«Воруют все»
Продажное творчество, приспособленчество в искусстве
Бездарность

официально признанных «творцов»
Сцены митингов, желание советской верхушки покрасоваться
Выступление деятелей культуры и искусства на открытии каких-либо народнохозяйственных объектов

Позиция героя -рассказчика

«идеологическая работа не для меня»
Мне хотелось чего-то далёкого от нравственных сомнений
Цинизм по отношению к начальству и сделанной работе

Слайд 10

Приличный двубортный костюм Приметы и реалии 70-х годов Работа советских газет

Приличный двубортный костюм

Приметы и реалии 70-х годов

Работа советских газет
Высылка шведского журналиста,

который хотел написать книгу о России («шпион»)
Вербовка («сведения, которые мы имеем о вас, более чем противоречивые»)

Позиция героя -рассказчика

«Я и сейчас одет неважно. А раньше одевался ещё хуже.
Ненавидел газетную работу («все мои затеи – неосуществимые, всё кругом не для печати»
Выпросил у КГБ приличный костюм (издёвка)
Предупредил шведского журналиста, что за ним следят

Слайд 11

Поплиновая рубашка Приметы и реалии 70-х годов Советские выборы ( по

Поплиновая рубашка

Приметы и реалии 70-х годов

Советские выборы ( по домам ходили

агитаторы)
Истории писателей
Приспособленчество в искусстве (история братьев Данчиковских)

Позиция героя -рассказчика

«Хочу, чтобы меня оставили в покое»
Я раза три вообще не голосовал из ненависти к бессмысленным действиям
Равнодушие (отношение с женой)
Его оценка «Иванова детства» А. Тарковского

Слайд 12

Стилевой доминантой в прозе Довлатова становится установка на предельно лаконичную, лишённую

   Стилевой доминантой в прозе Довлатова становится установка на предельно лаконичную,

лишённую преукрашательства прозу. Повествование организовано прежде всего при помощи нейтрального слова, обычно автор избегает каких-либо форм просторечной, диалектной лексики.
     Литературный язык становится важнейшим компонентом художественной речи в целом. В прозе Довлатова нет случайных слов. Известно, что автор следовал беспрецедентному правилу – не употреблять в пределах одного предложения слов, начинавшихся с одной и той же буквы.
Слайд 13

Юмор …не цель, а средство, и более того,-инструмент познания жизни: если

Юмор …не цель, а средство, и более того,-инструмент познания жизни: если

ты исследуешь какое-то явление, то найди – что в нём смешного, и явление раскроется тебе во всей полноте»
Слайд 14

«…Но и такой, моя Россия,/ты всех краёв дороже мне…» Довлатовкий «Чемодан»,

«…Но и такой, моя Россия,/ты всех краёв дороже мне…»

Довлатовкий «Чемодан», в

сущности, машина времени. Фанерный сундучок воспоминаний. Полный вещих вещей. Жалкая и трогательная память об ушедшей жизни, о родине.