- Главная
- Литература
- Сведения из биографии О.Э. Мандельштама. Особенности поэзии
Содержание
- 2. Цели урока: - познакомить учащихся с судьбой поэта, - познакомить со стихотворениями О. Мандельштама разных периодов
- 3. План урока: 1. Сведения из биографии О.Э.Мандельштама 2. Петербургские мотивы в поэзии. 3. Теория поэтического слова
- 4. Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938)
- 5. Иосиф Эмильевич Мандельштам (таково его имя при рождении) появился на свет 3 января (15 января по
- 6. В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование в Тенишевском училище (с 1900
- 7. Творчество. 1910г. - Стихотворения Мандельштама впервые появляются в печати в журнале «Аполлон». В ранних его стихах
- 8. Лирика Адмиралтейство Айя-София Актер и рабочий Ахматова (В пол-оборота, о печаль...) Бессоница, Гомер, тугие паруса... Бесшумное
- 9. Некоторые стихотворения Осипа Мандельштама. x x x Сусальным золотом горят В лесах рождественские ёлки; В кустах
- 10. Лирика 1909 x x x Бесшумное веретено Отпущено моей рукою. И - мною ли оживлено -
- 11. Лирика 1909 x x x Вечер нежный. Сумрак важный. Гул за гулом. Вал за валом. И
- 12. 27 декабря 1938 Осип Эмильевич Мандельштам умирает от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток) в состоянии,
- 13. 2. Петербургские мотивы в поэзии. Осип Эмильевич Мандельштам всю свою жизнь был предан Петербургу, сюда, где
- 14. Осип Мандельштам вырос и долгие годы жил в Петербурге, но стихов, посвященных этому городу, у него
- 15. Стихотворение о Казанском соборе стало преддверием цикла “Петербургские строфы”. Название это носит лишь одно стихотворение, но
- 16. Культура, как известно, была идеалом поэта, его творчество было направлено на возрождение и укрепление культурных традиций.
- 17. Для Мандельштама очень характерно стихотворение “Адмиралтейство”. Здесь звучит акмеистическая формула: “...красота — не прихоть полубога, а
- 18. Есть у Мандельштама и стихотворение, посвященное Исаакиевскому собору. В нем прозвучали те соображения, которые заставили Мандельштама
- 19. Все эти лирические размышления неразрывно связаны с тревогой за государство, за преемственность культурного единства. Мандельштам уверен
- 20. Анализ стихотворения «Ленинград» Лирический герой стихотворения заново встречается с тем городом, где он состоялся как человек,
- 21. Названный волкодавом век буквально выталкивал человека. Почти во всех его стихах, написанных в это время, так
- 22. 3. Теория поэтического слова 1. Эволюция, которую на протяжении творческого пути пережил Мандельштам, явственно сказалась на
- 23. 3. Ранним стихотворениям Мандельштама свойственна любовь к точным и кратким характеристикам, законченность, которая подчеркивается афористичностью заключительных
- 24. 5. У Мандельштама: свойственная акмеистам выразительная, зримая предметность одухотворяется символическим смыслом. В стихотворении отражаются не сами
- 25. 6. После сборника «Tristia» в «Стихах 1921— 1925 годов» и затем в творчестве позднего Мандельштама исчезает
- 26. 7. Сложный, наполненный глубоким смыслом мир стихотворения создается многозначностью слова, раскрывающейся в художественном контексте. В этом
- 27. Слово «век» создает понятие, образ, изменяющиеся в зависимости от контекста стихотворения, например: «Век мой, зверь мой,
- 28. 8. Поэтику Мандельштама исследователи называют ассоциативной. Образы; слова вызывают ассоциации, которые восполняют пропущенные смысловые звенья. Часто
- 29. 9. Эпитеты у Мандельштама обычно определяют предмет с разных сторон и могут даже как бы противоречить
- 31. Скачать презентацию
Цели урока:
- познакомить учащихся с судьбой поэта,
- познакомить со стихотворениями О.
