Речевая характеристика персонажей художественного произведения. Язык комедии

Содержание

Слайд 2

Речевая характеристика Герой художественного произведения разговаривает, и особенности его речи (лексика,

Речевая характеристика

Герой художественного произведения разговаривает, и особенности его речи (лексика, фразеология,

построение предложений, интонации и т.п.) дают читателю живое представление о нем самом – его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая характеристика.
Слайд 3

Наблюдать за речью персонажа - значит обратить внимание не только на

Наблюдать за речью персонажа -

значит обратить внимание не только на

«прямое» значение произнесенных им слов, но и на «подтекст», т.е. увидеть, как говорит, и понять, почему, с какой целью он так говорит.
Слайд 4

Речевая характеристика

Речевая характеристика

Слайд 5

Речевая характеристика

Речевая характеристика

Слайд 6

Словарь языка Чацкого. Литературная речь, исполненная поэзии и гражданского пафоса. Любовь

Словарь языка Чацкого.

Литературная речь, исполненная поэзии и гражданского пафоса.
Любовь к народу,

к созданному народом языку.
Близка к живому разговорному языку. Просторечье стало средством выражения высоких мыслей и чувств.
Беспощадные, колкие, гневные, страстные, насмешливые, презрительные, пламенные, смелые, безжалостные, едкие – эти эпитеты позволяют сделать вывод об уме, красноречии, остроумии Чацкого, о его гражданской позиции.
Слайд 7

Язык комедии. Главной особенностью языка комедии – это близость к живой

Язык комедии.

Главной особенностью языка комедии – это близость к живой разговорной

речи.
А.С. Грибоедов талантливо и смело ввел в комедию сокровища народного языка, слив его с книжным, литературным; он обогатил нашу речь большим количеством метких, «крылатых» выражений.
Слайд 8

Речь отдельных персонажей индивидуализирована: в ней сказывается и социальное положение, и

Речь отдельных персонажей индивидуализирована: в ней сказывается и социальное положение, и

характер, и уровень культуры, и положение в ходе сценического действия.
В статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров говорил: «Грамотная масса…разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишья, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи… Пьеса выдержала и это испытание… как басни И. Крылова, не утратившие своей литературной силы, прейдя из книги в живую речь». А.С. Пушкин еще в 1825 году писал; «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу!.
Слайд 9

Современник А. Пушкина, И. Крылова, декабристов, А. Грибоедов вместе с ними

Современник А. Пушкина, И. Крылова, декабристов, А. Грибоедов вместе с ними

боролся за создание русского литературного языка, за сближение его с языком народным, а простоту и ясность литературной речи. И в этой борьбе А.С.Грибоедов одержал победу. Он в числе первых прокладывал дорогу реализму в русской литературе.
Слайд 10

Крылатые выражения Ей сна нет от французских книг, А мне от

Крылатые выражения

Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно

спится.   

Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь

Счастливые часов не наблюдают. 

Кто беден, тот тебе не пара. 

Подписано, так с плеч долой. 

Грех не беда, молва нехороша. 

Мне всё равно, что за него, что в воду. 

Блажен, кто верует, — тепло ему на свете! 

И дым Отечества нам сладок и приятен! 

Нам каждого признать велят историком и географом!   

Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским? 

Велите ж мне в огонь: пойду как на обед. 

Что за комиссия, Создатель..

Слайд 11

Быть взрослой дочери отцом! Служить бы рад, прислуживаться тошно. Свежо предание,

Быть взрослой дочери отцом! 

Служить бы рад, прислуживаться тошно. 

Свежо предание, а

верится с трудом. 

Ах! тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет. 

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,  

Ну как не порадеть родному человечку!.

Дистанции огромного размера. 

Дома новы, но предрассудки стары… 

А судьи кто? 

Ах, злые языки страшнее пистолетов. 

Я странен; а не странен кто ж? 

Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало? 

Чины людьми даются, А люди могут обмануться. 

Я глупостей не чтец, А пуще образцовых.