Тема любви в творчестве А.А. Блока. Стихи о Прекрасной Даме

Содержание

Слайд 2

Повторение . Серебряный век русской культуры. Выражение «Серебряный век» восходит к

Повторение . Серебряный век русской культуры.

Выражение «Серебряный век» восходит к

античной традиции (деление истории человечества на золотой, серебряный, медный и железный века в поэме древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни», а также в поэме римского поэта Овидия «Метаморфозы»).

В конце 19 – начале 20 века формула «Серебряный век» в статьях В. С. Соловьева («Импрессионизм мысли», 1897) и В. В. Розанова («Ив. С. Тургенев. К 20-летию его смерти», 1903) была впервые в русской критике применена к тем, кто пришел в литературу после пушкинского времени.

Что означает понятие « Серебряный век»?

Слайд 3

1.В школах обучалось около 6 млн человек 2.Расходы на образование выросли

1.В школах обучалось около 6 млн человек
2.Расходы на образование выросли

в 5 раз.
3.В столицах открылись пединституты.
4.60% всех студентов не являлись дворянами.

1.Просвещение.

И.П.Павлов читает лекцию

Повторение материала.

Слайд 4

Н.Жуковский и С.Чаплыгин 2.Наука. К.Э.Циолковский И.П.Павлов Сборка аэроплана студентами ВТУ И.Мечников В.Ключевский Н.Бердяев,С.Булгаков,В.Соловьев. П.Флоренский. Н.Бердяев

Н.Жуковский и С.Чаплыгин

2.Наука.

К.Э.Циолковский

И.П.Павлов

Сборка аэроплана студентами ВТУ

И.Мечников

В.Ключевский

Н.Бердяев,С.Булгаков,В.Соловьев.
П.Флоренский.

Н.Бердяев

Слайд 5

ЗОЛОТОЙ ВЕК СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК СООТНОШЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА. Реализм (от позднелат.

ЗОЛОТОЙ ВЕК СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК СООТНОШЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА.
Реализм (от позднелат.

realis –
вещественный, действительный) в
искусстве - правдивое,
объективное отражение
действительности
Для творца-реалиста характерны
признание ценности объективной
действительности и огромный
интерес к ней.

МОДЕРНИЗМ — (фр. modernisme, от moderne современный, англ. modernism) неоднозначное...
Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности.
Для многих мастеров модерна характерно двойственное отношение к действительности: принимать или не принимать.

Слайд 6

. 3.ЖИВОПИСЬ. Реализм. Модернизм: И.Репин. М.Врубель В.Суриков. В.Нестеров. А.Бенуа К.Петров-Водкин В.Кандинский К.Малевич Н.Рерих

.

3.ЖИВОПИСЬ.

Реализм.

Модернизм:

И.Репин.

М.Врубель

В.Суриков.

В.Нестеров.

А.Бенуа

К.Петров-Водкин

В.Кандинский

К.Малевич

Н.Рерих

Слайд 7

А.Скрябин,И.Стравинский, С.Рахманинов. 4.Музыка. Театр. Кино. К.Станиславский. В. Мейерхольд. Е.Вахтангов. В.Холодная. М.Петипа, С. Дягилев. Ф.Шаляпин Ф.Шаляпин,А.Нежданова,Л.Собинов

А.Скрябин,И.Стравинский, С.Рахманинов.

4.Музыка.
Театр.
Кино.

К.Станиславский. В. Мейерхольд. Е.Вахтангов. В.Холодная.

М.Петипа, С. Дягилев.

Ф.Шаляпин

Ф.Шаляпин,А.Нежданова,Л.Собинов

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. Модернизм: символизм акмеизм футуризм. Реализм. Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.Куприн, И.Бунин, В.Г.Короленко. 5.Литература.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

Модернизм:
символизм
акмеизм
футуризм.

Реализм.
Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.Куприн, И.Бунин, В.Г.Короленко.

5.Литература.

Слайд 9

СИМВОЛИЗМ Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом

СИМВОЛИЗМ

Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого

единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.
Слайд 10

28.11.1880г. Родился в Санкт-Петербурге. Отец – профессор государственного права в Варшавском

28.11.1880г. Родился в Санкт-Петербурге. Отец – профессор государственного права в Варшавском

университете, мать – переводчица художественной литературы.
Слайд 11

А. БЛОК - ВНУК А.БЕКЕТОВА, РЕКТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ОДНОГО ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ

А. БЛОК - ВНУК А.БЕКЕТОВА, РЕКТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ОДНОГО ИЗ

ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МОРФОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ РАСТЕНИЙ

Всем ведомо, что в доме этом
И обласкают, и поймут,
И благородным мягким светом
Все осветят и обольют...
(«Возмездие»)

Слайд 12

«Благоуханная глушь маленькой дворянской усадьбы»

«Благоуханная глушь
маленькой дворянской усадьбы»

Слайд 13

ДУШЕВНЫЙ И ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЗЛЕТ А. БЛОКА НАЧАЛСЯ С ЗАРОЖДЕНИЯ ЛЮБВИ К

ДУШЕВНЫЙ И ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЗЛЕТ А. БЛОКА НАЧАЛСЯ С ЗАРОЖДЕНИЯ ЛЮБВИ К

ЛЮБОВЬ ДМИТРИЕВНЕ МЕНДЕЛЕЕВОЙ. ОНА СТАНОВИТСЯ ЖЕНОЙ А. БЛОКА, ЕЙ ПОСВЯЩЕН ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК «СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ» (1904).

