Татьяна - нравственный идеал Пушкина в романе Евгений Онегин

Содержание

Слайд 2

Высказывания критика, писателя, поэтессы о последнем объяснении Татьяны с Онегиным В.

Высказывания критика, писателя, поэтессы о последнем объяснении Татьяны с Онегиным

В. Г.

Белинский:
«В этом объяснении высказалось всё, что составляет сущность русской женщины: и пламенная страсть, и задушевность простого искреннего чувства, и чистота и святость благородной натуры»
Слайд 3

Ф. М. Достоевский: «Разве может человек основать своё счастье на несчастье

Ф. М. Достоевский:

«Разве может человек основать своё счастье на несчастье другого?

Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа»
Слайд 4

М. И. Цветаева «Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы.

М. И. Цветаева

«Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Да,

девушки, признавайтесь первые и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почётных военных, и потом слушайте признания и не снисходите до них – и вы будете в тысячу раз счастливее вашей другой героини, у которой от исполнения всех желаний ничего другого не оставалось, как лечь на рельсы»
Слайд 5

Образ Татьяны Лариной в произведениях живописи и графики. Рисунки Пушкина к

Образ Татьяны Лариной в произведениях живописи и графики. Рисунки Пушкина к

роману «Евгений Онегин» - мгновенные зарисовки, наброски на полях рукописи
Слайд 6

График Николай Кузьмин Он первым обратил серьёзное внимание на пушкинские рисунки,

График Николай Кузьмин

Он первым обратил серьёзное внимание на пушкинские рисунки, создал

неповторимую манеру графики. Кузьмин не только прикоснулся к волшебному миру пушкинского творчества, он в него вошёл и ввёл за собой читателя. Его рисунки каждой линией, каждым штрихом напоминают пушкинские.
Слайд 7

Линия рисунка у Кузьмина легка и музыкальна, как онегинская строфа. Он

Линия рисунка у Кузьмина легка и музыкальна, как онегинская строфа. Он

изображал Татьяну так, чтобы за ней чувствовалась пушкинская симпатия
Слайд 8

Рисунки Нади Рушевой тоже близки к манере Пушкина и Кузьмина

Рисунки Нади Рушевой тоже близки к манере Пушкина и Кузьмина

Слайд 9

Иллюстрации народного художника России Дмитрия Белюкина изображают Татьяну романтичной, загадочной, они

Иллюстрации народного художника России Дмитрия Белюкина изображают Татьяну романтичной, загадочной, они

выдержаны в нежных пастельных тонах, что соответствует облику героини
Слайд 10

Художница Лидия Тимошенко изображает эмоциональный мир героев, подчёркивая его позами, выражением лица, цветовой гаммой

Художница Лидия Тимошенко изображает эмоциональный мир героев, подчёркивая его позами, выражением

лица, цветовой гаммой
Слайд 11

Картина Ивана Крамского «Лунная ночь» может служить иллюстрацией периода влюблённости сельской

Картина Ивана Крамского «Лунная ночь» может служить иллюстрацией периода влюблённости сельской

барышни Татьяны Лариной в городского франта Онегина

Татьяна – воплощение чувства любви. Потому она «лунная» героиня, и ночь, свет луны сопровождают сильные движения ее чувств, когда она пишет письмо, верит «предсказаниям луны», гадает, видит вещий сон, горюет с Ольгой о Ленском, впервые посещает усадьбу Онегина. Такой, грустящей под луной, видит ее автор:
«Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идёт она грустить»

Слайд 12

Картина Ивана Крамского «Неизвестная» может отражать городской период жизни замужней светской

Картина Ивана Крамского «Неизвестная» может отражать городской период жизни замужней светской

дамы Татьяны Лариной в Петербурге

Стройная фигура и лицо, от которого невозможно отвести глаз. А глаза этой женщины – и есть главная загадка картины. Именно из-за этих невероятных блестящих глаз ее называют русской Джокондой. Глубокие, почти черные, взгляд их надменный и вместе с тем беззащитный, высокомерный, но за презрительностью читаются незащищенность и уязвимость. Именно такая Татьяна могла сказать:
«А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них?..»

Слайд 13

Прототипы Татьяны Лариной Поиск прототипов Татьяны Лариной занимал многих исследователей. Несмотря

Прототипы Татьяны Лариной

Поиск прототипов Татьяны Лариной занимал многих исследователей. Несмотря на

разные точки зрения, они согласны в одном: если у Татьяны Лариной и есть прототип, то он не один.
Сам Пушкин писал, что у героини романа в стихах был прототип. Именно поэтому его до сих пор ищут.
Есть много версий о прототипе Татьяны. Многие из них основаны на хронологии жизни Александра Сергеевича. Известно, что Пушкин хорошо знал всех предполагаемых прототипов Татьяны Лариной.
Слайд 14

Софья Щербатова, в девичестве Апраксина Как и Татьяна, вышла замуж за

Софья Щербатова, в девичестве Апраксина

Как и Татьяна, вышла замуж за героя

Отечественной войны 1812 года, московского градоначальника генерала Алексея Григорьевича Щербатова, который был старше невесты на 22 года. Разница в возрасте в обоих случаях весьма значительна.
Княгиня Щербатова была предана своему мужу, у них был крепкий брак. Очень умная и образованная, воспитанная в роскоши и богатстве, княгиня Щербатова, смело говорила всем правду в глаза, любила во всем простоту, ненавидела изнеженность и праздность. Пользуясь своим высоким положением и влиянием в обществе, занималась благотворительностью.
Слайд 15

Мария Волконская, в девичестве Раевская Дочь героя Отечественной войны 1812 года

Мария Волконская, в девичестве Раевская

Дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Раевского. В

январе 1825 года вышла замуж за будущего декабриста Сергея Волконского. В 1826 году, несмотря на сопротивление родных, оставив годовалого сына, уехала в Сибирь вслед за сосланным мужем. В сибирской ссылке провела около тридцати лет.
Слайд 16

Наталья Фонвизина, в девичестве Апухтина Современники отмечали некоторое сходство её судьбы

Наталья Фонвизина, в девичестве Апухтина

Современники отмечали некоторое сходство её судьбы с

судьбой героини романа Пушкина «Евгений Онегин» Татьяной Лариной, так что она уверилась, что поэт писал героиню с неё, и позднее она сама себя порой называла Таней.
После ареста мужа по делу декабристов, оставив сыновей на попечение матери, последовала за мужем в Сибирь. Занималась благотворительностью, переводами, шитьём, первой в городе начала выращивать цветы.