Русская культура в произведениях русских классиков

Содержание

Слайд 2

Русское сердце живёт в балалайке Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая,

Русское сердце живёт в балалайке

Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая,

насмешливая, душевная…
Сколько эпитетов ни подбери – все они о ней – простушке о трёх струнах, инструменте с огромной душой – балалайке. Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры – вот что такое балалайка, она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что способен на гораздо большее, и теперь ему стоя рукоплещет весь мир.
Слайд 3

У Пушкина в «Евгении Онегине» есть такие строки: Иные нужны мне

У Пушкина в «Евгении Онегине» есть такие строки: Иные нужны мне картины: Люблю песчаный косогор, Перед

избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор, На небе серенькие тучи, Перед гумном соломы кучи Да пруд под сенью ив густых, Раздолье уток молодых; Теперь мила мне балалайка... Да пьяный топот трепака Перед порогом кабака. Мой идеал теперь – хозяйка. Мои желания – покой, Да щей горшок, да сам большой.
Слайд 4

Смастерить балалайку можно было из любых подручных средств, даже из тыквы,

Смастерить балалайку можно было из любых подручных средств, даже из тыквы,

о чем интересное свидетельство оставил в своих «Мёртвых душах» Н. В. Гоголь. Одно из увиденных Чичиковым лиц автор

описывает следующим образом: «Круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня».

Слайд 5

Или вот ещё интересный пример от А. П. Чехова, в одном

Или вот ещё интересный пример от А. П. Чехова, в одном из

его писем читаем: «Балалаечней нашего братца трудно найти кого другого». Этот чеховский неологизм означает «безалабернее», «бестолковее», пожалуй, «разнузданнее». Да, в русском языке нет такого слова, но куда бедней и худосочней покажется Чехов, если выразить его мысль другими словами, лишёнными той смелой экспрессии, какая имеется в подлиннике. Вспомним старинные поговорки типа: «На словах – что на гуслях, а на деле – что на балалайке».
Слайд 6

«Ванька не только из грамоты ничему не выучился, но даже, что

«Ванька не только из грамоты ничему не выучился, но даже, что

и знал прежде, забыл; зато — сидеть на лавочке за воротами и играть на балалайке какие угодно песни, когда горничные выбегут в сумерки из домов, — это он умел!»

Писемский А. Ф «Люди сороковых годов»

Слайд 7

«Переулок был весь в садах, и у заборов росли липы, бросавшие

«Переулок был весь в садах, и у заборов росли липы, бросавшие

теперь при луне широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках; слышался оттуда шёпот женских голосов, сдержанный смех, и кто-то тихо-тихо играл на балалайке». 
А. П. Чехов «Три года»
Слайд 8

«Долго продолжалось в этот день веселье в селе Кузьминском. Уж давно

«Долго продолжалось в этот день веселье в селе Кузьминском. Уж давно

село солнце, уже давно полночь наступила, на небе одни лишь звездочки меж собою переглядывались да месяц, словно красная девка, смотрел во все глаза, — а все еще не умолкали песни и треньканье балалайки, и долго-долго потом, после того как все уж стихло и смолкло, не переставали еще кое-где мелькать в окнах огоньки, свидетельствовавшие, что хозяйкам немало стоило труда уложить мужей, вернувшихся со свадебной пирушки кузнеца Силантия».

Григорович Д. В. «Деревня»

Слайд 9

Балалайка моя, утешай-ка меня... Балалайка моя, Утешай-ка меня, Балалаечка! У меня

Балалайка моя, утешай-ка меня...
Балалайка моя,
Утешай-ка меня,
Балалаечка!
У меня ли была,
И жила, и

цвела
Дочка Раечка.
Пожила, умерла,
И могила взяла
Дочку Раечку,—
Ну и как мне не пить,
Ну и как не любить
Балалаечку!
Что взгляну на мою
Балалаечку,
То и вспомню мою
Дочку Раечку.

Стихотворение 
Федора Сологуба

Слайд 10

— Еще, пожалуйста еще, — сказала Наташа в дверь, как только

— Еще, пожалуйста еще, — сказала Наташа в дверь, как только

замолкла балалайка.
Митька настроил и опять задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметною улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настроивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.

