Суровая правда жизни в романе: Петербург и его обитатели. Некуда пойти человеку… - семья Мармеладовых

Слайд 2

Петербург и его обитатели. Жилища героев. Тяжело, как на улице, обездоленному

Петербург и его обитатели. Жилища героев.

Тяжело, как на улице, обездоленному человеку

в комнатах, где он живет.
Нечем дышать, в душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, в их уме зарождаются преступные мысли.
В каморке, похожей на шкаф или гроб, где часами лежал и думал свои тяжкие думы Раскольников, созрела идея убийства.
Комната Сони – воплощение ее несчастной судьбы. Именно в такой комнате и должно было прозвучать признание Раскольникова.
Слайд 3

Петербург и его обитатели. Сенная площадь. В Петербурге Достоевского жизнь приобретает

Петербург и его обитатели. Сенная площадь.

В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически

уродливые очертания (то, что враждебно человеку и природе): реальное кажется кошмарным видением, бред и сон – реальностью.
Реальность и бред, явь и кошмары сливаются воедино в Петербурге, в «городе полусумасшедших» (Свидригайлов).
Петербург Достоевского – это не только фон, на котором разворачиваются драматические события, но и душа этих событий, символ жизни ненормальной, неблагополучной, безнравственной.
Слайд 4

Семья Мармеладовых. Семен Захарович Мармеладов. Он отчаялся, разуверился в себе, в

Семья Мармеладовых.

Семен Захарович Мармеладов.
Он отчаялся, разуверился в себе, в жизни,

в людях. А так хочется почувствовать себя человеком.
«Некуда пойти человеку!» - главная мысль Мармеладова. Везде критика общества.
Винит себя в горе семьи.
Самобивечвание – показ человека изнутри.
Сцена смерти заставляет Раскольникова думать о несправедливости: задавлен на улице; «Хоть бы умереть-то дали спокойно!»
Слайд 5

Семья Мармеладовых. Катерина Ивановна. Богатое, аристократическое прошлое и настоящее – дно

Семья Мармеладовых.

Катерина Ивановна.
Богатое, аристократическое прошлое и настоящее – дно жизни.

Бедность, голодные дети, гордость, доверчивость, сама верит своим рассказам. Отчаяние.
Сцена смерти: связь со сном Раскольникова: «Заездили! Надорвалась лошадь!»
Слайд 6

Семья Мармеладовых. Манера Достоевского: женские характеры в романах даются по двое:

Семья Мармеладовых.

Манера Достоевского: женские характеры в романах даются по двое:

одна в грязи, сохранившая чистоту души, вторая – «в чистой оболочке», тоже добрая, обе готовы к самопожертвованию.
Идет на улицу не из-за извращенной натуры, она болеет общей болью за человека.
Соня – проводник идеи автора, она будет страдать за человека. Путь смирения, всепрощения, она будет спасать Раскольникова.