Цели урока:
- познакомить учащихся с судьбой поэта,
- познакомить со стихотворениями О.
- вывить место творчества О. Мандельштама в контексте развития русской литературы.
План урока:
1. Сведения из биографии О.Э.Мандельштама
2. Петербургские мотивы в
План урока:
1. Сведения из биографии О.Э.Мандельштама
2. Петербургские мотивы в
3. Теория поэтического слова
Осип Эмильевич Мандельштам
(1891-1938)
Осип Эмильевич Мандельштам
(1891-1938)
Иосиф Эмильевич Мандельштам
(таково его имя при рождении) появился на свет 3
Иосиф Эмильевич Мандельштам (таково его имя при рождении) появился на свет 3
В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование в Тенишевском училище (с 1900 по 1907 годы),
В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование в Тенишевском училище (с 1900 по 1907 годы),
В 1908—1910 годы Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете.
Творчество.
1910г. - Стихотворения Мандельштама впервые появляются в печати в журнале «Аполлон». В
Творчество.
1910г. - Стихотворения Мандельштама впервые появляются в печати в журнале «Аполлон». В
1911г. - Мандельштам сближается с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой, в 1913г. его стихи Notre Dame, «Айя-София» печатаются в программной подборке акмеистов.
1913 г. - Выходит первая книга стихов – «Камень».
1914 г. - Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает («Зверинец»). В послереволюционных стихах Мандельштама наряду с принятием революции в общедемократическом духе («1 января 1924») всё громче звучит личная тема «отщепенства», «больного сына века» и т. п., что приводит к постепенной социальной и литературной изоляции поэта.
1923г. - Выходит «Вторая книга».
После 1925г. Мандельштам на пять лет перестает писать стихи; только в 1928 г. выходят итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка».
1930г. - Мандельштам пишет «Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933г. стихотворную инвективу («эпиграмму») против Сталина («Мы живем, под собою не чуя страны...»). Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству (за редкими исключениями, «в стол», не для печати). В это время созданы статьи «Сохрани мою речь...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Армения», очерки «Путешествие в Армению», «Разговор о Данте».
Лирика
Адмиралтейство
Айя-София
Актер и рабочий
Ахматова (В пол-оборота, о печаль...)
Бессоница, Гомер, тугие паруса...
Бесшумное веретено...
В
Лирика
Адмиралтейство Айя-София Актер и рабочий Ахматова (В пол-оборота, о печаль...) Бессоница, Гомер, тугие паруса... Бесшумное веретено... В
Из омута злого и вязкого...
Из полутемной залы, вдруг...
Как кони медленно ступают...
Как светотени мученик Рембрандт...
Кассандре (Я не искал в цветущие мгновенья...)
Лихорадочный Форум Москвы...
Когда мозаик никнут травы...
Чужого неба волшебство...
Когда удар с ударами встречается...
Как поздний патриарх в разрушенной Москве...
Куда как страшно нам с тобой...
Ленинград (Я вернулся в мой город, знакомый до слез...)
Люблю морозное дыханье...
Мастерица виноватых взоров...
Меганом (Прозрачно-серая весна...)
Прозрачнее окна хрусталь...
Некоторые стихотворения
Осипа Мандельштама.
x x x
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские
Некоторые стихотворения
Осипа Мандельштама.
x x x
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!
x x x
Нежнее нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И все твое –
От неизбежного.
От неизбежного
Твоя печаль,
И пальцы рук Неостывающих,
И тихий звук Неунывающих
Речей,
И даль
Твоих очей.
<Декабрь?> 1909
x x x
Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
"Господи!"- сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади...
Лирика
<Декабрь?> 1909
x x x
Бесшумное веретено
Отпущено моей рукою.
И - мною ли
Лирика
<Декабрь?> 1909
x x x
Бесшумное веретено
Отпущено моей рукою.