Л. Н. Толстой «Война и мир» 

Слайд 11

«Там Антип шил сбруи, уздечки, седёлки, делал хомуты. И там же,

«Там Антип шил сбруи, уздечки, седёлки, делал хомуты. И там же,

на стенке, висела его заветная балалайка. Это была страсть Антипа, это была его бессловесная глубокая любовь всей жизни – балалайка. Антип мог часами играть на ней, склонив на бочок голову, и непонятно было: то ли она ему рассказывает что-то очень дорогое, давно забытое им, то ли он передает ей свои неторопливые стариковские думы. Он мог сидеть так целый день, и сидел бы, если бы не Марфа. Марфе действительно нужно было, чтобы он целыми днями только шил и шил: страсть как любила деньги, тряслась над копейкой. Она всю жизнь воевала с Антиповой балалайкой. Один раз дошло до того, что она в гневе кинула её в огонь, в печку. Побледневший Антип смотрел, как она горит. Балалайка вспыхнула сразу, точно берестинка. Её стало коробить... Трижды простонала она почти человеческим стоном – и умерла».

В. М. Шукшин «Одни», 1962

Слайд 12

«Балалайка-то я балалайка, А сколько мне лет, угадай-ка! Ежели, дядя молод,

«Балалайка-то я балалайка,  А сколько мне лет, угадай-ка!  Ежели, дядя молод,  Положить в твой

круглый живот  По ореху за каждый год, – Нынешний в счёт не идёт, –  Ты разлезся бы, дядя, по швам –  Нету счёта моим годам». 
Так начинается рассказ балалайки о наводнении в Петербурге 1824 года.

В 1924 г. в № 7 журнала «Воробей», была опубликована первая сказка Е. Шварца «Рассказ старой балалайки».

Слайд 13

«Несмотря на то, что день был прекрасный, народ не выходил гулять;

«Несмотря на то, что день был прекрасный, народ не выходил гулять;

девки не собирались песни петь, ребята фабричные, пришедшие из города, не играли ни в гармонию, ни в балалайки, и с девушками не играли».

Толстой Л. Н.
«Поликушка»

Слайд 14

«Я слыхал от бывавших там, что старик блаженствует и веселит весь

«Я слыхал от бывавших там, что старик блаженствует и веселит весь

приют. Рассказывает про старину, поет арии из опереток и опер, песни, с балалайкой не расстается».

Гиляровский В. А. «Люди театра»  

«И взошедший месяц долго еще видел толпы музыкантов, проходивших по улицам с бандурами, турбанами, круглыми балалайками, и церковных песельников, которых держали на Сечи для пенья в церкви и для восхваленья запорожских дел».
Гоголь Н.В «Тарас Бульба»
Глядя на него, рыжий песенник не вытерпел, схватил балалайку и пустился вприсядку помогать товарищу.
Толстой А. К. «Князь Серебряный»

Слайд 15

«Обладая тонким слухом и великолепным чутьем музыки, любя ее, он артистически

«Обладая тонким слухом и великолепным чутьем музыки, любя ее, он артистически

играл на гуслях, балалайке, гармонике, не пытаясь овладеть инструментом более благородным и трудным».

Горький Максим «Мои университеты» 

Слайд 16

«Музыка была всегда любимое искусство образованных горюхинцев, балалайка и волынка, услаждая


«Музыка была всегда любимое искусство образованных горюхинцев, балалайка и волынка,

услаждая чувствительные сердца, поныне раздаются в их жилищах, особенно в древнем общественном здании, украшенном елкою и изображением двуглавого орла».

А. С. Пушкин «История села Горюхина»

Слайд 17

«Кто хотел, мог сразу уходить в спальню, остальные могли читать «библиотечное»,

«Кто хотел, мог сразу уходить в спальню, остальные могли читать «библиотечное»,

«играть в дозволенные игры» (шашки, шахматы), а обычно дулись в карты, могли играть на скрипке, тренькать на балалайках, бренчать на гитаре».