Стихи о Прекрасной Даме» объединены сквозными мотивами: -ожидания -появления Прекрасной Дамы -недостижимости мечты -рыцарского служения Даме

Слайд 14

«Стихи о Прекрасной Даме» . “Ante lucem” – то есть “до

«Стихи о Прекрасной Даме» .
“Ante lucem” – то есть “до света”

– так Блок иносказательно называл момент перед встречей с Л.Д.Менделеевой.
«Стихи – это молитва, а поэт – апостол, слагающий их в «Божественном экстазе», его вдохновение сродни вере» А.Блок

Спасительница мира – София, Мировая Душа, Вечная Женственность – идеал, предшественницей которого стала его жена.

Портрет Любови Дмитриевны Татьяна Гиппиус написала около 1910 года.

Слайд 15

ВЛ. СОЛОВЬЁВ – «ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ» МЛАДШЕГО ПОКОЛЕНИЯ СИМВОЛИСТОВ Идейный стержень учения

ВЛ. СОЛОВЬЁВ – «ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ» МЛАДШЕГО ПОКОЛЕНИЯ СИМВОЛИСТОВ

Идейный стержень учения Вл.Соловьёва

– мечта о царстве теократии, которое возникает из современного мира, погрязшего во зле и пороке, но спасённого в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстает своеобразным синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого, новой Богоматерью.

В основе философского учения Вл. Соловьева лежит культ Вечной
Женственности.

Слайд 16

«Царевич с Царевной, вот что срывалось невольно в душе. Эта солнечная

«Царевич с Царевной, вот что срывалось невольно в душе. Эта солнечная

пара среди цветов полевых так запомнилась мне (Андрей Белый).

«Громадный молитвенник», обращённый к той, кого поэт сделал своим божеством.
Корней Чуковский

Первый том (1894-1904гг.)

Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок.

Слайд 17

Лирический цикл А. Блока "Стихи о Прекрасной Даме" Все 800 стихотворений

Лирический цикл А. Блока "Стихи о Прекрасной Даме"

Все 800 стихотворений посвящены

Любови Дмитриевне Менделеевой. Сочетание реального и мистического плана наполняет стихи какой-то неразгаданной тайной. Обращенные к религиозным чувствам, стихи эти звучат, как молитвы.

Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветущем лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу.
Я ловлю твои сны на лету
Бледно-белым прозрачным цветком.
Ты сомнешь меня в полном цвету
Белогрудым усталым конем.
Ах, бессмертье мое растопчи, -
Я огонь для тебя сберегу.
Робко пламя церковной свечи
У заутрени бледной зажгу…
Над тобой – как свеча – я тиха.
Пред тобой – как цветок – я нежна.
Жду тебя, моего жениха,
Все невеста – вечно жена.
(«Мой любимый, мой князь, мой жених»)

Слайд 18

ВХОЖУ Я В ТЕМНЫЕ ХРАМЫ, СОВЕРШАЮ БЕДНЫЙ ОБРЯД, ТАМ ЖДУ Я

ВХОЖУ Я В ТЕМНЫЕ ХРАМЫ, СОВЕРШАЮ БЕДНЫЙ ОБРЯД, ТАМ ЖДУ Я ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ В

МЕРЦАНЬЕ КРАСНЫХ ЛАМПАД В ТЕНИ У ВЫСОКОЙ КОЛОННЫ ДРОЖУ ОТ СКРИПА ДВЕРЕЙ А В ЛИЦО МНЕ ГЛЯДИТ, ОЗАРЕННЫЙ ТОЛЬКО ОБРАЗ, ЛИШЬ СОН О НЕЙ. О, Я ПРИВЫК К ЭТИМ РИЗАМ ВЕЛИЧАВОЙ ВЕЧНОЙ ЖЕНЫ ВЫСОКО БЕГУТ ПО КАРНИЗАМ УЛЫБКИ, СКАЗКИ И СНЫ О, СВЯТАЯ, КАК ЛАСКОВЫ СВЕЧИ. ТАК ОТРАДНЫ ТВОИ ЧЕРТЫ! МНЕ НЕ СЛЫШНЫ НИ ВЗДОХИ, НИ РЕЧИ, НО Я ВЕРЮ: МИЛАЯ - ТЫ
Слайд 19

Таинственную он величает Мадонной: Она молода и прекрасна была И чистой

Таинственную он величает Мадонной:
Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной

осталась,
Как зеркало речки спокойной, светла.
Как сердце мое разрывалось!...

Язычницей младой:
Мне непонятно счастье рая
Грядущий мрак, могильный мир…,
Назад! Язычница младая
Зовет на дружественный пир!