И - мною ли
x x x
В морозном воздухе растаял лёгкий дым,
И я, печальною свободою томим,
Хотел бы вознестись в холодном, тихом гимне,
Исчезнуть навсегда, но суждено идти мне
По снежной улице, в вечерний этот час
Собачий слышен лай и запад не погас,
И попадаются прохожие навстречу.
Не говори со мной! Что я тебе отвечу?
Лирика
<Декабрь?> 1909
x x x
Вечер нежный. Сумрак важный.
Гул за гулом. Вал
Лирика
<Декабрь?> 1909
x x x
Вечер нежный. Сумрак важный.
Гул за гулом. Вал
x x x
Слух чуткий парус напрягает,
Расширенный пустеет взор,
И тишину переплывает
Полночных птиц незвучный хор.
Я так же беден, как природа,
И так же прост, как небеса,
И призрачна моя свобода,
Как птиц полночных голоса.
Я вижу месяц бездыханный
И небо мертвенней холста;
Твой мир, болезненный и странный,
Я принимаю, пустота!
27 декабря 1938 Осип Эмильевич Мандельштам умирает от тифа в пересыльном лагере Владперпункт
(Владивосток) в состоянии,
27 декабря 1938 Осип Эмильевич Мандельштам умирает от тифа в пересыльном лагере Владперпункт
(Владивосток) в состоянии,
По официальному заключению - от паралича сердца. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно. Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.
2. Петербургские мотивы в поэзии.
Осип Эмильевич Мандельштам всю свою жизнь
2. Петербургские мотивы в поэзии.
Осип Эмильевич Мандельштам всю свою жизнь
Осип Мандельштам вырос и долгие годы жил в Петербурге, но стихов,
Осип Мандельштам вырос и долгие годы жил в Петербурге, но стихов,
Стихотворение о Казанском соборе стало преддверием цикла “Петербургские строфы”. Название это
Стихотворение о Казанском соборе стало преддверием цикла “Петербургские строфы”. Название это
В “Петербургских строфах” — опять неизменная тематика, связанная с архитектурой. Здесь вокруг образа всем знакомого лаконичного ампира (“Над желтизной правительственных зданий...”) кристаллизуется “социальная архитектура” всей России, а сквозь современность просвечивает пушкинская эпоха (“чудак Евгений”). Такое смешение эпох характеризует мысль Мандельштама о единстве времени внутри культуры.
Культура, как известно, была идеалом поэта, его творчество было направлено на
Культура, как известно, была идеалом поэта, его творчество было направлено на
Для Мандельштама очень характерно стихотворение “Адмиралтейство”. Здесь звучит акмеистическая формула: “...красота
Для Мандельштама очень характерно стихотворение “Адмиралтейство”. Здесь звучит акмеистическая формула: “...красота
Есть у Мандельштама и стихотворение, посвященное Исаакиевскому собору. В нем прозвучали
Есть у Мандельштама и стихотворение, посвященное Исаакиевскому собору. В нем прозвучали
Все эти лирические размышления неразрывно связаны с тревогой за государство, за
Все эти лирические размышления неразрывно связаны с тревогой за государство, за
Анализ стихотворения «Ленинград»
Лирический герой стихотворения заново встречается с тем городом, где
Анализ стихотворения «Ленинград»
Лирический герой стихотворения заново встречается с тем городом, где
Чувствуется связь с культурным пространством города (рыбий жир) с пригородным ландшафтом, с людьми (у меня ещё есть адреса).
Такая связь может быть разорвана только насильственно, теми и «дорогими гостями», которые приходят ночью, без приглашения… Это лирический монолог, где герой обращается к самому себе самому. А в середине стихотворения появляется обращение к Петербургу! До конца не понятно отношение поэта к названию города. Здесь явно слышан намек на то, что город не имеет четкой доминанты и сам поэт в ожидании чего-то страшного..