П. П. Бажов «Отслоения дней»

Слайд 18

«Вдруг из переулка раздалась лихая русская песня, и через минуту трое

«Вдруг из переулка раздалась лихая русская песня, и через минуту трое

бурлаков, в коротеньких красных рубашках, с разукрашенными шляпами, с атлетическими формами и с тою удалью в лице, которую мы все знаем, вышли обнявшись на улицу; у одного была балалайка, не столько для музыкального тона, сколько для тона вообще; бурлак с балалайкой едва удерживал свои ноги; видно было по движению плечей, как ему хочется пуститься вприсядку, — за чем же дело?»

Герцен А. И. «Кто виноват?»

Слайд 19

— И все-таки скажу тебе: говоришь ты, ровно балалайка бренчишь, а

— И все-таки скажу тебе: говоришь ты, ровно балалайка бренчишь, а ничего в

нашем деле не смыслишь. У нас колесо-то с каких пор заведено? Ты знаешь ли?

Салтыков-Щедрин М. Е.
«Благонамеренные речи»

Слайд 20

У Ф. М. Достоевского в «Записках из Мертвого дома» тоже упоминается

У Ф. М. Достоевского в «Записках из Мертвого дома» тоже упоминается балалайка:

«Сбоку, по нарам, разместилось человек восемь музыкантов: две скрипки (одна была в остроге, другую у кого-то заняли в крепости, а артист нашелся и дома), три балалайки – все самодельщина, две гитары и бубен вместо контрабаса. Скрипки только визжали и пилили, гитары были дрянные, зато балалайки были неслыханные. Проворство переборки струн пальцами решительно равнялось самому ловкому фокусу.

Игрались все плясовые мотивы. В самых плясовых местах балалаечники ударяли костями пальцев о деку балалайки; тон, вкус, исполнение, обращение с инструментами, характер передачи мотива – всё было своё, оригинальное, арестантское».

Слайд 21

«Где-то недалеко играли на балалайках, и эта игра, смягченная расстоянием, ещё

«Где-то недалеко играли на балалайках, и эта игра, смягченная расстоянием, ещё

более усиливала мою тоску». 
Юлий Пустарнаков, Волшебный фонарь. Хроника жизни Марины Цветаевой: от рождения до начала взрослой жизни (1892–1912)
Слайд 22

«Свидание с Тиной вывело меня из забытья… Через десять минут она

«Свидание с Тиной вывело меня из забытья… Через десять минут она

ввела меня в залу, где полукругом стоял хор… Граф сидел верхом на стуле и отбивал руками такт… Пшехоцкий стоял позади его стула и удивлёнными глазами глядел на певчих птиц… Я вырвал из рук Карпова его балалайку, махнул рукой и затянул… – Вниз по ма-а-атушке… па-а-а Во-о-о… – Па-a В-о-о-о-лге… – подхватил хор… – Ай, жги, говори… говори… Я махнул рукой, и мгновенно, с быстротой молнии наступил новый переход… – Ночи безумные, ночи весёлые… Ничто так раздражающе и щекочуще не действует на мои нервы, как подобные резкие переходы. Я задрожал от восторга и, охватив Тину одной рукой, а другой махая в воздухе балалайкой, допел до конца «Ночи безумные»… Балалайка с треском ударилась о пол и разлетелась на мелкие щепки…»

А. П. Чехов
«Драма на охоте»

Слайд 23

«Около кабака народ стоял стеной; звуки гармоники и треньканье балалаек перемешивались

«Около кабака народ стоял стеной; звуки гармоники и треньканье балалаек перемешивались

с пьяным говором, топотом отчаянной пляски и дикой пьяной песней, в которой ничего не разберёшь». 

Д. Н. Мамин-Сибиряк
«Бойцы»

Слайд 24

— Ты бы, Ксюшенька, родная, потешалась чем ни на есть со

— Ты бы, Ксюшенька, родная, потешалась чем ни на есть со

своими сенными девушками, песню бы им приказала завести веселую, а то я крикну Яшку, он на балалайке тебе сыграет, а девушки спляшут, вот и пойдет потеха.

Гейнце Н. Э. «Ермак Тимофеевич»