Символизм – одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков

Содержание

Слайд 2

Определение Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) –одно из модернистских

Определение

Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) –одно из модернистских течений в

русской поэзии на рубеже XIX – XX веков.
Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.
Слайд 3

Суть + направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. +

Суть

+ направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. + В. Брюсов (считал

символизм чисто художественным направлением)
+ Мережковский (опирался на христианское учение)
+ Вяч. Иванов (искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше)
Слайд 4

Понятие + “Для нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, – писал

Понятие

+ “Для нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, – писал Эллис,

– нет ничего более чуждого, как подчинение идеи жизни, внутреннего пути индивидуума – внешнему усовершенствованию форм общежития.
+ реализм и символизм
Слайд 5

Слайд 6

Особенности зарождения … + Символизм становится первым значительным модернистским направлением в

Особенности зарождения …

+ Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России
+

совпал с началом Серебряного века
+ В русском символизме не было единства концепций
+ объединяло - недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов
Слайд 7

Ранний символизм + Само искусство начинает пониматься как накопитель и сохранитель

Ранний символизм

 + Само искусство начинает пониматься как накопитель и сохранитель

прекрасного (чистого опыта и истинного знания)
«Природа создаёт недоделанных уродцев, — чародеи совершенствуют Природу и дают жизни красивый лик» (К. Бальмонт) 
Слайд 8

Постепенное развитие идеи + Как наиболее убедительное и оригинальное явление, русский

Постепенное развитие идеи

+ Как наиболее убедительное и оригинальное явление, русский символизм

заявил о себе в начале двадцатого века, с приходом нового поколения,
с их интересом к народности и русской песне,
с их более чутким и органичным обращением к русским литературным традициям.
Слайд 9

Первые итоги + Новую интерпретацию в свете символизма получают многие произведения русских классиков

Первые итоги

+ Новую интерпретацию в свете символизма получают многие произведения русских

классиков
Слайд 10

Старшие символисты + Появление в официальной публикации «О причинах упадка…», литературно-критическая

Старшие символисты

+ Появление в официальной публикации
«О причинах упадка…», литературно-критическая работа

Д. Мережковского
Альманахи «Русские символисты», выпущенные за свой счёт студентом Валерием Брюсовым в 1894 году.
Мережковский находились у истоков символизма в Петербурге
Валерий Брюсов — в Москве
Слайд 11

Слайд 12

Миф об Александре Добролюбове Странная и необыкновенная жизнь: что-то от поэта,

Миф об Александре Добролюбове

Странная и необыкновенная жизнь: что-то от поэта, что-то

от Алёши Карамазова, ещё многие разные „что-то“, таинственно перепутанные в этом человеке, обаяние которого, говорят, было неотразимо».
Слайд 13

Особенности + передача тончайших движений души; + максимальное использование звуковых и

Особенности

+ передача тончайших движений души;
+ максимальное использование звуковых и ритмических

средств поэзии;
+ изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога;
+ поэтика намёка и иносказания;
+ знаковое наполнение обыденных слов;
+ отношение к слову, как к шифру некой духовной тайнописи;
+ недосказанность, утаённость смысла;
+ стремление создать картину идеального мира;
+ эстетизация смерти как бытийного начала;
+ элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца.
Слайд 14

Факты + Расцвет русского символизма связан с приходом в литературу А.

Факты

+ Расцвет русского  символизма связан с приходом в литературу А. Блока, А.

Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского,
+ Существенную роль в развитии и распространении символизма в России сыграли издательства  "Скорпион", "Гриф", "Оры", "Мусагет", журналы "Весы", "Золотое руно".
Слайд 15

Слайд 16

Фёдор Сологуб Я – бог таинственного мира, Весь мир в одних

Фёдор Сологуб

Я – бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах. Не

сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы Я не открою никому. Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму.
28 октября 1896