Названный волкодавом век буквально выталкивал человека. Почти во всех его стихах,
Названный волкодавом век буквально выталкивал человека. Почти во всех его стихах,
Именно эту радость возвращения почувствовала в свое время Пугачева и написала к этому стихотворению музыку в ритме вальса, эта мелодия, как мне кажется, очень гармонично сочетается со стихотворением.
Радость от возвращения в родной город и ожидание не минуемой смерти, надо успеть, успеть почувствовать радость, даже в мрачном декабрьском дне, в расплывчатом, желтоватом свете фонарей…
Это стихотворение Мандельштама позволяет нам, живущим спустя семьдесят с лишним лет после описанных событий, понять психологию человека в страшные и трагические годы.
3. Теория поэтического слова
1. Эволюция, которую на протяжении творческого пути пережил Мандельштам,
3. Теория поэтического слова
1. Эволюция, которую на протяжении творческого пути пережил Мандельштам,
2. Для раннего творчества Мандельштама характерно стремление к классической ясности и гармоничности; его стихотворения отличают простота, легкость, прозрачность, которые достигаются скупым использованием поэтических тропов, простыми рифмами («Звук осторожный и глухой...», «Только детские книги читать...», «На бледно-голубой эмали...», «Как кони медленно ступают...» и многие другие стихотворения).
3. Ранним стихотворениям Мандельштама свойственна любовь к точным и кратким характеристикам,
3. Ранним стихотворениям Мандельштама свойственна любовь к точным и кратким характеристикам,
4. В книгу «Камень» входят стихотворения, в которых Мандельштам создает обобщенную, «синтетическую» картину действительности с помощью точных, иногда неожиданных деталей («Домби и сын», «Кинематограф», «Американка», «Царское Село», «Петербургские строфы»).
5. У Мандельштама: свойственная акмеистам выразительная, зримая предметность одухотворяется символическим смыслом.
5. У Мандельштама: свойственная акмеистам выразительная, зримая предметность одухотворяется символическим смыслом.
О небо, небо, ты мне будешь сниться!
Не может быть, чтоб ты совсем ослепло,
И день сгорел, как белая страница:
Немного дыма и немного пепла!
В стихотворении — реальная картина: небо белело, как страница, потемнело, как бы Исчезло, день сгорел. Сравнение, к которому прибегает поэт, включает в себя конкретное, видимое: сгоревшая страница — «вещная» реальность, ведь от нее осталось «немного пепла». Но эти образы и символичны, стихотворение имеет обобщенный, абстрактный смысл. Речь идет о неотвратимо исчезающем мгновении, о неостановимом, бесповоротном движении времени.
6. После сборника «Tristia» в «Стихах 1921— 1925 годов» и затем
6. После сборника «Tristia» в «Стихах 1921— 1925 годов» и затем
7. Сложный, наполненный глубоким смыслом мир стихотворения создается многозначностью слова, раскрывающейся
7. Сложный, наполненный глубоким смыслом мир стихотворения создается многозначностью слова, раскрывающейся
Слово «век» создает понятие, образ, изменяющиеся в зависимости от контекста стихотворения,
Слово «век» создает понятие, образ, изменяющиеся в зависимости от контекста стихотворения,
8. Поэтику Мандельштама исследователи называют ассоциативной. Образы; слова вызывают ассоциации, которые
8. Поэтику Мандельштама исследователи называют ассоциативной. Образы; слова вызывают ассоциации, которые
9. Эпитеты у Мандельштама обычно определяют предмет с разных сторон и
9. Эпитеты у Мандельштама обычно определяют предмет с разных сторон и
10. Одна яз отличительных особенностей поэтического языка Мандельштама заключается в густой его насыщенности реминисценциями из греческой мифологии, из произведений Державина, Пушкина, Лермонтова, Тютчева и многих других поэтов, его поэзия вбирает огромный духовный и художественный опыт предшественников.
При этом поэзия Мандельштама самобытная, новаторская, открывшая новые возможности поэтического языка. Открытия его обогатили русскую поэзию, служат ей сегодня, отзовутся в ее будущем.