Русский символизм и его истоки

Содержание

Слайд 2

Как художественная система символизм сложился во Франции в 1870-е гг. в

Как художественная система символизм сложился во Франции в 1870-е гг. в

творчестве поэтов Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, которые были последователями Шарля Бодлера, учившего видеть прекрасное в безобразном и утверждавшего, что каждый человек и каждый земной предмет существует одновременно в реальном мире и «ином бытии». Постичь это «иное бытие», проникнуть в тайную суть вещей и была призвана новая поэзия.
Философские и эстетические установки русский символизм позаимствовал у французского. Литературным предшественником русской символистской поэзии явился Ф.И. Тютчев – первый в России поэт-философ, попытавшийся выразить в своем творчестве интуитивное, подсознательное мироощущение.
Слайд 3

История русского литературного символизма началась с почти одновременного возникновения в Москве

История русского литературного символизма началась с почти одновременного возникновения в Москве

и Петербурге литературных кружков, объединивших поэтов-декадентов, или старших символистов.
(Слово «декадентство», происходящее от французского decadence – упадок, обозначает не только направление в искусстве, но и определенное мировоззрение, в основе которого – тезис о непознаваемости мира, неверие в прогресс и в силу человеческого разума, мысль об относительности всех нравственных понятий).
Слайд 4

В 1892 году молодые поэты В.Я. Брюсов (в Москве) и Д.С.

В 1892 году молодые поэты В.Я. Брюсов (в Москве) и Д.С.

Мережковский (в Петербурге) заявили о создании нового литературного направления. Брюсов, увлекавшийся поэзией французских символистов и философией А. Шопенгауэра, издал три сборника стихов «Русские символисты» и, объявив себя вождем нового направления, Мережковский в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», где указал, что отечественная литература, многие десятилетия находившаяся под влиянием идей Чернышевского, Добролюбова и Писарева, зашла в тупик, так как чересчур увлеклась социальными идеями.
Слайд 5

Главными принципами новой литературы, по мнению Мережковского, должны стать: 1) мистицизм;

Главными принципами новой литературы, по мнению Мережковского, должны стать:
1) мистицизм;
2)

символизм
3) расширение художественной впечатлительности.
Одновременно он издает поэтический сборник «Символы» (1892), с которого, собственно, и началась история русского символизма. Основные темы поэзии Мережковского - пессимизм, одиночество человека. Человек одинок, он смертен, единственным смыслом его жизни является стремление к смерти, к потустороннему миру. Мережковский как большой поэт сыграл свою роль в утверждении устойчивых принципов новой поэзии, устойчивых тем и образов.
Слайд 6

«Дети ночи» Мы неведомое чуем И с надеждою в сердцах, Умирая,

«Дети ночи»
Мы неведомое чуем
И с надеждою в сердцах,
Умирая, мы тоскуем
О

несозданных мирах.
………………………..
Наши гимны - наши стоны;
Мы для новой красоты
Нарушаем все законы
Преступаем все черты.

«Парки»
Будь, что будет, - все равно
Парки дряхлые, прядите
Жизни спутанные нити,
Ты шуми, веретено
Все наскучило давно
Трем богиням, вещим пряхам:
Было прахом, будет прахом, -
Ты шуми, веретено
Нити вечные судьбы
Тянут Парки из кудели.
Без начала и без цели
Не склоняют их мольбы.
Мы же лгать обречены:
Роковым узлом от века
В слабом сердце человека
Правда с ложью сплетены.

Слайд 7

К группе старших символистов относились В.Я. Брюсов; К.Д. Бальмонт, Ю.К.Балтрушайтис, З.Н.Гиппиус,

К группе старших символистов относились В.Я. Брюсов; К.Д. Бальмонт, Ю.К.Балтрушайтис, З.Н.Гиппиус,

Д.С.Мережковский, Н.М.Минский, Ф.К. Сологуб. В 1899 году московские и петербургские символисты объединились и основали свое издательство «Скорпион», которое занялось публикацией альманаха «Северные цветы» и журнала «Весы», которые пропагандировали искусство модернизма.
Слайд 8

В начале 1900-х гг. символизм переживает новый этап развития, связанный с

В начале 1900-х гг. символизм переживает новый этап развития, связанный с

творчеством младосимволистов – В.И. Иванова, А. Белого, А.А. Блока, Эллиса (Л. Кобылинского). Младосимволисты стремились преодолеть крайний индивидуализм, абстрактное эстетство, свойственное творчеству старших символистов, поэтому в произведениях «младших» присутствует интерес к проблемам современности, в особенности – вопрос о судьбе России. Связано это было в первую очередь с концепцией исторического развития В.С. Соловьева, который утверждал, что историческая миссия России заключается в построении общества, базирующегося не на экономических или политических началах, а на началах духовных. Такой общественный идеал получил название «вселенской теократии».
Слайд 9

Соловьев утверждал также, что вселенную и человечество оберегает София – Премудрость

Соловьев утверждал также, что вселенную и человечество оберегает София – Премудрость

Божия. Она – душа вселенной, она – Вечная Женственность, воплощение силы и красоты. Понимание Софии основывается, согласно учению Соловьева, на мистическом миросозерцании, которое свойственно именно русскому народу, ибо истина о Премудрости открылась русичам еще в одиннадцатом веке в образе Софии в Новгородском соборе. С этими пророчествами Соловьева связаны основные мотивы поэзии А. Блока и А. Белого.
Слайд 10

Противопоставление земного и небесного, символические образы туманов, вьюг, купины, символика цвета

Противопоставление земного и небесного, символические образы туманов, вьюг, купины, символика цвета

– все это позаимствовано из философских поэм Вл. Соловьева (в частности, «Три свидания» и «Три разговора»). Предчувствие конца истории, поклонение Вечной Женственности, борьба Востока и Запада – таковы основные темы поэзии младосимволистов.
Слайд 11

К началу 1910-х гг. символизм переживает кризис и как целостное направление

К началу 1910-х гг. символизм переживает кризис и как целостное направление

уже не существует. Это было связано, во-первых, с тем, что наиболее талантливые поэты нашли свой творческий путь и не нуждались в «привязке» к определенному направлению; во-вторых, символисты так и не выработали единого взгляда на сущность и цели искусства. Блок в 1910 году выступил с докладом «О современном состоянии русского символизма». Попытка В. Иванова обосновать символизм как целостное направление (в докладе «Заветы символизма») оказалась безуспешной.