- Девой, Зарей, Купиной:
Белая ты, в глубинах несмутима,
В жизни строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима
Дева, Заря, Купина.

Хранительницей:
Я знал Тебя, мой вечный друг,
Тебя, Хранительница-Дева.

Прекрасной Дамой:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

Слайд 20

Он боится, что в миг воплощения Дева может превратиться в земное,

Он боится, что в миг воплощения Дева может превратиться в земное,

греховное создание, а ее “нисхождение” в мир явится падением:
Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя...
Как ясен горизонт: и лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Слайд 21

«НЕЗНАКОМКА» 1906 ГОД. По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и

«НЕЗНАКОМКА» 1906 ГОД.

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и

глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»1 кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Слайд 22

Стихотворение "Незнакомка Е. Иванов вспоминал: «9 мая 1906 г. Блок повез

Стихотворение "Незнакомка

Е. Иванов вспоминал: «9 мая 1906 г. Блок повез меня

в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги, где все убожество, скука и пошлость… Из небольшого венецианского окна видны «шлагбаумы», железная дорога. Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне «Незнакомки».

Блок объяснял, где он видел Незнакомку –
оказывается, на картинах Врубеля: «Передо мной
возникла…красавица кукла, синий призрак, земное чудо…
Незнакомка – это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового.

Слайд 23

И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?),

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан,

шелками схваченный,
В туманном движется окне…

Анализ стихотворения «Незнакомка».
В чем особенность композиции произведения? Его образов?
Что скрывается за образом Незнакомки?
Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение?
В чем смысл любви для поэта?

Символика цвета у Блока:
лиловый цвет – это что-то тревожное, черный цвет – разочарование, беспокойство, синий цвет – высокое, недостижимое.

Иллюстрации И. Глазунова

Слайд 24

Второй том (1904-1908 гг.) Переход от «мира божественного» к «тварному». Валерий

Второй том (1904-1908 гг.)

Переход от «мира божественного» к «тварному».
Валерий Брюсов

Циклы стихотворений

2 тома («Снежная маска» и «Фаина») обращены к Н.Н. Волоховой. Она принимала поклонение и любовь поэта, но влюблена в него не была. Этот странный, легкий и вместе мучительный роман длился почти 2 года.

«Как с далекого синего моря выплывала белая лебедка с девичьим ликом. Выплывала она из терема по вечерней заре, в кудри черные жемчуга впутаны, крылья белые, как пожар, горят… Обернулась лебедь белая – чудной девицей-раскрасавицей, ни дать, ни взять – Фаина прекрасная»
(из дневника А. Блока)

Слайд 25

Еще в юности в творчестве А. Блока возникает Гамлетовская тема Он

Еще в юности в творчестве А. Блока возникает Гамлетовская тема Он

готовится к театральному поприщу. В 1898 г. участвует вместе с Л.Д. Менделеевой в любительской постановке трагедии Шекспира «Гамлет».

Я – Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце – первая любовь
Жива – к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю
Клинком отравленным заколот
(1914)

Слайд 26

14 февраля 1914. «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз,и

14 февраля 1914. «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз,и

волнение моё растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва вы появитесь на сцене…» 2 марта 1914. «Не знаю, какой заколдованный цветок вы бросили мне, не Вы бросили, но я поймал».

Среди поклонников Кармен,
Спешащих пестрою толпой,
Ее зовущих за собою,
Один, как тень у серых стен
Ночной таверны Лиллас-Пастья,
Молчит и сумрачно глядит,
Не ждет, не требует участья,
Когда же бубен зазвучит
И глухо зазвенят запястья, -
Он вспоминает дни весны,
Он средь бушующих созвучий
Глядит на стан ее певучий
И видит творческие сны.
26 марта 1914

Любовь Александровна Дельмас

Слайд 27

«Пепелище»: «Душевное состояние поэта ужасно. Непробудная ночь плотно обняла всё –

«Пепелище»: «Душевное состояние поэта ужасно. Непробудная ночь плотно обняла всё –

и землю, и то, что под ней, и то, что свыше. Одна беспросветная страница сменяется другой, ещё кромешнее…
Даниил Андреев

Третий том (1907-1916 гг.)

Цикл, посвященный ей, состоит из 10 стихотворений.В цикле господствуют настроения отчаяния, жажды гибели. Уже заглавие отдельных стихотворений – «Пляска смерти», «Черная кровь», «Унижение», «Демон» - отражают эти мотивы.
Именно под впечатлением таких стихов
А.Ахматова назвала Блока «Трагическим тенором эпохи».

Слайд 28

Основные признаки символистской лирики А.Блока: Музыкальность Возвышенность тематики Многозначность Мистическая настроенность

Основные признаки символистской лирики А.Блока:
Музыкальность
Возвышенность тематики
Многозначность
Мистическая настроенность
Недосказанность
Расплывчатость образов.

Обобщение.
1.Назови поэтические особенности

цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.
2. Назовите основные мотивы цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.
3. Назовите основные образы цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.
4. Каким образом в цикле «“Стихи о Прекрасной Даме” отразилась философия Вл. Соловьёва?