РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЛИЦЕМЕРИЯ В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА "ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ" Автор проекта: Воронина Настя, ученица 6 класса

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: В исследуемой работе мы ответим на проблемный вопрос «Как

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

В исследуемой работе мы ответим на проблемный вопрос «Как А.П.

Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и Тонкий» при помощи рассмотрения некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев.
Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗОВ ЧЕХОВА: Короткое вступление; Нет подробного описания пейзажа, портрета; Яркие

ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗОВ ЧЕХОВА:

Короткое вступление;

Нет подробного описания пейзажа, портрета;

Яркие художественные детали;

Основа рассказа

– диалог.
Слайд 4

Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение. Самоуничижение - признание

Подобострастие – льстивость, угодливость.
Угодничество - льстивое поведение.
Самоуничижение - признание себя ничтожным.
Чинопочитание

– лицемерное отношение к старшим по должности, званию.
Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.
Слайд 5

Ничтожество своё сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой,

Ничтожество своё сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой,

природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек. Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность”.

Из письма брату Михаилу.

Слайд 6

Слайд 7

«Краткость - сестра таланта». А.П. Чехов А.П. Чехов – мастер слова.

«Краткость - сестра таланта».
А.П. Чехов

А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой

он может сказать многое.
Слайд 8

Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить

Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить

изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.
Слайд 9

ОБРАТИМСЯ К РАССКАЗУ… Толстый только что пообедал на вокзале, и губы

ОБРАТИМСЯ К РАССКАЗУ…

Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его,

подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
Пахло от него хересом и флёрдоранжем.

Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.

Толстый

Тонкий

Слайд 10

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый

– самостоятельный, богатый, довольный жизнью.

Флёрдоранж

Херес

Слайд 11

«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика. Значит Тонкий

«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика.
Значит Тонкий –

бедный, человек, неуверенный в себе.

Навьючен
чемоданами

Слайд 12

Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю.

Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю.

Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю.»

Почему он делает портсигары?

Он таким образом получает дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде

Слайд 13

Как же ведет себя Тонкий после недолгого разговора? «съежился, сгорбился, сузился…

Как же ведет себя Тонкий после недолгого разговора?

«съежился, сгорбился, сузился…

Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола -  стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности)

В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям)

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…

Слайд 14

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью

умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.

Вывод